Вместе с тем, это добавляет интриги, ведь две самые представительные в Европе выставки SMM в Гамбурге и "Нева" в Санкт-Петербурге впервые будут проведены в один год. Первая в феврале, а вторая в сентябре. Посмотрим, как будет развиваться борьба за персональный состав этих форумов, ведь участие сразу в двух таких мероприятиях дело накладное и трудоемкое, но, с другой стороны, отсутствие на любом из них для лидеров судостроительного рынка – это репутационные потери. Пожелаем успехов отечественной команде организаторов "Невы-2021" в этой схватке.
При этом нельзя забывать и о Seafood Expo Russia 2021, которая запланирована на начало июля следующего года. Ведь эта выставка становится все более актуальна для судостроителей. Начавшись как ярмарка производителей рыбной продукции, она постепенно превратилась в место, где рыбаки и строители судов стали реально встречаться и разговаривать. А те сдвиги во взаимоотношениях, которые произошли в последние годы в силу начала работы программ "Квоты под киль", позволяют с уверенностью говорить, что эти связи надолго. И уже не чувствуется, что это противоестественные отношения, хотя начиналось с большого скептицизма со стороны рыбаков. Теперь диалог заказчика и поставщика уже похож на совместную работу, совместный поиск оптимальных решений при возникновении трудностей. За это, поверьте, руководители верфей очень благодарны своим новым заказчикам. А рыбаки реально поняли, что и с отечественных предприятий можно получать новые современные суда. Об этом читайте в нашем журнале.
Информационные мероприятия начала этого года, как отметил я выше, особого оптимизма не добавляют, а вот судостроительная жизнь идет своим чередом. Военные корабли строятся и ремонтируются, рыбопромысловые суда и краболовы закладываются в небывалом для российских верфей объеме, суда "река-море" передаются заказчику своевременно, и их появление уже давно не является каким-то достижением – просто обыденность, технический флот тоже исправно пополняется. Это хорошо. Более того, появляются и экзотические суда. Онежский ССЗ совместно с "Морской техникой" передали заказчику два гибридных рабочих катера, в Санкт-Петербурге спущен первый отечественный полностью электрический пассажирский катамаран "Эковольт" спроектированный и построенный "НПК "Морсвязьавтоматика", на дальневосточной "Звезде" приступили к строительству атомного ледокола "Лидер".
Пока, к сожалению, не состоялась премьера года. Обещанный к навигации-2020 речной круизный лайнер "Мустай Карим" до сих пор публике не предъявлен. Более того, информация о нем с "Красного Сормова" не поступает. А жизненный опыт подсказывает, что если что-то из разрекламированного делается втихаря, значит реальное состояние дел совершенно не соответствует заявленному.
В принципе, ничего неожиданного в этом нет. Я неоднократно писал, что при его создании неизбежно придется столкнуться с массой проблем, о которых организаторы в начале пути и не подозревали. Ведь такое судно в России строится впервые, оборудование на нем – либо незнакомое судостроителям, либо и вовсе вновь разработанное, причем впервые для поставщика. Такие суда – совсем не рядовые сухогрузы или танкеры. Построить корпус, установить общесудовое оборудование и трубопроводы – это в лучшем случае половина дела, а скорее, одна треть. Самое затратное по времени – организация пассажирской зоны. И это не столько интерьеры, хотя они тоже не подарок, сколько обеспечение кондиционирования и вентиляции с их наладкой, работа ресторана с его кухней (не путать с камбузом личного состава!), работа пассажирских лифтов и многое другое, о чем в традиционном судостроении никто и не задумывается. Однако я уверен, что профессионалы "Красного Сормова" разгрызут и этот "орешек" и в очередной раз покажут свое мастерство.
С уважением, Николай Ивакин,
главный редактор "Корабел.ру"