Штурвал в красивых и надежных руках

0 1399 5 мин
Служба на флоте – не женское дело. Так считали в России всегда. Во-первых, потому что это физически и морально тяжело, во-вторых, служба в ВМФ – это мужской уклад жизни. Но времена меняются. Привычные всем стереотипы были разрушены тремя россиянками, доказавшими, что служба на флоте – хоть и непростая, но посильная для прекрасной половины человечества.

Боевое крещение
 

Недаром о силе русских женщин слагали пословицы. Взять, к примеру, годы Великой Отечественной войны. Девушки успешно управляли танками, ходили в разведку, ремонтировали технику, были пилотами во всех родах авиации. Правда, на кораблях никогда не были ни механиками, ни рулевыми, ни командирами. И, как оказалось, зря.

О том, что на Черноморском флоте формируется первый женский экипаж, заговорили в марте 2020 года. Министерство обороны России решилось на эксперимент – создать такую команду на патрульном катере "Раптор".

Так, судьба подарила трем молодым красавицам возможность исполнить свою мечту о службе в ВМФ. Командиром катера П-834 стала ефрейтор Анна Брикез, старшим мотористом – ефрейтор Ольга Чулкова, рулевым – матрос Юлия Курочкина.

Эксперимент по созданию женского экипажа на патрульном катере признан успешным. / Министерство обороны РФ

- В военные части Черноморского флота пришли телеграммы о том, что формируется женский экипаж. Мы подали заявки, кто хотел. Потом с нами проводили собеседование вышестоящие руководители, психологи, была медицинская комиссия. Потом нас троих — кого отобрали — отправили на обучение. Обучение, которое в качестве повышения квалификации обычно длится три месяца, мы прошли за два; в других случаях таких специалистов годами учат в университетах, — вспоминает о прошедшей половине года командир катера П-834 ефрейтор Анна Брикез.

Александр Чирков, рулевой-сигнальщик такого же катера, на котором начали свою службу девушки, стал наставником. Говорит, что уже пробовал себя в этой роли, только обучал парней, приходящих на флот. А теперь уверен — девушки мужскому полу ни в чем не уступают.

- Юлю обучать приятно... Она интересуется всем, что связано с ее специальностью, обо всем спрашивает: как это делается, куда этот штекер вставляется, как вон то работает. Ольга тоже — полезла в машинное в первый же день, как пришла, тоже постоянно вопросы задает. Видно, что у девочек стремление есть. Работать с ними одно удовольствие — потому что видно, что не впустую рассказываешь, — поделился впечатлениями Александр Чирков.

Министерство обороны РФ


На начальном этапе проекта экспериментальный экипаж прошёл специальные курсы в Объединённом учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге по переподготовке на курсах подготовки экипажей кораблей четвертого ранга. На финальной стадии обучения экипаж в полном составе успешно выполнил упражнения боевой подготовки по практическому гранатометанию и стрельбе из штатного оружия. В завершении стажировки успешно был сдан зачет на допуск к самостоятельному управлению катером и исполнению должностных обязанностей.

Министерство обороны РФ

- Во время одного из зачетов мы в первый раз в жизни метали настоящие, а не учебные гранаты, в первый раз отошли от катера на быстроходной надувной лодке, — поделилась Анна Брикез. — У нас были тренировки, нас инструктировали, и в целом мы справились. Для первого раза мы справились прекрасно, хотя волновались немного, но ведь у нас задача, мы не имеем права отступать.
 

Тяжело в учении – легко в море
 

Перед выходом на капитанский мостик учились маневрировать на тренажерах и до седьмого пота в противогазах боролись за живучесть корабля. Девушки тушили пламя в отсеках и латали пробоины. Выйдя в море, самостоятельно исполняли все обязанности, проводили техническое обслуживание силовой установки, навигационного оборудования и механизмов патрульного катера. Как говорится, прошли и огонь, и воду.

Министерство обороны РФ

Теперь их обязанность – это обеспечение безопасности в акватории Севастополя. Девушки и военный катер — это не новая серия милитаристического аниме, а реальность. Анна, Ольга и Юлия самостоятельно исполняют все обязанности по занимаемым должностям. Они стали слаженным экипажем. Задача Анны — общее управление катером, Юлии — наблюдение за надводной обстановкой и навигацией, Ольги — контроль за машинным отделением.

- Мы, девушки, запоминаем информацию немного иначе, чем мужчины, и немного по-разному выполняем одну и ту же задачу — с этим уже столкнулись. Но мы выработали свой алгоритм действий перед тренировками. Мы собираемся, четко распределяем свои обязанности, проговариваем это. Знаем, как друг друга поддержать, где-то подмигнуть, где-то сказать наши "кодовые" слова. Наша коронная фраза: "Все будет хорошо! Женщины на корабле — к счастью", — говорят девушки.

Серьезной особенностью службы на катере является то, что в экипаже всего три человека, и каждый из них должен при необходимости заменять нескольких специалистов. Например, если на большом корабле есть штурман, который занимается навигацией, то на катере эта работа и еще ряд обязанностей ложится на рулевого — Юлию. В случае нештатной ситуации и при острой необходимости девушки могут заменять друг друга.
 

Отметим, патрульные катера проекта 03160 (шифр "Раптор") созданы на базе шведских быстроходных катеров CB90. Предназначены для патрулирования и охраны, перевозки небольших групп десанта (до 20 человек) и проведения поисково-спасательных работ. Катера приводятся в движение водомётами, позволяющими развивать скорость до 50 узлов (около 93 км/ч). Дальность плавания — до 300 миль (около 556 км). Катера защищены противопульной бронёй и несут вооружение из трёх пулемётов — двух "печенегов" и крупнокалиберного "Корда".
 

Мечта о море – одна на всех
 

Несмотря на общее желание служить Родине, у каждой из девушек была своя, личная причина поменять "гражданский берег" на военный катер.

Анна прибыла из Ростова-на-Дону. Продолжает семейную традицию. Один дедушка был военным водолазом, другой летал на Ми-4. А отец — на Ми-8 в Афганистане.

- У меня все просто. Отец военный, мать в военторге на руководящих должностях всю жизнь проработала. Муж в органах. Собственно, у меня выбора большого не было, — говорит капитан катера Анна Брикез.

Ольга Чулкова – старший моторист. Именно на её хрупких плечах и держится вся жизнь и "боеспособность" патрульного катера. На обучение в Санкт-Петербург она прибыла на две недели позже остальных, а потому в спешном порядке наверстывала упущенное. Впрочем, не только Ольга, но и весь экипаж катера засиживался за учебниками дотемна. Кстати, Ольга не из военной династии. Из всех её родных и близких только супруг работает в полиции.

- Я, наверное, и стану той, с кого начнется наша военная родословная -  смеется Ольга. - Когда узнала о том, что Черноморский флот ищет кандидатов в экспериментальный женский экипаж – поняла: "Вот мой шанс". Муж поддержал. За это я ему очень благодарна.

Юлия семь лет трудилась бухгалтером, в море же она контролирует воздушную и надводную обстановку. Флотскую терминологию ей приходилось зубрить ночами. Отставить все предрассудки и суеверия. Девушка на боевом корабле — это к выполнению реальной боевой задачи.

Министерство обороны РФ

Служба – это смелость, выносливость и умение решать сложные задачи. Если нет твердости в характере, то служба будет непосильной, уверены девушки. Да и с физической точки зрения всё непросто. Например, в одиночку сложно закрыть люк на носу катера перед началом движения, "зато это нетрудно сделать, навалившись на него всем вместе", - шутят "черноморочки".

Девушки уверяют, что отступать им нельзя ни в чем: ведь они первые, и от того, как покажут себя, зависит, останутся ли служить на море и появятся ли новые женские экипажи.
 

Эксперимент удался
 

Эксперимент по формированию женского экипажа патрульного катера проведен на Черноморском флоте РФ впервые и признан успешным, об этом с уверенностью заявил наставник женского экипажа, начальник отдела информационного обеспечения ЧФ, капитан второго ранга Алексей Рулев:

- На Черноморском флоте успешно завершен эксперимент по созданию женского экипажа на патрульном катере. За время эксперимента военнослужащие-женщины прошли курсы интенсивной общевойсковой подготовки, обучились специальностям командира катера, моториста-электрика и рулевого-сигнальщика.

Результаты эксперимента подготовлены и отправлены в Главное командование ВМФ России для принятия дальнейшего решения.

Евгения Добош

 

"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Судостроительный завод "Лотос" в 2025 году спустит на воду четыре судна проекта 00108 - ГТЛК
21:00 , 26 Декабря 2024 / судостроение
рекламаПодписка 2025