За последние несколько лет жизнь крымской корабельной оборонки преобразилась: стали поступать заказы на новые корабли и ремонт и сервисное обслуживание уже находящихся в боевом составе Черноморского флота.
Чем живет сегодня крымская корабелка, какие проблемы и задачи стоят перед ней - рассказал Игорь Дрей, директор старейшего в Крыму судоремонтного предприятия "Севастопольский морской завод", которое в этом году отметит свое 235-летие.
— Игорь Владимирович, 31 января этого года утверждено решение правительства РФ о передаче ГУП "Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе" из собственности Севастополя в федеральную собственность с определением ведомственной принадлежности Минпромторгу России. С какой целью это было сделано?
— Как известно, Севморзавод выполняет работы и оказывает услуги для обеспечения обороноспособности страны, в том числе является соисполнителем государственных контрактов по ремонту кораблей и судов Военно-морского флота. Поэтому имущественная принадлежность верфи городу изначально создавала целый ряд нетипичных для предприятий оборонно-промышленного комплекса России проблем. И не только в том, что касается исполнения государственного оборонного заказа. Существующий правовой статус завода мешал ему нормально развиваться, в том числе получать необходимое для реконструкции и технического перевооружения финансирование. Мы ожидаем, что решение правительства России резко ускорит интеграцию Севморзавода в российский оборонно-промышленный комплекс, обеспечит полноценную загрузку его производственных мощностей, поможет скорейшему возрождению верфи.
— Что же будет создано на базе Севморзавода вместо государственного унитарного предприятия?
— Этот вопрос сейчас решается на правительственном уровне. Но какое бы решение ни было принято в итоге, основные задачи предприятия останутся прежними: судоремонт, сервисное и техническое обслуживание, перевооружение и модернизация кораблей и судов, судостроение, строительство тяжелых плавкранов, изготовление металлоконструкций. Этим и занимается филиал ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", арендующий в настоящее время основные производственные мощности ГУП "Севморзавод".
— Каковы итоги производственной деятельности возглавляемого вами филиала за истекший период?
— Назову лишь несколько цифр. Выручка предприятия в 2015 году составила более 49 миллионов рублей, в 2016 — 335 миллионов, в 2017 — почти 500 миллионов. План на текущий год — более 800 миллионов рублей. Если в 2015 году на верфи трудились 180 человек, то в 2016 — уже 462, в 2017 — 574. В текущем году мы продолжаем набор кадров и планируем создать еще до ста рабочих мест. Конечно, эти цифры говорят о многом, но нам по-прежнему довольно трудно. Некоторые специалисты говорят, что проще было бы остановить производство, снести старые корпуса и на их месте возвести новые. К сожалению, мы лишены такой возможности, модернизацию и реконструкцию существующих мощностей мы вынуждены вести параллельно с производственной деятельностью.
— Когда же начнутся реконструкция и техническое перевооружение завода?
— Техническое перевооружение уже идет. На завод завозится новое оборудование, в основном отечественного производства. Что-то сразу попадает на производственные площадки, что-то пока складируется в ожидании установки. Согласитесь, что поставить новейшие станки под протекающую крышу было бы не совсем мудро, мягко говоря. Поэтому сейчас ведем масштабный ремонт кровель и цехов, где это необходимо. А вскоре приступим и к пуско-наладочным работам.
Что касается реконструкции, то она начнется после завершения экспертной оценки необходимых для этого проектов и документов. Напомню, что на цели модернизации Севморзавода до 2019 года планируется выделение более семи миллиардов рублей из различных источников.
— Как идет восстановление компетенций завода в области плавкраностроения, которым некогда славился Севастопольский морской завод?
— В прошлом году мы заложили плавкран "Севастополь" грузоподъемностью 400 тонн. После небольшого перерыва, обусловленного цикличностью производства и необходимостью масштабных закупок материалов, работы по его строительству возобновляются. Понтон данного плавкрана должен быть спущен на воду к концу года. Мы также рассчитываем, что в текущем году будет заложен еще один плавкран грузоподъемностью 700 тонн. С учетом программы судоремонта это будет очередным пиком загрузки для завода.
— Будет ли в этой связи увеличиваться численность трудового коллектива, хватит ли в Севастополе подготовленных кадров?
— Мы давно прогнозировали, что с ростом загрузки пропорционально будет увеличиваться и количество вакансий на заводе. Сегодня нам требуются не просто подготовленные специалисты, но высококвалифицированные специалисты, лучше с опытом работы в плавкраностроении. Но поскольку плавкраны у нас не строились очень давно, таких работников очень мало. Будем растить молодежь. Для этого мы плотно сотрудничаем с Севастопольским государственным университетом, филиалом МГУ в Севастополе, Севастопольским судостроительным колледжем. Количество студентов и учащихся, которые уже на регулярной основе проходят у нас практику, растет кратно. Молодые парни и девушки тоже вливаются в наш коллектив.
— Игорь Владимирович, 31 января этого года утверждено решение правительства РФ о передаче ГУП "Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе" из собственности Севастополя в федеральную собственность с определением ведомственной принадлежности Минпромторгу России. С какой целью это было сделано?
— Как известно, Севморзавод выполняет работы и оказывает услуги для обеспечения обороноспособности страны, в том числе является соисполнителем государственных контрактов по ремонту кораблей и судов Военно-морского флота. Поэтому имущественная принадлежность верфи городу изначально создавала целый ряд нетипичных для предприятий оборонно-промышленного комплекса России проблем. И не только в том, что касается исполнения государственного оборонного заказа. Существующий правовой статус завода мешал ему нормально развиваться, в том числе получать необходимое для реконструкции и технического перевооружения финансирование. Мы ожидаем, что решение правительства России резко ускорит интеграцию Севморзавода в российский оборонно-промышленный комплекс, обеспечит полноценную загрузку его производственных мощностей, поможет скорейшему возрождению верфи.
— Что же будет создано на базе Севморзавода вместо государственного унитарного предприятия?
— Этот вопрос сейчас решается на правительственном уровне. Но какое бы решение ни было принято в итоге, основные задачи предприятия останутся прежними: судоремонт, сервисное и техническое обслуживание, перевооружение и модернизация кораблей и судов, судостроение, строительство тяжелых плавкранов, изготовление металлоконструкций. Этим и занимается филиал ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", арендующий в настоящее время основные производственные мощности ГУП "Севморзавод".
— Каковы итоги производственной деятельности возглавляемого вами филиала за истекший период?
— Назову лишь несколько цифр. Выручка предприятия в 2015 году составила более 49 миллионов рублей, в 2016 — 335 миллионов, в 2017 — почти 500 миллионов. План на текущий год — более 800 миллионов рублей. Если в 2015 году на верфи трудились 180 человек, то в 2016 — уже 462, в 2017 — 574. В текущем году мы продолжаем набор кадров и планируем создать еще до ста рабочих мест. Конечно, эти цифры говорят о многом, но нам по-прежнему довольно трудно. Некоторые специалисты говорят, что проще было бы остановить производство, снести старые корпуса и на их месте возвести новые. К сожалению, мы лишены такой возможности, модернизацию и реконструкцию существующих мощностей мы вынуждены вести параллельно с производственной деятельностью.
Игорь Дрей / Филиал АО "ЦС "Звездочка" в г. Севастополе |
— Когда же начнутся реконструкция и техническое перевооружение завода?
— Техническое перевооружение уже идет. На завод завозится новое оборудование, в основном отечественного производства. Что-то сразу попадает на производственные площадки, что-то пока складируется в ожидании установки. Согласитесь, что поставить новейшие станки под протекающую крышу было бы не совсем мудро, мягко говоря. Поэтому сейчас ведем масштабный ремонт кровель и цехов, где это необходимо. А вскоре приступим и к пуско-наладочным работам.
Что касается реконструкции, то она начнется после завершения экспертной оценки необходимых для этого проектов и документов. Напомню, что на цели модернизации Севморзавода до 2019 года планируется выделение более семи миллиардов рублей из различных источников.
— Как идет восстановление компетенций завода в области плавкраностроения, которым некогда славился Севастопольский морской завод?
— В прошлом году мы заложили плавкран "Севастополь" грузоподъемностью 400 тонн. После небольшого перерыва, обусловленного цикличностью производства и необходимостью масштабных закупок материалов, работы по его строительству возобновляются. Понтон данного плавкрана должен быть спущен на воду к концу года. Мы также рассчитываем, что в текущем году будет заложен еще один плавкран грузоподъемностью 700 тонн. С учетом программы судоремонта это будет очередным пиком загрузки для завода.
— Будет ли в этой связи увеличиваться численность трудового коллектива, хватит ли в Севастополе подготовленных кадров?
— Мы давно прогнозировали, что с ростом загрузки пропорционально будет увеличиваться и количество вакансий на заводе. Сегодня нам требуются не просто подготовленные специалисты, но высококвалифицированные специалисты, лучше с опытом работы в плавкраностроении. Но поскольку плавкраны у нас не строились очень давно, таких работников очень мало. Будем растить молодежь. Для этого мы плотно сотрудничаем с Севастопольским государственным университетом, филиалом МГУ в Севастополе, Севастопольским судостроительным колледжем. Количество студентов и учащихся, которые уже на регулярной основе проходят у нас практику, растет кратно. Молодые парни и девушки тоже вливаются в наш коллектив.