Начнем с ледоколов
Первое, что, наверняка, каждому приходит на ум, когда речь идет о ледоколах, – универсальные атомные ледоколы проекта 22220, строящиеся на Балтийском заводе. Три из них – "Арктика", "Сибирь" и "Урал" уже эксплуатируются "Атомфлотом", "Якутия" будет сдана заказчику в конце этого года, "Чукотка" и "Ленинград" в процессе строительства, вскоре ожидается закладка "Сталинграда". Основное предназначение атомных ледоколов, разработанных ЦКБ "Айсберг" – проводка судов по СМП, но не только по морю, а также и по неглубоким устьям рек. Именно поэтому проект 22220 оснащен двухосадочной системой, а также ядерным реактором РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мегаватт, который на выходе дает 60 МВт на три гребных электродвигателя. Разработчик – АО "ОКБМ Африкантов".
Технические характеристики проекта 22220:
- Длина – 173,3 м (наибольшая);
- Ширина – 34,0 м;
- Высота – 59,3 м (наибольшая);
- Осадка – 9,03 м (минимальная рабочая), 10,5 м (полная по КВЛ);
- Главная энергетическая установка – два водо-водяных ядерных реактора РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мегаватт каждый;
- Движители – три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага;
- Максимальная скорость – 22 узла;
- Ледопроходимость: предельная толщина сплошного льда, преодолеваемая непрерывным ходом, — 2,9 м;
- Автономность: 6 месяцев (по запасам провизии), 7 лет (по ресурсу топлива);
- Экипаж: 54 человека.
Второе – атомоход проекта 10510 "Лидер", строящийся для ФГУП "Атомфлот" на ССК "звезда" по проекту ЦКБ "Айсберг". Если на сегодняшний день самыми большими и самыми мощными атомными ледоколами считаются ледоколы проекта 22220, то "Лидер" опережает их на несколько шагов. Посмотрите сами на технические характеристики.
Технические характеристики проекта "Лидер":
- Длина – 209,2 м;
- Ширина – 47,7 м;
- Осадка – 12,0 м (минимальная рабочая), 13,0 м (полная по КВЛ);
- Реакторная установка – РИТМ-400 по 315 МВт тепловой мощности каждый;
- Мощность на винтах – 120 МВт;
- Дальность плавания – неограниченная;
- Автономность по запасам провизии – 8 Месяцев;
- Ледопроходимость – 4,3 м при скорости 2 уз.;, 2,0 м при скорости 15 уз.;
- Ширина прокладываемого канала – около 50 м;
- Пассажировместимость – 12 человек.
Основное предназначение атомного ледокола "Лидер" – проводка крупнотоннажных судов (от 50 тысяч тонн), газовозов класса Arc 7 с коммерчески приемлемой скоростью.
Но помимо новых атомоходов, на СМП все еще продолжают работать и атомные ледоколы, построенные ранее: "Таймыр" (1989 г.), "Вайгач" (1990 г.), "Ямал" (1992 г.), "50 лет Победы" (2007 г.); все принадлежат также ФГУП "Атомфлот". А ещё работают и дизель-электрические ледоколы, которых у России по данным на январь 2024 г. 35 единиц, из них 11 построены в период с 2000 по 2011 гг. Самый большой и мощный – "Виктор Черномырдин" (2020 г.) проекта 22600. Все они помогают обеспечивать навигацию по СМП.
Ключевые проекты, развивающие СМП
По данным ААНИИ к ноябрю 2024 г. на СМП работает 87 судов, а всего в 2024 г. выдано 1223 разрешения на проход по арктической трассе. Также важно отметить, что все грузоперевозки по СМП ведутся под тот или иной проект и лишь некоторые из судов проходят полный путь от Мурманска до Владивостока, занимаясь транспортировкой полезного груза. Также на Севморпути работают научные суда.
Вот некоторые из компаний, представленных на СМП: "Росатом", "Северное морское пароходство", "Норникель", "Роснефть", "Газпром", "Лукойл", "Совкомфлот", FESCO, ФГУП "Росморпорт", СК "Морвенна".
Ключевые проекты, благодаря которым развивается СМП, и под которые строятся суда: "Арктик СПГ 2" (СПГ и газовый конденсат, ПАО "Новатэк"), "Восток Ойл" (Нефть, ПАО "НК "Роснефть"), "Северная звезда" (уголь, ООО "Северная Звезда"), "Баимский ГОК" (руда, ООО "ГДК Баимская), "Евразийский контейнерный транзит" (контейнеры, ООО "Русатом Карго", DP World).
Но начнем с "Ямал СПГ" (основной владелец проекта – "Новатэк"), для которого ещё в 2019 г. был построен последний, 15 танкер ледового класса Arc 7, "Яков Гаккель". Головной в серии – известный "Кристоф де Маржери". Газовозы могут круглый год работать без проводки в западном направлении, а в течение летней навигации – в восточном по СМП. Также "Кристоф де Маржери" известен тем, что в 2021 г. совершил экспериментальный круговой рейс по маршруту Сабетта – Цзянсу (КНР) – Сабетта по высокоширотной трассе СМП.
Технические характеристики газовозов для "Ямал СПГ":
- Длина – 299 м;
- Ширина – 50 м;
- Высота борта – 26,5 м;
- Максимальная скорость: в балласте – 21,4 уз, в грузу – 20,0 уз.;
- Мощность – 39 700 кВт (53 842 л.с.);
- Дедвейт – 80,2 тыс;
- Осадка – 11,8 м;
- Ледовый класс – Arc7;
- Вместимость – 172 тыс м3;
- Толщина льда, которую может преодолевать – 2,1 м.
Для проекта "Арктик СПГ 2" (рассчитан на круглогодичную доставку грузов по СМП в восточном направлении на Камчатку) суда также строятся на ССК "Звезда" (в количестве 15 единиц), а ещё 6 должны были быть построены на Hanwha Ocean (но в связи с санкциями могут быть и не переданы заказчику). Первые 2 танкера ожидаются в начале 2025 г. На данный момент спущено 3 судна: "Алексей Косыгин", "Петр Столыпин", "Сергей Витте"; в сухом доке продолжается сборка корпусов "Константина Посьет" и "Виктора Черномырдина". Газовозы проекта SN2366 будут отличаться от своих предшественников для проекта "Ямал СПГ" более высокой ледопроходимостью и маневренностью за счет узкого корпуса (48,8 м). Кстати, часть судов должны оборудовать отечественными ВРК, произведенными на ООО "Завод ВРК Сапфир".
Суда для проекта "Восток Ойл" (13 месторождений нефти и газа) планируется построить на ССК "Звезда" в количестве 10 единиц. Ориентировочный срок строительства – 2027 г. Также в марте 2024 г. "Роснефть" в рамках проекта начала строительство нефтеналивного причала.
Технические характеристики танкеров проекта для "Восток Ойл:
- Длина - 293 м
- Ширина - 49 м
- Осадка - 14,5 м
- Дедвейт - 120 100 т
- Скорость - 18 узлов
- Грузовместимость - 128 000 куб. м
- Мощность 3х15 МВт
- Дальность плавания - 11 000 миль
- Ледовый класс - Arc7
Проект "Северная звезда". В 2021 г. звучали планы о 28 судах ледового класса для вывоза угля. На данный момент построено и работает два: "Адмирал Шмидт" и "Витус Беринг" дедвейтом 105 тысяч тонн, ледового класса Arc 5. При этом часть судов компания планирует взять во фрахт.
Технические характеристики балкера "Адмирал Шмидт":
- Длина – 250 м;
- Ширина – 43 м;
- Осадка – 14,8 м;
- Дедвейт – 105 990 тонн;
- Скорость – 16,6 уз.;
- Ледовый класс – Arc 5.
Проект "Баимский ГОК". Для вывоза руды требуется 3 балкера дедвейтом 38 тысяч тонн. Могут быть построены как суда с высоким ледовым классом Arc 7, так и с классом Arc6. Зависит от того, выделит ли "Росатом" компании персональный ледокол проекта 22220 (прицел на "Чукотку"). Сам Баимский горно-обогатительный комбинат планируется ввести в строй не ранее 2029 г.
Проект "Евроазиатский контейнерный транзит" ("Росатом") предназначен для круглогодичной перевозки по СМП, пилотный запуск сервиса ожидается после 2027 г. Для полного функционирования линии требуются контейнеровозы ледового класса Arc 8 в количестве 89 единиц к 2035 г. Информации о том, где именно должны будут построены все эти суда пока что нет.
По СМП перевозят не только газ
Помимо судов, которые работают под какие-то определенные проекты по добыче ресурсов, есть также и судоходные компании, выполняющие различные другие задачи. Например СК "Морвенна" в период с июля до середины или конца октября работает на СМП в "Бухте Север" и порту Диксон. В этот раз на период летней навигации было зафрахтовано 8 буксиров и 5 барж компании.
Северное морское пароходство занимается перевозками по всему миру, в том числе и по СМП. В основном это продукция лесопромышленного комплекса Архангельской области. Флот компании состоит из 18 универсальных сухогрузов дедвейтом 2500 – 9250 тонн, 7 земснарядов, 5 служебно-вспомогательных судов. Общий дедвейт флота – 92 060 тонн. Вот некоторые из судов Северного морского пароходства:
- "Механик Ярцев", унифицированный лесовоз;
- "Механик Макарьин", унифицированный лесовоз;
- "Капитан Коковин", судно для перевозки генерального груза;
- "Михаил Ломоносов", контейнеровоз;
- "СМП Новодвинск", судно для перевозки генерального груза;
- "Павлин Виноградов", унифицированный лесовоз;
- "С. Кузнецов", судно для перевозки генерального груза;
- "Сияние Севера", судно для перевозки генерального груза;
- "СМП Архангельск", судно для перевозки генерального груза.
Завершим наш краткий обзор на FESCO (ПАО ДВМП) – одной из крупнейших транспортно-логистических компаний России. В управлении FESCO находится более 180 тыс. TEU и 36 транспортных судов. FESCO осуществляет регулярные перевозки по СМП. Вот некоторые из судов, которые работают на северном завозе в летне-осеннюю навигацию:
- Дизель-электроход "Василий Головнин";
- Лесовоз "Абакан";
- Многоцелевые сухогрузы "ФЕСКО Пионер" и "ФЕСКО Певек";
- Самоходные баржи для выгрузки на необорудованный берег;
- В 2019 г. флот FESCO пополнил контейнеровоз "ФЕСКО Магадан" ледового класса Arc4, может работать в северной части Охотского моря в зимний период.
- В 2023 г. FESCO приобрела три судна ледового класса для северного завоза;