За Якутию в последнее время серьезно взялись — один за другим планируются и уже реализуются серьезные инфраструктурные проекты. Федеральные СМИ который месяц обсуждают грядущее строительство моста через Лену, который должен наконец-то связать Восточную Сибирь с портами Охотского моря, а самому Якутску обеспечить круглогодичную связь с остальной Россией.
Что касается судостроительной отрасли, здесь на слуху другой масштабный проект — Жатайская судоверфь. Она должна стать ключевым инструментом для решения уже перезревшей задачи по обновлению речного флота Сибири. Строительство современной верфи на базе давно существующего Жатайского судостроительно-судоремонтного завода сначала затягивалось, но в последние годы дело пошло хорошими темпами. Уже в следующем году на стапеле там должны будут заложить первое судно.
Одна из последних новостей оттуда — принято постановление правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 года № 149, которым включены земельные участки АО "Жатайская судоверфь" в территорию опережающего социально-экономического развития "Якутия". Это первый и основной шаг по получению статуса резидента.
Что еще там происходит прямо сейчас? Самое время узнать подробности. Мы беседуем с директором предприятия Вадимом Собко.
— Расскажите, какими мощностями будет обладать судоверфь? Сколько судов и каких размерений сможет спускать ежегодно? Какие цеха и производства будут располагаться на территории?
— Как вы знаете, в апреле 2019 года с участием министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича Мантурова проведено торжественное мероприятие, посвященное началу строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи, которое осуществляется в рамках федеральной государственной программы.
В настоящее время ведутся строительные работы по возведению блока корпусных производств, в котором планируется осуществлять полный цикл сборки судна от закладки киля до насыщения основными крупными механизмами. Для спуска судна на воду предусмотрена реконструкция существующего слипа с увеличением количества веток открытых стапельных мест. Заложены мероприятия по организации участка по утилизации списанных судов.
Кроме строительства объектов будут выполнены мероприятия по прокладке комплекса инженерных сетей и строительству необходимой транспортной инфраструктуры.
Проектные работы по второму этапу планируем завершить в 2020 году. Во втором этапе будут выполнены работы по строительству таких основных объектов, как достроечная набережная, достроечный цех, камера очистки и окраски.
Производственная мощность судоверфи позволяет строить до 10 судов в год. Основные заказчики судов – это судовладельцы Ленского бассейна, осуществляющие перевозки жизнеобеспечивающих грузов. Кроме того, рассматривается возможность строительства паромов, рыболовных катеров и рыболовных траулеров.
— Судоверфь создается на базе уже существующего предприятия — Жатайского ССЗ. Что именно там модернизируется? Какое оборудование и где закупается?
— Да, строительство объектов судоверфи выполняется на территории действующего судоремонтного предприятия, уже снесено несколько старых цехов. Судоремонт очень важная составляющая, от которой зависит жизнеобеспечение большей части региона. Поэтому несмотря на проводимые мероприятия, деятельность судоремонтной базы не будет затруднена.
Проектной документацией прописан перечень судостроительного оборудования, необходимый для процесса строительства судна. Учитывая действующее законодательство, окончательный поставщик оборудования будет определен по итогам конкурентных процедур.
— На каком этапе сейчас находится строительство верфи? Что еще осталось сделать и в какие сроки?
— Сроки завершения строительных работ по первому этапу проекта утверждены федеральной государственной программой. Это конец 2021 года.
На начало 2020 года мы имеем котлован размерами 180 на 140 метров и свайное поле под основное здание судостроения — блок корпусных производств. Зимой этого года планируется завершить фундаментные работы с установкой термостабилизации грунтов, а к зиме следующего 2021 года смонтировать каркас и закрыть контур здания блока корпусных производств. Параллельно будут производиться работы по реконструкции существующего слипа, строительству инженерных сетей и дорог.
— Для предприятия нужны работники с соответствующей квалификацией. Откуда планируется набирать судостроителей? Где вести их подготовку?
— Мы имеем утвержденную структуру судоверфи, согласно которой при выходе на производственную мощность штат сотрудников должен составить 664 человека, из которых:
- вспомогательные рабочие – 119 человек;
- производственные рабочие – 323 человека,
- служащие – 222 человека.
Работа по подготовке специалистов ведется планомерно. В вопросе подготовки специалистов имеется поддержка региональных властей в лице главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева.
Для обеспечения Жатайской судоверфи квалифицированными кадрами планируется использовать механизмы целевой подготовки на всех уровнях образования на основе дуальной формы обучения. При этом Жатайский техникум определен базовой профессиональной образовательной организацией для подготовки кадров по программам СПО, профобучения.
Специалистов с высшим образованием планируется обучать по целевым договорам на базе учебных заведений Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калининграда, а также Якутского института водного транспорта. С учебными заведениями мы заключили соответствующие соглашения.
Кроме того, уже сегодня мы проводим работу по поиску опытных специалистов, в том числе в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
— Каким металлом планируете пользоваться? У кого заказывать? Логистика доставки листов в Якутию представляется нетривиальной, как она организуется? И есть ли планы подключиться к будущему металлургическому заводу, который должен вырасти в Большом Камне, возле суперверфи "Звезда"?
— Исходя из производственной программы, мы планируем строить флот со стальным корпусом из судостроительной стали. Логистика доставки грузов в Якутию достаточно сложная – это смешанные перевозки с участием железной дороги, речного и автомобильного транспорта. Ранее весь груз завозился через железнодорожную станцию "Лена". С прошлого года грузовладельцы переориентируются на станцию "Нижний Бестях".
Жатайская судоверфь на сегодня не закупает листовой и профильный прокат. Наши коллеги с судоремонта закупают металл из Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре.
Узнав о планах по металлургическому заводу в Большом Камне, мы направили информацию по потребности судоверфи в металле для учета при проектировании.
— Будет ли Жатайская судоверфь работать только на ЛОРП и других якутских клиентов или в дальнейшем сможет принимать заказы из других российских регионов?
— Целью строительства Жатайской судоверфи является обеспечение грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне (в том числе северный завоз) за счет обновления флота на современной судостроительной верфи.
В этой связи основные заказчики судов – это судовладельцы Ленского бассейна: ЛОРП, ФБУ "Администрация Ленского бассейна", Алексеевская РЭБ флота, "АЛРОСА-Лена", "Колымская судоходная компания",
Кроме данных судовладельцев рассматриваем возможность строительства для рыболовных компаний Дальнего Востока судов для добычи (вылова) крабов в рамках программы инвестквот ("квоты под киль").
— Когда судоверфь заработает в полном объеме? И какие плюсы это сулит экономике Якутии?
— Бизнес-планом предусмотрена закладка головного судна в 2021 году и выход на производственную мощность в 10 судов в год к 2025 году.
По расчетам, реализация проекта по созданию Жатайской судоверфи окажет положительное влияние на рост валового регионального продукта (ВРП) Республики Саха (Якутия). Прирост ВРП составит 0,11%.
Обновление флота, который сегодня дорабатывает свой срок, позволит обеспечить не только завоз жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные районы республики, но и выполнить перевозку грузов для планируемых инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Для городского округа "Жатай" строительство судоверфи — это новый импульс развития. Планируется порядка 700 новых рабочих мест, развитие смежных отраслей. Жатай и сейчас занимает активную позицию в части благоустройства территории, является победителем во всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства".
— Несколько лет назад была оглашена программа загрузки Жатайской верфи до 2036 года. Она была рассчитана на 160 единиц речных судов. Эта планка остается актуальной или планы откорректированы?
— Дело в том, что ранее выход на проектную мощность планировался к 2022 году. С учетом сегодняшних реалий данная дата смещена на 2025 год. При этом крайняя черта (2036 год) не смещена, соответственно производственная программа планируется на уровне 130 единиц судов.
— В ходе минувшего Восточного экономического форума "Газпромбанк" заключил соглашение о намерениях сотрудничать с Жатайской судоверфью. В чем именно будет заключаться это сотрудничество?
— Для завершения строительства объекта "Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей" необходимо привлечение внебюджетные источники финансирования, в том числе в виде лизинга.
Именно в связи с этим 6 сентября 2019 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Жатайской судоверфью и "Газпромбанком". По итогам проведенной работы и обсуждения вопросов внебюджетного финансирования с представителями "Газпромбанка" в Якутске в ноябре 2019 года принято решение подготовить и организовать встречу главы Республики Саха (Якутия) с председателем правления АО "Газпромбанк" Андреем Игоревичем Акимовым.
— Какие еще инвесторы привлечены к участию в проекте?
— Кроме "Газпромбанка" сегодня прорабатывается вопрос совместной работы с Фондом развития Дальнего Востока, ВЭБ РФ, "Дом РФ", ВТБ, "Россельхозбанком".
Мы готовы к диалогу, рассматриваем различные варианты.
Материалы по теме:
Северный износ (о планах строительства Жатайской судоверфи)
Одна из последних новостей оттуда — принято постановление правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 года № 149, которым включены земельные участки АО "Жатайская судоверфь" в территорию опережающего социально-экономического развития "Якутия". Это первый и основной шаг по получению статуса резидента.
Что еще там происходит прямо сейчас? Самое время узнать подробности. Мы беседуем с директором предприятия Вадимом Собко.
Вадим Собко / Жатайская судоверфь |
— Расскажите, какими мощностями будет обладать судоверфь? Сколько судов и каких размерений сможет спускать ежегодно? Какие цеха и производства будут располагаться на территории?
— Как вы знаете, в апреле 2019 года с участием министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича Мантурова проведено торжественное мероприятие, посвященное началу строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи, которое осуществляется в рамках федеральной государственной программы.
В настоящее время ведутся строительные работы по возведению блока корпусных производств, в котором планируется осуществлять полный цикл сборки судна от закладки киля до насыщения основными крупными механизмами. Для спуска судна на воду предусмотрена реконструкция существующего слипа с увеличением количества веток открытых стапельных мест. Заложены мероприятия по организации участка по утилизации списанных судов.
Кроме строительства объектов будут выполнены мероприятия по прокладке комплекса инженерных сетей и строительству необходимой транспортной инфраструктуры.
Проектные работы по второму этапу планируем завершить в 2020 году. Во втором этапе будут выполнены работы по строительству таких основных объектов, как достроечная набережная, достроечный цех, камера очистки и окраски.
Производственная мощность судоверфи позволяет строить до 10 судов в год. Основные заказчики судов – это судовладельцы Ленского бассейна, осуществляющие перевозки жизнеобеспечивающих грузов. Кроме того, рассматривается возможность строительства паромов, рыболовных катеров и рыболовных траулеров.
ЛОРП / "Ленское объединенное речное пароходство", ОАО |
— Судоверфь создается на базе уже существующего предприятия — Жатайского ССЗ. Что именно там модернизируется? Какое оборудование и где закупается?
— Да, строительство объектов судоверфи выполняется на территории действующего судоремонтного предприятия, уже снесено несколько старых цехов. Судоремонт очень важная составляющая, от которой зависит жизнеобеспечение большей части региона. Поэтому несмотря на проводимые мероприятия, деятельность судоремонтной базы не будет затруднена.
Проектной документацией прописан перечень судостроительного оборудования, необходимый для процесса строительства судна. Учитывая действующее законодательство, окончательный поставщик оборудования будет определен по итогам конкурентных процедур.
— На каком этапе сейчас находится строительство верфи? Что еще осталось сделать и в какие сроки?
— Сроки завершения строительных работ по первому этапу проекта утверждены федеральной государственной программой. Это конец 2021 года.
На начало 2020 года мы имеем котлован размерами 180 на 140 метров и свайное поле под основное здание судостроения — блок корпусных производств. Зимой этого года планируется завершить фундаментные работы с установкой термостабилизации грунтов, а к зиме следующего 2021 года смонтировать каркас и закрыть контур здания блока корпусных производств. Параллельно будут производиться работы по реконструкции существующего слипа, строительству инженерных сетей и дорог.
— Для предприятия нужны работники с соответствующей квалификацией. Откуда планируется набирать судостроителей? Где вести их подготовку?
— Мы имеем утвержденную структуру судоверфи, согласно которой при выходе на производственную мощность штат сотрудников должен составить 664 человека, из которых:
- вспомогательные рабочие – 119 человек;
- производственные рабочие – 323 человека,
- служащие – 222 человека.
Работа по подготовке специалистов ведется планомерно. В вопросе подготовки специалистов имеется поддержка региональных властей в лице главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева.
Для обеспечения Жатайской судоверфи квалифицированными кадрами планируется использовать механизмы целевой подготовки на всех уровнях образования на основе дуальной формы обучения. При этом Жатайский техникум определен базовой профессиональной образовательной организацией для подготовки кадров по программам СПО, профобучения.
Специалистов с высшим образованием планируется обучать по целевым договорам на базе учебных заведений Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калининграда, а также Якутского института водного транспорта. С учебными заведениями мы заключили соответствующие соглашения.
Кроме того, уже сегодня мы проводим работу по поиску опытных специалистов, в том числе в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
— Каким металлом планируете пользоваться? У кого заказывать? Логистика доставки листов в Якутию представляется нетривиальной, как она организуется? И есть ли планы подключиться к будущему металлургическому заводу, который должен вырасти в Большом Камне, возле суперверфи "Звезда"?
— Исходя из производственной программы, мы планируем строить флот со стальным корпусом из судостроительной стали. Логистика доставки грузов в Якутию достаточно сложная – это смешанные перевозки с участием железной дороги, речного и автомобильного транспорта. Ранее весь груз завозился через железнодорожную станцию "Лена". С прошлого года грузовладельцы переориентируются на станцию "Нижний Бестях".
Жатайская судоверфь на сегодня не закупает листовой и профильный прокат. Наши коллеги с судоремонта закупают металл из Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре.
Узнав о планах по металлургическому заводу в Большом Камне, мы направили информацию по потребности судоверфи в металле для учета при проектировании.
Жатайская судоверфь |
— Будет ли Жатайская судоверфь работать только на ЛОРП и других якутских клиентов или в дальнейшем сможет принимать заказы из других российских регионов?
— Целью строительства Жатайской судоверфи является обеспечение грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне (в том числе северный завоз) за счет обновления флота на современной судостроительной верфи.
В этой связи основные заказчики судов – это судовладельцы Ленского бассейна: ЛОРП, ФБУ "Администрация Ленского бассейна", Алексеевская РЭБ флота, "АЛРОСА-Лена", "Колымская судоходная компания",
Кроме данных судовладельцев рассматриваем возможность строительства для рыболовных компаний Дальнего Востока судов для добычи (вылова) крабов в рамках программы инвестквот ("квоты под киль").
— Когда судоверфь заработает в полном объеме? И какие плюсы это сулит экономике Якутии?
— Бизнес-планом предусмотрена закладка головного судна в 2021 году и выход на производственную мощность в 10 судов в год к 2025 году.
По расчетам, реализация проекта по созданию Жатайской судоверфи окажет положительное влияние на рост валового регионального продукта (ВРП) Республики Саха (Якутия). Прирост ВРП составит 0,11%.
Обновление флота, который сегодня дорабатывает свой срок, позволит обеспечить не только завоз жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные районы республики, но и выполнить перевозку грузов для планируемых инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Для городского округа "Жатай" строительство судоверфи — это новый импульс развития. Планируется порядка 700 новых рабочих мест, развитие смежных отраслей. Жатай и сейчас занимает активную позицию в части благоустройства территории, является победителем во всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства".
— Несколько лет назад была оглашена программа загрузки Жатайской верфи до 2036 года. Она была рассчитана на 160 единиц речных судов. Эта планка остается актуальной или планы откорректированы?
— Дело в том, что ранее выход на проектную мощность планировался к 2022 году. С учетом сегодняшних реалий данная дата смещена на 2025 год. При этом крайняя черта (2036 год) не смещена, соответственно производственная программа планируется на уровне 130 единиц судов.
Корабел.ру |
— В ходе минувшего Восточного экономического форума "Газпромбанк" заключил соглашение о намерениях сотрудничать с Жатайской судоверфью. В чем именно будет заключаться это сотрудничество?
— Для завершения строительства объекта "Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей" необходимо привлечение внебюджетные источники финансирования, в том числе в виде лизинга.
Именно в связи с этим 6 сентября 2019 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Жатайской судоверфью и "Газпромбанком". По итогам проведенной работы и обсуждения вопросов внебюджетного финансирования с представителями "Газпромбанка" в Якутске в ноябре 2019 года принято решение подготовить и организовать встречу главы Республики Саха (Якутия) с председателем правления АО "Газпромбанк" Андреем Игоревичем Акимовым.
— Какие еще инвесторы привлечены к участию в проекте?
— Кроме "Газпромбанка" сегодня прорабатывается вопрос совместной работы с Фондом развития Дальнего Востока, ВЭБ РФ, "Дом РФ", ВТБ, "Россельхозбанком".
Мы готовы к диалогу, рассматриваем различные варианты.
Материалы по теме:
Северный износ (о планах строительства Жатайской судоверфи)