Как и предполагал Korabel.ru, новый подход к обеспечению пополнения отечественного гражданского флота, ставший очевидным после августовского (18.08.22) правительственного совещания под председательством главы государства Российского, получил свое дальнейшее развитие. Эта чувствительная тема была вновь поднята уже в первые рабочие дни нового 2023 года – теперь уже в ходе аналогичного мероприятия, состоявшегося 11 января.
Не вызывает сомнений, что судьба флота представляется высшему руководству страны настолько значимой, что в повестке дня очередного совещания именно он по праву занял первое место. В ходе выступления вице-премьера (и, по совместительству, главы Министерства промышленности и торговли) Дениса Мантурова стали очевидным три особо важных обстоятельства:
Во-первых, государство готово оказать отечественным корабелам всемерную поддержку, прежде всего обеспечив надежное финансирование национальной судостроительной программы.
Во-вторых, все препятствующие активному строительству судов проблемы теперь будут решаться в кратчайшие и при этом конкретные сроки.
В-третьих, в обмен на все это ожидается свершение настоящего профессионального чуда: создания современного гражданского флота всего за пять лет.
Миллиарды: откуда возьмутся и куда пойдут
По информации Д. Мантурова, в ходе согласования инвестиционного проекта на 2023-27гг "свёрстана" программа обновления гражданского флота России на 231 миллиардов рублей. Большую часть этих средств (136 млрд) предполагается позаимствовать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) под более чем скромные 1,5% годовых, плюс "смягченные" требования по прибыльности. В качестве дополнения к этому в бюджет заложены еще 10 млрд рублей на субсидии предприятиям судостроительной отрасли. Таким образом, суммарный объем прямого государственного финансирования достигает 146 млрд рублей.
Еще 85 млрд руб. предполагается привлечь "с рынка" посредством усилий Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Очевидно, что эта составляющая призвана существенно снизить нагрузку на госбюджет, хотя ее использование явно не исключает привлечения как частных капиталов, так и средств государственных российских компаний – но уже на рыночных условиях.
По мнению руководства Минпромторга, именно подобная комбинированная схема финансирования сможет обеспечить будущим эксплуатантам новых судов экономически эффективную лизинговую модель.
Согласно подсчетам специалистов Минпромторга, с использованием этих средств российские верфи в течении последующих пяти лет рассчитывают построить 260 гражданских судов различного дедвейта и назначения. При этом наибольший объем заказов ожидается по танкерам, контейнеровозам, сухогрузам (т. е. преимущественно крупнотоннажным судам) в том числе и арктического класса.
Впрочем, не забыты также:
– рыбо- и крабопромысловые суда, что на практике должно означать активизацию их постройки в рамках известной программы "Квоты под киль";
– земснаряды, критически необходимые после массового исхода из России крупнейших иностранных операторов дноуглубительных флотов;
– суда для внутренних водных путей и смешанного (река-море) плавания, которые должны обеспечить грузоперевозки как по существующим, так и по вновь создаваемым транспортным коридорам (вроде спешно реанимируемого проекта МТК "Север-Юг");
– современные пассажирские суда (преимущественно малого и среднего тоннажа), как с альтернативными (электроходы), так и с традиционными пропульсивными системами (в том числе "Метеоры"), которые также жизненно необходимы в условиях ожидаемого увеличения внутреннего туризма с соответствующим ростом пассажиропотоков.
Не меньше, а больше
Стоит обратить внимание, что обновленная судостроительная программа на 2023-2027гг значительно превышает возможности базовой (на 2013-2030 гг) по концентрации выделяемых средств. Так, даже если рассчитывать только на прямое государственное финансирование, то на каждый год предстоящей ударной судостроительной пятилетки в среднем будет приходиться по 29 млрд руб., а с учетом денег ожидаемых "с рынка" этот показатель возрастает до 46 млрд рублей в год.
Для сравнения: в рамках 18-летней госпрограммы развития отечественного судостроения до 2030 года данный показатель составлял лишь около 18,8 млрд рублей в год. К тому же далеко не всю гигантскую общую сумму (почти 338 млрд рублей) предполагалось направить непосредственно на поддержку судостроительного производства.
Как видно из приведенной ниже таблицы, почти 40% этих значительных средств были запланированы на развитие отраслевой науки, а еще порядка 14% (свыше 48 млрд рублей) – для обеспечения дополнительного финансирования предшествующей программы развития гражданской морской техники от 2009 года.
Распределение средств Государственной программы РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 годы", тыс. руб.
№ | Название подпрограммы/программы | Выделяемые средства |
1 | Развитие судостроительной науки | 122 999 000,00 |
2 | Развитие гражданской морской и речной техники | 90 270 000,00 |
3 | Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли | 27 500 000,00 |
4 | Государственная поддержка | 43 400 500,00 |
5 | Обеспечение реализации государственной программы | 5 575 000,00 |
6 | Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 гг. | 48 199 085,30 |
Итого | Развитие судостроения на 2013-2030 гг. | 337 943 585,3 |
Данные: Государственная программа РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 годы"
Заметим также, что сумма, выделяемая из Фонда национального благосостояния, по сравнению с первоначальными ожиданиями была увеличена на 6 млрд рублей. Так, еще в двадцатых числах декабря 2022-го руководство Минпромторга рассчитывало на выделение из ФНБ лишь 130 млрд руб., которые в итоге выросла до 136 млрд рублей.
При этом можно поставить решительную точку на всевозможных спекуляциях о якобы "сокращении" государственного финансирования программы гражданского судостроения в России – по сравнению с более внушительной суммой в 286,5 млрд рублей из ФНБ, которая была озвучена представителями Минпромторга в сентябре прошлого года.
Подобная коррекция представляется вполне логичной на фоне очевидного решения руководства страны разделить десятилетнюю (2023-2032гг) программу на две более гибких пятилетки с соответствующей коррекцией финансирования. К тому же есть все основания ожидать, что по результатам фактической реализации первого пятилетнего плана финансирование второго этапа будет увеличена, так что общий итог (как минимум) вплотную приблизится к 300 млрд рублей.
Таким образом, из Фонда национального благосостояния для стимулирования судостроения (льготный лизинг) планируется выделить почти в три раза больше средств, чем это предполагалось изначально. Напомним, что на стартовом этапе разработки программы, отечественный Минпромторг оценивал эту сумму всего в 108 млрд рублей, которые составили бы менее 23% всех требуемых на пополнение флота средств (477 млрд руб.) – а остальные деньги на новострой российским компаниям пришлось бы изыскивать уже самостоятельно. Теперь же государство принимает на себя более 60% расходов по финансированию (в различных формах) масштабной программы строительства гражданских судов.
Что же касается сроков решения всех финансовых вопросов, то, в соответствии с указаниями Президента России Владимира Владимировича Путина, то паспорта на инвестиционные проекты должны быть готовы уже в течении ближайшего месяца, а средства для организации льготного лизинга водного транспорта российского производства – предоставлены не позднее первого квартала текущего года. При этом руководство Минпромторга заверяет, что все мероприятия для запуска проекта планируется завершить уже к 31 марта.
На что еще выделяются деньги?
Представляется очевидным, что именно 2023 год станет рекордным по объемам государственных средств, выделяемых на развитие российского судостроения. Примечательно, что это касается не только финансирования непосредственно судостроительной программы, но и тесно связанных с нею дополнительных федеральных отраслевых проектов, а также целого комплекса субсидий:
Бюджетные расходы по государственной программе "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", сопутствующим федеральным проектам и субсидиям, 2023-25гг (тыс. руб.)
2023 | 2024 | 2025 | |
Программа развития судостроения и техники для шельфовых месторождений |
24 803 753,4 |
11 803 858,2 |
15 304,3 |
ФП Развитие крупнотоннажного судостроения | 6 122 717,1 | 6 122 717,1 | 5 622 717,1 |
ФП Стимулирование спроса на продукцию судостроения | 18 474 036,3 |
5 474 141,1 |
9 474 538,3 |
Субсидии по затратам на крупнотоннажное судостроение |
5 941 838,4 |
5 941 838,4 |
5 441 838,4 |
Субсидии по кредитам на обеспечению лизинговых платежей |
3 500 000,0 |
3 500 000,0 |
3 500 000,0 |
Субсидии на покупку/постройку судов взамен утилизированных |
500 000,0 |
500 000,0 |
500 000,0 |
Данные: Закон о Федеральном бюджете на 2023 г и на плановый период 2024 и 2025 гг
Стоит особо отметить, что по сравнению с ушедшим 2022-м годом бюджетное финансирование Программы увеличено почти на 7,5 млрд рублей. Ожидаемое же снижение данного показателя в 2024-25гг объясняется отнюдь не уменьшением внимания государства к проблемам отрасли, а лишь необходимостью эффективного маневра выделяемыми для их решения средствами.
В частности, 15 млрд рублей (14 млрд на 2024-й и еще 1 млрд – на 2025 год соответственно) зарезервировано на финансирование разработки, создания и внедрения судового оборудования и комплектующих – то есть для борьбы с импортозависимостью отечественного судостроения от недоброй воли зарубежных производителей. А еще 5 млрд рублей зарезервированы для запланированного на 2025 год увеличения уставного капитала АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК), при участии которой впоследствии предполагается существенно расширить привлечение рыночных средств в национальные судостроительные проекты.
Весьма внушительная (без малого 18,5 млрд рублей!) сумма будет выделена в текущем году для стимулирования спроса на отечественную продукцию судостроительной промышленности, с последующим сохранением ассигнований в рамках данной программы (хоть и в более скромных объемах) на протяжении 2024-25гг.
Довольно значительными (а главное стабильными) представляются и объемы субсидий, которые государство собирается ежегодно обеспечивать для частичного возмещения затрат на сооружение крупнотоннажных судов (почти 6 млрд), а также компенсации расходов по обслуживанию кредитов на оплату лизинговых платежей по договорам 2009-2023 гг (по 3,5 млрд рублей). Таким образом создается достаточно мощный стимул для участия российских компаний в активном "расчехлении" программ крупнотоннажного судостроения – при непременном условии оперативного принятия ими решений по заказу новостроя.
Сравнительно небольшими на этом фоне выглядят размеры возможных субсидий на приобретение или сооружение новых судов, взамен выведенных из эксплуатации и отправленных на утилизацию (из расчета общей суммы в 500 млн рублей в год). Впрочем, подобная мера также может оказать заметный стимулирующий эффект к обновлению флота, особенно в сегменте малых и средних судоходных компаний, который оперируют небольшим количеством по большей части возрастных судов.
Таким образом, базовые условия для притока новых заказов на отечественные верфи нашим государством созданы. Теперь дело за инвесторами, которым предстоит оценить все очевидные выгоды, а также возможные риски сложившейся обстановки и – за российскими корабелами, которым (в случае реализации надежд на активность инвесторов) предстоит в течении ближайших пяти лет строить и передавать заказчикам (в среднем) более чем по пятьдесят судов ежегодно.
...А Korabel.ru будет по-прежнему внимательно следить за осуществлением этих масштабных планов и подробно рассказывать о ходе их реализации в своих последующих специальных материалах.
Читайте по теме: Судостроение России: новые времена - новые ориентиры
Импортозамещение и лизинг по-русски: не рановато ли хоронить?
Судостроение в Арктике: квазисенсации с полным разоблачением
Утилизация судов: что важно знать корабелам