Технологии и оборудование, предотвращающие или снижающие выброс в атмосферу парниковых газов - окислов азота и серы, образующихся в результате работы судовых двигателей внутреннего сгорания, будут представлены 10 декабря в рамках санкт-петербургской бизнес-сессии SIMBF 2019. Современные технологические решения разработаны в соответствии требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78, а также требованиями Парижского соглашения по предотвращению изменения климата.
По состоянию на апрель 2018 года, Парижское соглашение по климату было ратифицировано 175 странами и 168 стран предоставили свои национальные планы Секретариату РКООНИК. Развитые страны демонстрируют прогресс по привлечению 100 миллиардов долларов в год на меры по адаптации к изменению климата до 2020 года. Благодаря Межправительственной группе экспертов по изменению климата Организация Объединенных Наций располагает следующими сведениями.
В период с 1880 по 2012 годы средняя мировая температура повысилась на 0,85 градуса Цельсия. При этом каждый прирост температуры на 1 градус приводит к сокращению урожая зерновых примерно на 5 процентов. В период с 1981 по 2002 годы мировой урожай кукурузы, пшеницы и других основных культур значительно снизился — на 40 мегатонн в год.
Рост температуры океанов и уменьшение количества снега и льда привели к повышению уровня моря. В период с 1901 по 2010 годы среднемировой уровень моря поднялся на 19 сантиметров в связи с увеличением количества воды в океанах, что вызвано общим потеплением и таянием ледников. Каждое десятилетие, начиная с 1979 года, площадь арктических морских льдов сокращается на 1,07 миллиона квадратных километров.
Если не обеспечить реализацию единственного возможного сценария, то с учетом нынешнего уровня концентрации парниковых газов в атмосфере и продолжения выбросов к концу этого века прирост мировой температуры, вероятно, превысит отметку в 1,5 градуса Цельсия, установленную в период с 1850 по 1900 годы.
Температура Мирового океана будет расти, и ледники продолжат таять. Средний уровень моря, по прогнозам, к 2065 году поднимется на 24—30 сантиметров, а к 2100 году — на 40—63 сантиметра. Большинство последствий изменения климата сохранятся еще на много веков, даже если выбросы прекратятся.
Начиная с 1990 года, мировой объем выбросов углекислого газа (CO2) увеличился почти на 50 процентов. За период с 2000 по 2010 годы объем выбросов рос быстрее, чем в каждое из трех предшествующих десятилетий.
В случае применения широкого спектра технических мер и изменения модели поведения еще есть возможность удержать прирост среднемировой температуры на уровне на 2 градуса Цельсия выше, чем до наступления эпохи индустриализации.
На основании требований Международной морской организации ИМО и в соответствии с Приложением VI ее конвенции МАРПОЛ 73/78, необходимо снижать выбросы окислов азота (NОx) и серы (SO2), а также других загрязняющих веществ. Снижение выбросов NOx достигается путем усовершенствования и контроля работы двигателей. Для снижения концентрации SO2 с 1 января 2020 года предполагается использовать дорогостоящее низкосернистое топливо, доля серы в котором составляет ниже 0,5%. Альтернативным вариантом использования такого топлива является установка системы очистки отходящих газов (SO2 скруббер). Эффективность скрубберов можно проверять по двум схемам. Схема контроля работы скрубберов тип Б подразумевает использование систем онлайн контроля концентраций SO2, CO2 (и NOx) и вычисления соотношения SO2/NOx. В отличие от систем контроля промышленных выбросов, используемых на предприятиях на суше, системы, устанавливаемые на судах должны удовлетворять особым требованиям, указанным в ИМО МЕРС.259(68).
По данным ООН океаны поглощают около 30 процентов производимого людьми углекислого газа, содействуя нейтрализации последствий глобального потепления. SO2 растворяется в воде с образованием нестойкой сернистой кислоты.
При этом современные уровни закисления океанов увеличились на 26 процентов по сравнению с показателями с момента начала индустриальной революции.