— Елена Вячеславовна, среди десятков специальностей вашего колледжа какие касаются морской и речной тематики?
— Мы готовим ребят по четырем техническим специальностям, востребованным на судостроительных предприятиях региона: "Судостроение", "Сварочное производство", "Технология машиностроения", "Управление качеством продукции, процессов и услуг".
Стоит отметить, что в этом году набор на обучение по специальности "Судостроение" и "Технология машиностроения" осуществлялся в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
Сегодня на судостроительных предприятиях очень востребованы сборщики корпусов металлических судов, слесари-монтажники судовые, слесари по сборке металлоконструкций, сварщики, контролеры сварочных работ, токари, операторы станков с программным управлением. В рамках проекта подготовка по специальностям осуществляется по согласованным с работодателями учебным программам выпускники получают квалификацию техника и свидетельство о рабочей профессии. Кроме того, им предоставляется возможность поступать в учебные заведения высшего образования по внутренним экзаменам на интегрированные учебные планы с сокращенными сроками обучения.
Подготовку специалистов для судостроительных предприятий города мы ведем на бюджетной основе совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом.
— Существует мнение, что отличники и хорошисты преимущественно идут в вузы, а профтехучилища – удел троечников...
— Круглые троечники к нам не пройдут по среднему баллу аттестата, даже если бы мы хотели дать им профессию. Так средний балл аттестата по специальности "Судостроение" в 2022 году составил 3,9. В рамках приемной компании 2023-2024 учебного года колледж принимал документы по специальности "Судостроение" на 50 бюджетных мест. На начало августа подали документы уже более 220 человек. Так что судите сами, каковы шансы поступить у ребят с неважными оценками. На специальности "Технология машиностроения" и "Управление качеством продукции, процессов и услуг" средний балл аттестата 4,1, "Сварочное производство" — 3,5.
— Что не так со сварщиками? Профессия непопулярна?
— Можно сказать и так. Много ли родителей, которые мечтают, чтобы их сын стал сварщиком? Тяжелый труд, высокий риск профессиональных заболеваний. Конечно, мы много внимания уделяем теме охраны труда и культуры труда, но "работой мечты" профессию сварщика не назовешь.
— Тем не менее, она остро востребована. Об этом свидетельствует статистика рекрутинговых агентств. Вообще, кто и как определяет потребность отрасли в кадрах?
— Система профессионального образования адекватно реагирует на потребность в кадрах. Однако далеко не все выпускники в дальнейшем идут в профессию. Труд тяжелый, платят не всегда достаточно. Так что этот вопрос больше к работодателям. Что же до определения потребности, то отделение практической подготовки и трудоустройства колледжа ежегодно получает от работодателей соответствующую информацию, в том числе и о возможностях предприятий принять на производственную практику наших учеников.
Кроме того, колледж активно сотрудничает со службой занятости города и кадровыми агентствами по вопросам опережающей подготовки и переподготовки кадров.
— Судостроители нередко отмечают низкий уровень образования студентов вузов. А уровень подготовки школьников меняется с годами в ту или другую сторону?
— Мы наблюдаем постепенный рост среднего балла аттестатов абитуриентов. Сейчас он 4,3, а всего пару лет назад был всего 3,9. Хотя нужно признать: по итогам всероссийских проверочных работ первокурсники не подтверждают уровень знаний по дисциплинам. У ЕГЭ и ОГЭ есть и свои плюсы, но и большой минус — вы можете натаскать детей, чтобы ответы у них отлетали от зубов, но при переходе на следующий этап образования ребята сталкиваются с вопросами, ответы на которые они, оказывается, не зазубривали. С другой стороны, я поражаюсь, как вчерашние школьники умеют быстро добывать нужную информацию.
— Участвуют ли ваши партнеры из промышленности в формировании учебных планов?
— Все основные профессиональные образовательные программы подготовки согласованы с ведущими работодателями отрасли.
— То есть они к вам приходят и корректируют программы?..
— Мы к ним приходим и прямо спрашиваем: чего вам надо от выпускников? Это делается путем анкетирования на предмет удовлетворенности руководителей структурных подразделений предприятий подготовкой кадров в колледже. По итогам анкетирования создается и реализуется перечень мероприятий, направленных на внесение изменений и дополнений в учебные планы и программы. Кроме того, наши преподаватели проходят стажировки на территории подразделений работодателя, а наставники от предприятий — курсы повышения квалификации на территории колледжа.
Составление программ обучения — очень тяжелая задача. Не знаю, удивлю вас или нет, но профессионального стандарта в судостроении не существует. Он мог бы стать большим подспорьем в организации среднего профессионального образования. Инициатива о создании такового со стороны судостроителей звучала. Однако реальных достижений в этом вопросе пока невидно. Отрасль работала без стандарта и, видимо, там считают, что и дальше может прекрасно без него обходиться. А вот нам, педагогам, без него сложно. В конце концов, эта брешь сказывается и на отрасли.
— Каков срок подготовки специалиста в Петровском колледже? Сколько времени выделяется на практику?
— Срок обучения по специальностям технического профиля на базе девятилетки составляет в основном три года 10 месяцев. На специальностях в рамках федеральной программы "Профессионалитет" сроки сокращены за счет практикоемкости подготовки будущего специалиста.
На втором курсе студенты проходят практику в учебно-производственных мастерских колледжа, на третьем-четвертом — производственную практику на территории работодателя. Общая продолжительность практической подготовки в зависимости от специальности достигает 60%.
В рамках реализации основных профессиональных образовательных программ обучающиеся изучают общепрофессиональные дисциплины. Инженерную графику, электротехнику и электронику, материаловедение, метрологию и стандартизацию, информационные технологии в профессиональной деятельности. А также проходят углубленную подготовку в соответствии со специальностью.
Будущие судостроители изучают технологическую подготовку производства, конструкторское обеспечение судостроительного предприятия. Специалисты в области технологии машиностроения и сварочного производства — разработку технологических процессов и проектирования изделий.
— С какими судостроительными компаниями вы сотрудничаете?
— Колледж взаимодействует с предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Корпорацией морского приборостроения (КМП). Студенты проходят производственную практику на "Адмиралтейских верфях", Балтийском заводе, "Северной верфи", СНСЗ, Концерне "НПО Аврора" и "Океанприборе". Стараемся подбирать для практических занятий наиболее интересные места, иначе ребята просто сбегают со специальности.
На первом курсе они посещают предприятия, знакомятся с будущими местами практики, ведущими специалистами, участвуют в совместных мероприятиях на территории учебных центров предприятий. Представители работодателя принимают участие в наших мероприятиях, направленных на мотивацию ребят к выбранной специальности: предметных олимпиадах, профессиональные конкурсах, днях карьеры.
На старших курсах руководители структурных подразделений предприятий отбирают студентов для целевой подготовки и трудоустройства по окончанию учебного заведения. Ведущие специалисты предприятий выступают руководителями дипломных проектов выпускников колледжа, принимают участие в работе государственных аттестационных комиссий, демонстрационных экзаменах.
"Северная верфь" активно сотрудничает по целевой подготовке кадров в области сварочного производства.
— Как вы относитесь к появлению в школах инженерных классов?
— Приветствую. Ведь мы вынуждены ориентироваться при приеме исключительно на средний балл аттестата. А иной троечник может в будущем оказаться прекрасным мастером. Но в колледж ему не пройти при современной системе приема. С появлением инженерных классов проблема тоже не снимается, но пусть хотя бы хорошисты придут на специальность, о которой они уже что-то знают. Больше вероятность, что вскоре не сбегут.
В моем представлении при приеме абитуриентов нужно использовать подход учебных организаций, где готовят по творческим профессиям. Ведь там недостаточно иметь подходящий средний балл аттестата. Абитуриент еще должен пройти творческий конкурс, позволяющий оценить его способности. Вот и нам нужна возможность принимать детей, уже попробовавших поработать руками, и показавших достойный для своего возраста уровень. А куда сегодня идти мальчику с золотыми руками, но тройкой по русскому языку?
Хорошо, если родители школьника имеют возможность отдать его на коммерческое обучение. Но на это не все готовы.
— Много школьников, которые, несмотря на юный возраст, максимально осознано выбирают судостроение?
— Как раз в судостроении их достаточно много. В этой отрасли высока преемственность поколений — роль трудовых династий. Кроме того, колледж принимает активное участие в профориентации обучающихся школ на технические специальности колледжа. На территории образовательной организации реализуются программы для обучающихся с шестого по девятый классы в области судостроения, машиностроения, робототехники, IT-технологий, электроэнергетики.
Школьники могут пройти предпрофессиональную подготовку, попробовать себя в будущей специальности, получить информацию о возможностях обучения и трудоустройства.
Упомянутые инженерные классы дают возможность получать более мотивированных, подготовленных абитуриентов и выстраивать систему непрерывной подготовки кадров по интегрированным учебным планам в системе "школа-колледж-ВУЗ-предприятие".
— Что за проект вы реализуете совместно с Корпорацией морского приборостроения и Корабелкой?
— Проект предусматривает создание образовательно-производственного центра на территории Музея военно-морской славы с конгрессно-выставочным центром в Кронштадте, научно-образовательного центра на территории учебного корпуса факультета "Приборостроение" СПбГМТУ, проектного офиса молодых ученых и специалистов на территории пространства коллективного пользования Точка кипения Petrocollege и участие в ФП "Профессионалитет" в области морского приборостроения.
Наши студенты будут активно заниматься в модулях этого центра со следующего года. Конечно, время занятий ограничено, потому что модуль не резиновый, но возможность познакомиться с уникальным оборудованием "Корпорации морского приборостроения" они получат.
— Колледж в партнерстве с Корабелкой создает модель непрерывного гибкого профессионального образования. Что означат здесь "гибкость"?
— Вот взгляните на схему модели. Она еще дорабатывается, но для общего понимания достаточно.
Сначала выпускники 11 классов получают рабочую специальность. Затем и включается та самая гибкость. Либо молодой человек отправляется сразу на рынок труда — ну вот не надо ему больше, он уже готов трудиться, либо переходит ко второму этапу — программе подготовки специалиста среднего звена. И снова: или на рынок труда, или продолжает рост — отправляется на бакалавриат. Это уже получение высшего образования, где ему зачитываются все полученные ранее знания и навыки.
Внизу этой образовательной "лестницы" планируем разместить инженерные классы. Таким образом, будет проложен весь путь становления профессионала — от школы до вуза. Но, повторюсь, это гибкий процесс.
— Спасибо за интересный рассказ. В заключение о выпускниках. Колледж отслеживает их дальнейшую карьеру?
— Конечно, нам интересно знать, на что потрачены усилия. Если ребята дальше идут работать по специальности, то мы очень рады. Кто-то идет по стопам предков, продолжая династию. Кто-то, возможно, станет родоначальником новой династии. Когда выбирают что-то другое, но на основе полученных здесь знаний и навыков, тоже неплохо — означает, что колледж свою миссию выполняет.