"Системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне является развитие Северного морского пути. Северный морской путь позволяет завозить необходимые для строящихся предприятий материалы и конструкции, транспортировать сырье и готовую продукцию – по сути, сшивает российский Север. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора", – отметил он. Об этос сообщает Корпорация развития Дальнего Востока.
Северный морской путь на 40 % короче Суэцкого канала, но объём перевозок по нему составляет всего 33 млн тонн в год, при том, что по Суэцкому каналу –1 млрд тонн в год.
Однако объём перевозок по Севморпути стремительно растет. По мнению вице-премьера, для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом необходимо сделать многое: построить ледоколы, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения, построить адаптированный к арктическим условиям флот. Кроме этого, немаловажной задачей является улучшение качества жизни людей в населенных пунктах вдоль трассы Севморпути, считает он.
Огромное значение для обеспечения надежности и безопасности судоходства по Северному морскому пути имеет развитие систем спасения и оказания помощи судам на всей протяженности водной трассы. Для этого будут созданы спасательные станции в г. Певек, п. Сабетта, пгт. Диксон и Тикси, закуплена необходимая авиационная техника. На эти цели Правительством России выделено 37 млрд рублей до 2026 года.
Другое направление работы Правительства связано с модернизацией и развитием портовой инфраструктуры. На трассе Севморпути расположено 18 портов. Три из них модернизируется. Это порты "Певек", "Мурманск", "Архангельск". До 2024 года будет модернизировано ещё четыре.
Ведётся строительство терминала "Енисей", порта "Бухта Север" и терминала "Утренний" в порту "Сабетта". После их ввода в эксплуатацию к 2024 году суммарный грузооборот портов Севморпути составит 85 млн тонн.
До 2025 года планируется осуществить съемки рельефа дна общей протяженностью 430 тыс. приведенных км для обеспечения безопасного судоходства.
Для эффективного использования СМП необходимо обеспечить наземную транспортировку грузов. Развитие Мурманского транспортного узла, реализация проектов "Северный Широтный ход 1" и "Северный широтный ход 2" позволят соединить порты Северного морского пути с системой железных дорог России.
Новым этапом в развитии Северного морского пути станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, которые обеспечат доставку рыбной продукции с территории Дальнего Востока в европейскую часть страны. А с 2023 года начнется круглогодичная навигация в высоких широтах.