Северный, речной, электронный...

Как дела у одного из успешнейших речных перевозчиков России?

Одна из главных тем, которая в последнее время обсуждается в транспортной отрасли, — это переход к максимальной цифровизации всех этапов перевозок. Начиная от покупки билетов пассажиром через сайт или приложение. Тесно связана с этим тема мультимодальности всех перемещений.
Судоходная компания "Северречфлот" сегодня — один из пионеров на этом поле. По крайней мере, когда дело касается внутренних водных путей. Мы побеседовали с ее директором по развитию и инвестиционной деятельности Михаилом Проданом и узнали, каким видит эта компания свое будущее и будущее своих пассажиров.
 
Михаил Продан / Северречфлот

На "Транспортной неделе" вы рассказывали про электронный билет на внутренний речной транспорт и мультимодальные перевозки. Расскажите подробнее, что это за проект и как он реализуется компанией?

— Действительно, наша компания пришла к тому, что нужно идти в ногу со временем. Масштабные задачи, стоящие перед нами, подталкивают к поиску новых решений. И одним из таких решений как раз и станет введение электронных билетов на внутренних водных путях.

Что нам это даст? Перевозки станут более доступными для широкого круга клиентов за счет возможности самостоятельных покупок билетов через интернет. Плюс к этому покупатель получит доступ к целому спектру дополнительных услуг — продажа авиабилетов, бронирование гостиниц, бронирование перевозки багажа и грузов и еще целый ряд возможностей. Все это увеличивает рынок продаж и привлекает новых пассажиров.

Мы, как и другие российские предприятия, работающие на внутренних водных путях, подключимся к системе нейтральных агентских продаж и системы взаиморасчетов "Транспортной клиринговой палаты" для получения в качестве продающих агентов тысяч билетных касс по всей стране.

Кроме того, с электронным билетом тесно связана идея мультимодальных перевозок. "Северречфлот" уже обсудил сотрудничество с авиакомпаниями группы "Ютэйр" и "Ямал", автобусными компаниями, выполняющими рейсы из вокзальных комплексов в Ханты-Мансийске и Салехарде.

И еще один плюс — это оптимизация внутреннего документооборота компании, совершенствование системы управленческого и бухгалтерского учета и контроля финансовой дисциплины при продаже и реализации услуг.

На каком этапе находится реализация этого масштабного проекта?

— Первый этап закончился в прошлом году. Он заключался в совершенствовании доступности услуги продажи перевозок в интернете, отладке взаимодействия баз данных системы продажи и системы финансового учета и контроля.

Второй этап рассчитан на 2018-2019 гг. В течение минувшей летней навигации 2018 г. был разработан проект приказа Минтранса по определению стандартов электронных продаж билетов, были проведены тестовые испытания на группе рейсов "Северречфлота". Одновременно с этим велась и ведется отработка и настройка параметров взаимодействия автоматизированных систем, технологий мультимодальных перевозок.

В этом проекте используется база данных АСБ (автоматизированная система бронирования) продуктов группы "Сирена-Трэвел" (технологии бронирования, электронного билетооформления, управления отправками пассажиров, продажи билетов и дополнительных услуг в интернете).

Сейчас мы ведем работу по заключению соглашений о взаимном признании перевозочных документов, агентских соглашений, когда каждая из сторон выступает в качестве агента партнера. Договариваемся о том, как будет строиться продажа кассирами обоих предприятий мультимодальных перевозок и перевозок друг друга отдельно и т.д.
 
Северречфлот

Были ли сложности, которые пришлось преодолеть?

— Сложности в таких проектах являются рабочими и абсолютно стандартными для новых технологических проектов — разработка идеи, технического задания, которые связаны, прежде всего, с необходимостью, чтобы автоматизированная система бронированиями, оформления, продажи и регистрации электронных билетов могла бы производиться в том числе, когда отсутствует какая-либо связь (интернет, мобильная и другая) с центральным сервером системы. Это реализовано.

Система предназначена не только для водного транспорта, но и для вертолетных авиакомпаний, а в ближайшей перспективе и для автобусных компаний междугородних сообщений. Общим для этих видов транспорта является большое количество остановок по маршруту и частое отсутствие связи с центральной системой.

Настройки, доводки, отсутствие достаточного опыта персонала — обычные сложности при внедрении подобных автоматизированных систем. Но хочу подчеркнуть один важный момент — когда я говорю про подобные системы, то не имею в виду водный транспорт. На российских реках никогда за всю их историю не эксплуатировались автоматизированные системы бронирования. Тем более, электронные билеты! Флагманом здесь является отечественная гражданская авиация — именно поэтому еще двенадцать лет назад "Северречфлот" предпринимал первые попытки организовать эти проекты с авиакомпанией "Ютэйр".

Как собираетесь этот опыт распространять на другие регионы? Насколько нам известно, вы обсуждали этот вопрос с министром транспорта…

— Еще в 2017 году была разработана основа программы развития сети маршрутов АО "Северречфлот" в Азово-Черноморском бассейне, целью которой является восстановление высокочастотных (ежедневных) регулярных пассажирских и туристических маршрутов в этом бассейне для граждан Крыма и Северного Кавказа РФ. Основой проекта является новое судостроение быстроходных пассажирских судов и туристических теплоходов, модернизация портовой инфраструктуры. Проект получил поддержку министра торговли и промышленности, министра транспорта, руководителя Росморречфлота, президента Российской палаты судоходства, губернаторов ХМАО-Югра, ЯНАО и Тюменской области.

Сейчас активно ведется точная разработка проекта. К сложностям можно отнести отсутствие статистических данных для прогнозирования предстоящих объемов перевозки в силу того, что много лет регулярные пассажирские перевозки в этом бассейне не производятся. А также точное формулирование технических задач по модернизации портовой инфраструктуры.

Еще одним проектом развития сети пассажирских маршрутов становится проект в Северо-Западном бассейне (Карелия, Онежское и Ладожские бассейны). Здесь ведется параллельно работа и соответствующие мероприятия по прогнозированию и планированию.
 
Фото Н. Сычевой

— Закончился 2018 год, можно подвести итоги навигации. Какие объемы перевозок достигнуты в этом году? И какова их динамика по сравнению с предыдущими сезонами?

— В этом году мы перевезли 385,6 тысяч пассажиров. Если сравнивать с предыдущими годами, то в 2015-м этот показатель составлял 286 тысяч человек — на сто тысяч меньше. А наиболее успешным за последние годы был 2017-й — тогда мы достигли планки в 424,4 тысячи пассажиров. По количеству рейсов картина схожая. В 2105 году было совершено 6 344 рейса, в 2016-м — 7131 рейс, в 2017-м — 8 992 рейса, а в 2018-м — 8 804 рейса.

На каких направлениях и каким флотом вы сегодня работаете?

— "Северречфлот" является крупнейшим оператором пассажирских перевозок на территории пяти субъектов Российской Федерации — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская и Томская области. Пассажирские перевозки осуществляются в границах семи административных районов с 83 населенными пунктами.

Общее количество обслуживаемых нами регулярных пассажирских маршрутов на сегодняшний день составляет 38. В эксплуатации у АО "Северречфлот" находятся 114 судов, из них 80 единиц пассажирского флота, 34 единицы грузового флота.

При этом их количество растет с каждым годом. За последние полтора года мы приобрели три новых судна на воздушной подушке типа "Нептун" и еще четыре таких же планируем закупить в 2019-2020 гг. Плюс к этому в следующем году будут введены в эксплуатацию два новых судна типа "Валдай 45Р", рассчитанных на 45 пассажиров каждое. Разработаны они, как вы знаете, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.

В 2019-2022 гг. мы получим четыре новых судна типа "Феникс" (по 55 пассажиров каждое). Их построит для нас Сургутское судоремонтное предприятие. А еще в 2022-м планируем приобрести и ввести в экплутацию новое судно вместимостью в 250 — 300 пассажиров взамен устаревшего судна проекта №646. Строительство его будет вестись за счет средств нашего акционера – Ямало-Ненецкого автномоного округа. Насколько нам известно, конкурсные процедуры по отбору проекта и завода-исполнителя должны состояться в первом квартале 2019 года.
 
Фото Н. Сычева

Вы участвуете или планируете участвовать в лизинговых программах. Как оцениваете эти программы? Все ли устраивает? Или что-то предложили подкорректировать?

— Продолжительное время сотрудничаем с Государственной транспортной лизинговой компанией. Ее программы с учетом использования мер государственной поддержки выгодно отличаются на фоне предложений иных лизинговых компаний.

Кроме того, в 2018 году представилась возможность отработать льготное предложение по предоставлению лизинга на условиях 2,5% с АО "Машиностроительная промышленная лизинговая компания" (до 14 ноября текущего года она называлась ЗАО "Гознак-Лизинг"). Заключены договоры на поставку двух единиц "Валдай-45Р".

Условия лизинга и реализации проектов постоянно находится в рабочем режиме — обсуждения, корректировки происходят в самом тесном сотрудничестве с лизинговой компанией.

Как у вас складываются отношения с региональными властями? В чем чувствуете поддержку, а в чем позиции расходятся?

— Акционерами АО "Северречфлот" являются правительства Ханты-Мансии?скиого автономного округа (Югры) и Ямало-Ненецкого автономного округа. Программы модернизации флота, проекты развития сети маршрутов и новационные проекты развития мультимодальных перевозок и электронных билетов проводятся в соответствии с госпрограммами этих субъектов. Работа по проектам идет в постоянном режиме совместной работы с департаментами правительств.

Разногласий нет в силу изначальной постановки задачи на модернизацию, обеспечение высокой безопасности и комфорта пассажиров, доступности транспорта, в том числе и реализации услуг через интернет.
 
Судно ВК Х-М / Северречфлот

И напоследок такой вопрос. В конце прошлого года вы в беседе с министром торговли и промышленности говорили, что хотели бы заняться еще и перевозками в Азово-Черноморском регионе. Что-то вырастает из этой идеи или пока все сложно?

— Еще в 2017 г. была разработана основа программы развития сети маршрутов "Северречфлота" в Азово-Черноморском бассейне. Ее целью является восстановление высокочастотных (ежедневных) регулярных пассажирских и туристических маршрутов в этом бассейне для крымчан и остальных граждан России с соседними субъектами. Для того, чтобы она заработала, нужно строить новые быстроходные пассажирские суда и туристические теплоходы, модернизировать портовую инфраструктуру.

Проект был представлен министру торговли и промышленности России, губернаторам Югры и Ямала. Он получил поддержку с рекомендацией детальной проработки.

Сейчас активно ведется точная разработка проекта. К сложностям можно отнести отсутствие статистических данных для прогнозирования предстоящих объемов перевозки в силу того, что много лет регулярные пассажирские перевозки в этом бассейне не производятся. Непростым представляется и точное формулирование технических задач по модернизации портовой инфраструктуры.

Еще одним проектом развития сети пассажирских маршрутов становится проект в Северо-Западном бассейне — Карелия, Онежское и Ладожское озера. Здесь параллельно идет работа и проводятся соответствующие мероприятия по прогнозированию и планированию.

Кроме того, с представителями Нижегородской области обсуждается возможность сотрудничества в части организации регулярного скоростного пассажирского сообщения на внутренних водных путях в границах Нижегородской области и на межрегиональных маршрутах.

Материалы по теме:
Речной флот XXI века. Как обстоят дела с грузовыми и пассажирскими судами сегодня? (о форуме "Riverport Expo 2018")
Что происходит с нашим водным транспортом? Чиновники спорят (о "Транспортной неделе - 2018")
"Валдай 45Р" превзошел ожидания создателей (о новом СПК)
О бедном "Валдае" замолвите слово (о новом СПК)

 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелам предлагают дать еще больше времени на постройку судов по инвестквотам
16:03 / судостроение