Первый краболов
Пусть читателей не смущает столь громкая фраза - "первый краболов". В действительности это факт, который нельзя оспаривать - до этого российские рыбаки покупали у японцев подержанный флот такого типа. Теперь "Пелла" претворяет в жизнь уникальный проект судна, специлизирующегося на вылове крабов с помощью конусных ловушек, причем исключительно российский. Но обо всем по порядку.
Краболов "Русь", такое патриотичное название дали судну, предназначен для специализированного донного ярусного лова краба (камчатский, опилио, синий и прочие) конусными ловушками "японского" типа с последующей сортировкой, перегрузкой в решетчатые корщины и транспортировкой живого краба на рынки. Укладывают улов в охлажденную и подготовленную для этого забортную воду, которой заполнили специальный изолированные цистерны - RSW-танки. Причем обработка улова и продукции на борту судна не предусмотрена.
Район плавания судна - неограниченный, в соответствии с категорией ледовых усилений, указанных в символе класса судна.
Эксплуатировать краболов можно в умеренных, северных и южных широтах Тихого океана с прилегающими к нему морями, с учетом круглогодичной эксплуатация в незамерзающих морях и мелкобитом льду в неарктических морях, соответствующем ледовому классу Iсe2.
Основные характеристики краболова проекта 03070:
- Длина габаритная, м - 50,45;
- Ширина габаритная, м - 12,53;
- Дедвейт, т - 811;
- Полное водоизмещение, т - 1931;
- Осадка габаритная при полном водоизмещении, м - 6,72;
- Суммарная вместимость RSW-танков, куб.м - 461;
- Вместимость кладовой наживки, куб.м - 30,5;
- Главный двигатель, кВт - около 1200;
- Скорость, уз - около 12;
- Автономность, суток - не менее 5 суток;
- Дальность плавания, миль - не менее 6000;
- Экипаж, чел - 30;
- Класс РС - KM Ice2 AUT3 (REF) Fishing Vessel.
Судно строится по заказу рыболовецкой компании "Антей". Проект краболова разработало ПКБ "Петробалт". А это, кстати, важно. "Русь" является отечественным краболовом - российский судостроительный завод реализует полностью российский проект судна. Что для нашего рыбопромыслового рынка ново.
Чем насыщена "Русь"
Еще на пресс-подходе президент группы компаний "Антей" Иван Михнов рассказал журналистам, что "Русь" практически полностью насыщена отечественным оборудованием. Правда, за исключением главного двигателя, вспомогательных двигателей и холодильных установок.
Компания Wartsila поставила на краболов главный двигатель марки 6L20 мощностью 1200 кВт при 1000 об./мин. В качестве вспомогательной энергетической установки предусмотрены два вспомогательных дизель-генератора (ВДГ) фирмы Caterpillar тип С18 электрической мощностью около 565 экВт при 1800 об./мин. Помимо этого, в состав ВЭУ входит также водогрейный отопительный котел фирмы ACV тип СА200 тепловой мощностью около 200 кВт, а также инсинератор фирмы Detegasa тип IRA-10 тепловой мощностью около 110 кВт.
Согласно проекту, на краболове предусмотрен один аварийный дизель-генератор тоже фирмы Caterpillar тип С7 электрической мощностью около 120 экВт при 1800 об/мин.
"Русь" оснащена рулевым устройством электрогидравлического типа, которое снабжено одним рулем с закрылком производства Fluidmecanica. Рулевой привод обеспечивает полную перекладку руля с 37 градусов одного борта на 37 градусов другого борта.
Что же касается системы производственной холодильной установки, которая обеспечивает поддержание необходимой температуры забортной воды в цистернах хранения краба, то в ее состав входят винтовые холодильные компрессоры с электродвигателями, маслоотделители, отделитель жидкости, конденсаторы, испарители, разного типа насосы, трубопроводы и различная арматура.
В качестве радионавигационного оборудования на краболове "Русь" проекта 03070 установлены ГМССБ, в систему которой входит два комплекта УКВ радиостанций с ЦИВ, ПВ/КВ-радиоустановка, "Инмарсат", приемник службы "Навтекс", аварийный радиобуй "КОСПАС-САРСАТ" с системой гидростатического самоотделения, два комплекта судового радиолокационного ответчика. Помимо этого, судно оснащено судовой спутниковой телевизионной антенной.
Переходим к внешней части "Руси". Окраска судна выполнена материала компании "Йотун Пэйнтс" - ведущего мирового производителя ЛКМ.
Для обеспечения заложенных в проект мореходных качеств при операциях постановки и выборки яруса, а также при швартовке на краболове предусмотрено носовое подруливающее устройство типа Schottel "PumpJet" мощностью около 200 кВт. Стоит подчеркнуть, что конструкция оборудования позволяет кратковременно использовать его как движитель малого хода при движении без использования основной пропульсивной установки.
Для проведения швартовных операций на краболове предусмотрены турачки носового якорно-швартовного брашпиля и в корме один швартовный шпиль DMT C-E 36kN с номинальным тяговым усилием 36 кН, с электрическим приводом.
В кормовой части краболов имеет электрогидравлический грузовой кран фирмы Palfinger марки PKM150 со складной стрелой. Максимальный вылет крана – около 8 м, в том числе вылет за Пр.Б – около 6 м. Грузоподъемность на максимальном вылете – около 2,1 т. Кран необходим для погрузки наживки и провизии.
А для загрузки и выгрузки отсортированного живого краба в/из RSW-танки/ов в носовой части судна другой кран модели PKM350 компании Palfinger тоже со складной стрелой. Его максимальный вылет составляет около 12 м, в том числе вылет за Пр.Б – около 6 м. Грузоподъемность на максимальном вылете – около 3600 кг.
В качестве спасательного комплекса судно имеет четыре надувных спасательных плота в контейнерах типа ПСН-20МК, вместимостью 20 человек каждый, одно спускоподъемное устройство, с вылетом стрелы 4,5 м, одну дежурную шлюпку с жестким корпусом, типа RSB-0417, вместимостью 6 человек.
Краболова на новый год
На церемонии спуска судна "Русь" проекта 03070 присутствовали заместитель генерального директора ЛСЗ "Пелла" Сергей Кухтик, президент ГК "Антей" Иван Михнов, генеральный директор компании "Антей" Андрей Поломарь, врио руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Андрей Яковлев, президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, технический директор компании "НЭМО" Вадим Гурьев и крестная мать краболова "Русь" Ирина Михнова.
Первым слово взял Сергей Кухтик, отметив, что спуск судна на воду - это результат работы завода "Пелла", корабелов: "Сейчас мы участвуем в спуске краболова "Русь", но это лишь первый этап работы. В 2019 году мы завершим испытания судна и передадим его заказчику. Хочу сказать, что "Пелла" умеет работать в срок. Поэтому наше предприятие выполнит все обязательства, установленные в контракте".
Затем выступил врио руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства: "Для меня большая честь присутствовать на современном судостроительном заводе "Пелла" на таком грандиозном событии - спуске первого в современной истории России краболова компании "Антей". Хочется отметить, что это судно соответствует всем последним требованиям, а также устанавливает новые стандарты по безопасности мореплавания и условиям для работы рыбаков. Все это было бы невозможно без введенной программы инвестквот, в рамках которой на сегодня заключено 33 договора на строительство судов на отечественных верфях. Отрадно, что шесть "рыбаков" строятся непосредственно на "Пелле", два из которых планируются к спуску на воду весной 2019 года".
Следующим взял слово Александр Дупляков, который заметил, что спуск "Руси" - знаковый момент, потому что краболовный флот существует давно, но история его началась в 1928 году: "Тогда впервые на промысел вышел первый советский краболов - "Первый краболов". И вот спустя ровно 90 лет спускается первый российский краболов, и он, наверное, получит продолжение в виде серии судов".
Затем выступил Георгий Мартынов: "Это знаменательное событие - спуск краболова "Русь"! Мы вспомнили первого советского краболова, а мне припоминается то, как мы перерабатывали крабов на плавзаводах польской постройки "Павел Чеботнягин", "Константин Суханов". Чем мы их доставляли - доставляли обыкновенными деревянными ботами, которые давно сгнили, а плавзаводы списали более 20 лет назад. И когда российский промысел крабов в новейшей истории России возрождался, встал вопрос, чем добывать краба. Если от Советского Союза для рыбодобывающей отрасли у нас еще был флот, то для крабодобывающего не было ничего. Потом мы пошли покупать подержанные суда в Кореи, Японии. Потом возникали проблемы с переоборудованием флота, предъявлением судов регистру. И сегодня мы с вами творим историю!"
Завершал цепочку торжественный выступлений Иван Михнов, который отметил, что реализация краболова давалось нелегко, потому что опираться на то, что есть, не было возможности: "Мы опирались на существующие проекты ярусоловов, полностью передали и сделали действительно краболовное судно в России. Сейчас рано делать выводы о результате, пока это только коробка с установленными главным и вспомогательными двигателями. В том, что сотрудники "Антея" смогут успешно работать на этом судне, нет никаких сомнений".
"Аналогов в мире нет"
После выступлений, освящения судна и разбитой бутылки шампанского о борт "Руси" начался пресс-подход с Иваном Михновым, президентом ГК "Антей". По его словам, краболов проекта 03070 не только единственный краболов в России, но и в целом современное судно, которое не имеет аналогов в мире.
Почему выбрана для строительства "Пелла", а не, допустим, завод на Дальнем Востоке? Глава ГК "Антей" заметил, что он объездил все верфи Приморья и ни одна из них не подошла для того, чтобы построить подобное судно.
Стоимость краболова "Русь", по словам Михнова, составляет 15 млн евро (1 млрд 185 млн руб по нынешнему курсу 1 евро = 79 руб). Он подчеркнул, что это значительно дешевле, чем будущие проекты краболовных судов, которые сейчас разрабатываются.
Как заметил глава ГК "Антей", уже в сентябре 2019 года компания планирует ловить краба на судне "Русь". А сам перегон краболова будет осуществляться по Севморпути.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Выборгские корабелы спустили на воду современный рыболовный траулер (фоторепортаж со спуска траулера "Баренцево море" на ВСЗ)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь").