Восточно-Сибирское речное пароходство — одна из старейших судоходных компаний России. Начиналась его история еще в дореволюционную эпоху, 130 лет назад (в августе предприятие отметит свою 131-ю годовщину). Сегодня ВСРП, благодаря накопленному опыту, достаточно успешно преодолевает все трудности кризисного времени, создавая рабочие места, обеспечивая транспортную связность Иркутского региона и даже строя новые суда — речь идет о пароме, который будет ходить по Байкалу до острова Ольхон.
Подробнее об этом, а также об итогах минувшего навигационного сезона и планах на будущий читайте в интервью с директором Восточно-Сибирского речного пароходства Еленой Летуновой.
– Елена Сергеевна, как прошла предыдущая навигация? Насколько успешной она была для компании?
– Я думаю, лучше всего об этом скажут конкретные цифры, поэтому приведу ряд показателей, зафиксированных по итогам навигации 2015 года. Доходы предприятия составили 703 млн рублей, прибыль от продаж – 40 млн, EBITDA – 81 млн. Общий объем перевезенных грузов достиг 1 млн 245 тысяч тонн с грузооборотом 226,3 млн ткм. Доля лесных грузов в структуре грузоперевозок составляет 89%. На транспортной работе в 2015 году использовалось 8 буксирных судов общей мощностью 6441 л.с., а также 23 единицы несамоходного флота.
Сопутствующая грузоперевозкам перегрузочная деятельность осуществлялась силами плавучей механизации в количестве 6 единиц (четырьмя пятитонными и двумя 16-тонными плавучими кранами), а также портальной механизацией. Суммарно переработано 521 тысяча тонн грузов.
На пассажирских перевозках в 2015 году было задействовано 22 пассажирских и грузопассажирских теплохода. Из них 16 судов обслуживали регулярные пассажирские маршруты, 4 теплохода осуществляли круизное обслуживание, 2 – экскурсионно-прогулочные рейсы. Всего в навигацию 2015 года перевезено 133 тыс. пассажиров.
– Насколько я знаю, в прошлом году Ангара и Байкал были маловодными. Это как-то отразилось на деятельности пароходства?
– Да, в связи с низким уровнем озера Байкал, реки Ангара и Иркутского водохранилища пассажирская навигация 2015 года имела ряд особенностей. Например, глубина в перекате Исток в мае – июне не позволяла пассажирским судам пр. 352 (типа "Восход"), пр. 780 ("Бабушкин"), пр. 10110 ("А. Великий") проходить из Иркутска на озеро Байкал. На реке Ангаре из-за низких уровней и недостаточных глубин с 2015 года была прекращена эксплуатация СПК типа "Метеор", обслуживавших скоростную пассажирскую линию Иркутск – Братск. В 2015 и в 2016 гг. т/х "Метеор" работают только на Братском водохранилище на укороченной (на 253 км) линии Балаганск – Братск.
Для грузовой навигации эта проблема тоже имела свои последствия. Низкий уровень Братского водохранилища и малые глубины на Ангаре существенно повлияли на загрузку тоннажа при перевозке как ПГС, так и леса в судах. Ветро-волновой режим на Ангаре, Братском водохранилище и озере Байкал был в основном неудовлетворительным.
В то же время, несмотря на трудности природно-климатического характера (а это не только низкий уровень Байкала и Ангары, но и, к примеру, лесные пожары в прибрежной зоне Байкала) и кризисные явления в строительной отрасли (значительное сокращение перевозок минерально-строительных материалов), Восточно-Сибирскому речному пароходству удалось обеспечить безубыточность основных видов своей деятельности.
– Какую социальную и кадровую политику компания проводила в минувшем году?
– Численность работающих в 2015 году составила 740 человек, фонд оплаты труда – 191 млн 989 тысяч рублей, страховых взносов выплачено свыше 60 миллионов, еще 5 млн 638 тысяч рублей инвестировано в обучение и повышение квалификации. В рамках Восточно-Сибирского речного пароходства функционирует учебный центр, готовящий кадровый состав младшего плавсостава как для нужд нашего предприятия, так и для сторонних организаций. На предприятии разработаны и введены дополнительные системы мотивации персонала. Для привлечения работников с других регионов функционирует благоустроенное семейное общежитие располагающее 24 отдельными квартирами.
– У Восточно-Сибирского пароходства есть интересный судостроительный проект — строительство грузопассажирского парома для переправы из поселка Сахюрта на байкальский остров Ольхон. Как продвигается его реализация и когда планируется сдача судна?
– Паром строится по заказу ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области". Его грузоподъемность будет составлять 130 тонн, пассажировместимость 96 человек, на площадку одновременно смогут заехать 16 легковых или 8 грузовых машин. Строительство парома пр. 82771 началось в январе 2014 года с изготовления судостроительной оснастки для корпуса, одновременно шла плазовая разбивка корпуса парома (вычерчивание линии обводов корпуса судна и его конструкций в натуральную величину).
Все корпусные работы (корпус, надстройки) по парому были выполнены на нашем Усольском участке. В связи с тем, что корпус парома необходимо было перебрасывать через плотину ГЭС, он был изготовлен из трех частей и спущен на воду в Усольском РЭУ. Затем теплоходами части корпуса были отбуксированы до Иркутска, кранами вытащены на берег, погружены на тралы и перевезены в ремонтно-отстойный пункт "Чертугеевский". Это было в ноябре 2014-го. С декабря 2014 года по июнь 2015 года в РОП "Чертугеевский" корпус парома был собран, заварен, загрунтован, в Усольском РЭУ были изготовлены надстройки и рулевая рубка, затем их перевезли в Иркутск и смонтировали. Также были установлены главные механизмы, смонтирован движительно-рулевой комплекс. В июле 2015 года паром был спущен на воду. К концу 2015 года его строительство было выполнено на 85%– 87% .
В настоящее время на пароме проводятся все подготовительные работы к заводским, швартовным и ходовым испытаниям, осуществляется доводка отделки пассажирских салонов, проверка сигнализации и корректности работы оборудования и систем, окончательная окраска корпуса и надстроек снаружи и внутри.
Проведение швартовных, ходовых испытаний парома и последующая сдача судна заказчику планируется на июнь 2016 года.
– Нет ли проблемы с береговой инфраструктурой? Ведется ли ремонт существующих причалов, есть ли необходимость постройки новых?
– Проблема отсутствия транспортной инфраструктуры на Байкале стоит очень давно. Сейчас современный причал есть только на бурятской стороне Байкала в поселке Турка. К сожалению, он был рассчитан только на теплоходы с низкой осадкой. Наши круизные теплоходы не могут осуществлять самостоятельную посадку-высадку пассажиров на этом причале, приходится использовать вспомогательное судно.
19 ноября 2014 г. Восточно-Сибирское речное пароходство закончило строительство причала в городе Байкальске по заказу Востсибрегионводхоза, стоимость проекта составила 55 млн рублей. Вот, пожалуй, и все новые причальные сооружения на озере Байкал за последние 60 лет. В поселке Листвянка пароходство ежегодно выставляет баржу-причал для обслуживания наших круизных теплоходов. Также в этом году планируется посадка-высадка с этого причала наших пассажиров, следующих до Нижне-Ангарска на теплоходе "Комета". Основной же федеральный причал (которым пользуется по факту весь частный флот Байкала) не ремонтировался уже много лет. Учитывая сжатые сроки навигации на озере Байкал и низкую рентабельность пассажирских перевозок в целом, строительство новых причальных сооружений (соответствующих в том числе и современным экологическим требованиям – с возможностью осуществлять прием нефтесодержащих и сточных вод с судов и их бункеровку) возможно только с участием федерального бюджета.
– Накануне появились новости о том, что пароходство подняло стоимость проезда на всех направлениях. С чем это связано? Нет ли опасений, что цены будут великоваты для населения и начнется падение спроса?
– Рост тарифов на пассажирские перевозки ПАО "ВСРП" по отношению к 2015 году составил в среднем 7-8 %, на грузовые — 10 %. Вызвано это исключительно ростом себестоимости перевозок. Так, только стоимость ГСМ подорожала на 14 % по отношению к прошлому году. Тем не менее, мы не ожидаем падения спроса на пассажирские перевозки — в условиях короткой навигации они останутся востребованными. Для нас рост тарифов вынужденная мера — до 2014-го тарифы на отдельные пассажирские направления не повышались по несколько лет.
– А существует ли при этом система льгот и дотаций в пассажирском секторе?
– Субсидируемым направлением является Иркутск — Братск по реке Ангара, маршрут выполняется на скоростных теплоходах "Метеор". Сейчас в связи с низкими уровнями воды уже второй год перевозки будут осуществляться по маршруту Балаганск — Братск. Стоимость билета, утвержденная для ПАО "ВСРП" Службой по тарифам, составляет 1419 рублей с НДС в одну сторону.
– И в завершение нашего интервью, расскажите о планах пароходства на грядущую навигацию.
– Приоритетными задачами предприятия на 2016 год являются сохранение всех обслуживаемых пассажирских направлений и мониторинг новых, сохранение и возможное увеличение объемов перевозок пассажиров, грузов и объемов погрузо-разгрузочных работ, обучение и закрепление на предприятии молодых перспективных специалистов. Ремонт флота и берегового хозяйства производится в необходимых объемах, планируется проведение модернизации по ряду судов.
Особые усилия в навигацию 2016 года мы планируем направить на обеспечение безопасности судоходства, особенно в сфере пассажирских перевозок: уже сейчас на сайте ПАО "ВСРП" введена продажа билетов на пассажирские рейсы только по документам, удостоверяющим личность (в том числе и на детей — по свидетельствам о рождении). С мая 2016 года то же самое будет реализовано в кассах пароходства. Каждое пассажирское кресло на всех судах будет снабжено индивидуальной инструкцией: о местах эвакуационных выходов, местах нахождения спасательных плавсредств, о том, как правильно одевать спасательный жилет. По Правилам РРР количество детских спасательных жилетов на судне должно составлять 10% от общей пассажировместимости судна. Проанализировав статистику пассажирских перевозок, мы в целях безопасности решили увеличить этот лимит до 20%. В общем, в этом направлении мы стремимся приблизиться к авиационным стандартам.
Если говорить о целях на будущее кратко, то мы планируем, несмотря на кризис, закончить навигацию 2016 года с положительным финансовым результатом, максимально сохранив кадровый состав предприятия.
Елена Летунова, директор ВСРП / "Восточно-Сибирское речное пароходство", ОАО |
– Елена Сергеевна, как прошла предыдущая навигация? Насколько успешной она была для компании?
– Я думаю, лучше всего об этом скажут конкретные цифры, поэтому приведу ряд показателей, зафиксированных по итогам навигации 2015 года. Доходы предприятия составили 703 млн рублей, прибыль от продаж – 40 млн, EBITDA – 81 млн. Общий объем перевезенных грузов достиг 1 млн 245 тысяч тонн с грузооборотом 226,3 млн ткм. Доля лесных грузов в структуре грузоперевозок составляет 89%. На транспортной работе в 2015 году использовалось 8 буксирных судов общей мощностью 6441 л.с., а также 23 единицы несамоходного флота.
Сопутствующая грузоперевозкам перегрузочная деятельность осуществлялась силами плавучей механизации в количестве 6 единиц (четырьмя пятитонными и двумя 16-тонными плавучими кранами), а также портальной механизацией. Суммарно переработано 521 тысяча тонн грузов.
На пассажирских перевозках в 2015 году было задействовано 22 пассажирских и грузопассажирских теплохода. Из них 16 судов обслуживали регулярные пассажирские маршруты, 4 теплохода осуществляли круизное обслуживание, 2 – экскурсионно-прогулочные рейсы. Всего в навигацию 2015 года перевезено 133 тыс. пассажиров.
"Восточно-Сибирское речное пароходство", ОАО |
– Насколько я знаю, в прошлом году Ангара и Байкал были маловодными. Это как-то отразилось на деятельности пароходства?
– Да, в связи с низким уровнем озера Байкал, реки Ангара и Иркутского водохранилища пассажирская навигация 2015 года имела ряд особенностей. Например, глубина в перекате Исток в мае – июне не позволяла пассажирским судам пр. 352 (типа "Восход"), пр. 780 ("Бабушкин"), пр. 10110 ("А. Великий") проходить из Иркутска на озеро Байкал. На реке Ангаре из-за низких уровней и недостаточных глубин с 2015 года была прекращена эксплуатация СПК типа "Метеор", обслуживавших скоростную пассажирскую линию Иркутск – Братск. В 2015 и в 2016 гг. т/х "Метеор" работают только на Братском водохранилище на укороченной (на 253 км) линии Балаганск – Братск.
Для грузовой навигации эта проблема тоже имела свои последствия. Низкий уровень Братского водохранилища и малые глубины на Ангаре существенно повлияли на загрузку тоннажа при перевозке как ПГС, так и леса в судах. Ветро-волновой режим на Ангаре, Братском водохранилище и озере Байкал был в основном неудовлетворительным.
В то же время, несмотря на трудности природно-климатического характера (а это не только низкий уровень Байкала и Ангары, но и, к примеру, лесные пожары в прибрежной зоне Байкала) и кризисные явления в строительной отрасли (значительное сокращение перевозок минерально-строительных материалов), Восточно-Сибирскому речному пароходству удалось обеспечить безубыточность основных видов своей деятельности.
"Восточно-Сибирское речное пароходство", ОАО |
– Какую социальную и кадровую политику компания проводила в минувшем году?
– Численность работающих в 2015 году составила 740 человек, фонд оплаты труда – 191 млн 989 тысяч рублей, страховых взносов выплачено свыше 60 миллионов, еще 5 млн 638 тысяч рублей инвестировано в обучение и повышение квалификации. В рамках Восточно-Сибирского речного пароходства функционирует учебный центр, готовящий кадровый состав младшего плавсостава как для нужд нашего предприятия, так и для сторонних организаций. На предприятии разработаны и введены дополнительные системы мотивации персонала. Для привлечения работников с других регионов функционирует благоустроенное семейное общежитие располагающее 24 отдельными квартирами.
– У Восточно-Сибирского пароходства есть интересный судостроительный проект — строительство грузопассажирского парома для переправы из поселка Сахюрта на байкальский остров Ольхон. Как продвигается его реализация и когда планируется сдача судна?
– Паром строится по заказу ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области". Его грузоподъемность будет составлять 130 тонн, пассажировместимость 96 человек, на площадку одновременно смогут заехать 16 легковых или 8 грузовых машин. Строительство парома пр. 82771 началось в январе 2014 года с изготовления судостроительной оснастки для корпуса, одновременно шла плазовая разбивка корпуса парома (вычерчивание линии обводов корпуса судна и его конструкций в натуральную величину).
Все корпусные работы (корпус, надстройки) по парому были выполнены на нашем Усольском участке. В связи с тем, что корпус парома необходимо было перебрасывать через плотину ГЭС, он был изготовлен из трех частей и спущен на воду в Усольском РЭУ. Затем теплоходами части корпуса были отбуксированы до Иркутска, кранами вытащены на берег, погружены на тралы и перевезены в ремонтно-отстойный пункт "Чертугеевский". Это было в ноябре 2014-го. С декабря 2014 года по июнь 2015 года в РОП "Чертугеевский" корпус парома был собран, заварен, загрунтован, в Усольском РЭУ были изготовлены надстройки и рулевая рубка, затем их перевезли в Иркутск и смонтировали. Также были установлены главные механизмы, смонтирован движительно-рулевой комплекс. В июле 2015 года паром был спущен на воду. К концу 2015 года его строительство было выполнено на 85%– 87% .
"Восточно-Сибирское речное пароходство", ОАО |
В настоящее время на пароме проводятся все подготовительные работы к заводским, швартовным и ходовым испытаниям, осуществляется доводка отделки пассажирских салонов, проверка сигнализации и корректности работы оборудования и систем, окончательная окраска корпуса и надстроек снаружи и внутри.
Проведение швартовных, ходовых испытаний парома и последующая сдача судна заказчику планируется на июнь 2016 года.
– Нет ли проблемы с береговой инфраструктурой? Ведется ли ремонт существующих причалов, есть ли необходимость постройки новых?
– Проблема отсутствия транспортной инфраструктуры на Байкале стоит очень давно. Сейчас современный причал есть только на бурятской стороне Байкала в поселке Турка. К сожалению, он был рассчитан только на теплоходы с низкой осадкой. Наши круизные теплоходы не могут осуществлять самостоятельную посадку-высадку пассажиров на этом причале, приходится использовать вспомогательное судно.
19 ноября 2014 г. Восточно-Сибирское речное пароходство закончило строительство причала в городе Байкальске по заказу Востсибрегионводхоза, стоимость проекта составила 55 млн рублей. Вот, пожалуй, и все новые причальные сооружения на озере Байкал за последние 60 лет. В поселке Листвянка пароходство ежегодно выставляет баржу-причал для обслуживания наших круизных теплоходов. Также в этом году планируется посадка-высадка с этого причала наших пассажиров, следующих до Нижне-Ангарска на теплоходе "Комета". Основной же федеральный причал (которым пользуется по факту весь частный флот Байкала) не ремонтировался уже много лет. Учитывая сжатые сроки навигации на озере Байкал и низкую рентабельность пассажирских перевозок в целом, строительство новых причальных сооружений (соответствующих в том числе и современным экологическим требованиям – с возможностью осуществлять прием нефтесодержащих и сточных вод с судов и их бункеровку) возможно только с участием федерального бюджета.
"Восточно-Сибирское речное пароходство", ОАО |
– Накануне появились новости о том, что пароходство подняло стоимость проезда на всех направлениях. С чем это связано? Нет ли опасений, что цены будут великоваты для населения и начнется падение спроса?
– Рост тарифов на пассажирские перевозки ПАО "ВСРП" по отношению к 2015 году составил в среднем 7-8 %, на грузовые — 10 %. Вызвано это исключительно ростом себестоимости перевозок. Так, только стоимость ГСМ подорожала на 14 % по отношению к прошлому году. Тем не менее, мы не ожидаем падения спроса на пассажирские перевозки — в условиях короткой навигации они останутся востребованными. Для нас рост тарифов вынужденная мера — до 2014-го тарифы на отдельные пассажирские направления не повышались по несколько лет.
– А существует ли при этом система льгот и дотаций в пассажирском секторе?
– Субсидируемым направлением является Иркутск — Братск по реке Ангара, маршрут выполняется на скоростных теплоходах "Метеор". Сейчас в связи с низкими уровнями воды уже второй год перевозки будут осуществляться по маршруту Балаганск — Братск. Стоимость билета, утвержденная для ПАО "ВСРП" Службой по тарифам, составляет 1419 рублей с НДС в одну сторону.
– И в завершение нашего интервью, расскажите о планах пароходства на грядущую навигацию.
– Приоритетными задачами предприятия на 2016 год являются сохранение всех обслуживаемых пассажирских направлений и мониторинг новых, сохранение и возможное увеличение объемов перевозок пассажиров, грузов и объемов погрузо-разгрузочных работ, обучение и закрепление на предприятии молодых перспективных специалистов. Ремонт флота и берегового хозяйства производится в необходимых объемах, планируется проведение модернизации по ряду судов.
"Восточно-Сибирское речное пароходство", ОАО |
Особые усилия в навигацию 2016 года мы планируем направить на обеспечение безопасности судоходства, особенно в сфере пассажирских перевозок: уже сейчас на сайте ПАО "ВСРП" введена продажа билетов на пассажирские рейсы только по документам, удостоверяющим личность (в том числе и на детей — по свидетельствам о рождении). С мая 2016 года то же самое будет реализовано в кассах пароходства. Каждое пассажирское кресло на всех судах будет снабжено индивидуальной инструкцией: о местах эвакуационных выходов, местах нахождения спасательных плавсредств, о том, как правильно одевать спасательный жилет. По Правилам РРР количество детских спасательных жилетов на судне должно составлять 10% от общей пассажировместимости судна. Проанализировав статистику пассажирских перевозок, мы в целях безопасности решили увеличить этот лимит до 20%. В общем, в этом направлении мы стремимся приблизиться к авиационным стандартам.
Если говорить о целях на будущее кратко, то мы планируем, несмотря на кризис, закончить навигацию 2016 года с положительным финансовым результатом, максимально сохранив кадровый состав предприятия.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов