Якутия — огромный российский регион (занимает 18% общей площади страны) с такими же огромными проблемами в транспортной сфере. Автомобильных дорог здесь негусто, а те, что есть, обладают невысокой проходимостью. Железнодорожное сообщение тоже неразвито. Строится (и уже не одно десятилетие) Амуро-Якутская магистраль, тянущаяся от Трассиба и БАМа на север, но реально сейчас функционирует только ее южная часть. Пока ветка не доведена даже до самого Якутска, и столица региона до сих пор является крупнейшим российским городом, отрезанным от железных дорог.
Средний возраст — 34 года
В таких условиях неудивительно, что принципиальное значение обретают внутренние водные пути. Проще говоря, главная транспортная артерия Якутии — Лена и другие судоходные реки Ленского бассейна (12,5 тыс. километров в общей сложности составляет судоходная часть). По ним идут грузоперевозки, в том числе жизненно необходимый населению республики "северный завоз".
Для иллюстрации: в навигацию 2016 г. (она закончилась в октябре) объем завоза грузов в республику составил около 2 млн тонн. Из них только для нужд жизнеобеспечения предназначалось 1 млн 228 тыс. тонн. Как отчитался вице-премьер правительства Якутии Виктор Омуков, эта цифра складывается из следующих показателей: 505 тыс. тонн было завезено через Усть-Кут, 66 тыс. тонн через Нижний Бестях, 78 тыс. тонн через Северный морской путь и 579 тыс. тонн составили перевозки топливно-энергетических ресурсов внутри республики. А кроме грузоперевозок, есть и такая вещь, как пассажирское судоходство, — в 2016 году было перевезено 312,3 тысяч пассажиров.
Пока все это движение еще как-то обеспечивают суда советской постройки, но бесконечно эксплуатировать этот ресурс невозможно. Флот устаревает, обновление идет крайне медленно — в регионе нет соответствующих судостроительных мощностей.
— Сейчас средний возраст судов составляет 34 года, даже больше, при нормативе в среднем 25 лет, — приводила цифры на форуме "Арктика: настоящее и будущее" Марина Дмитриева, и.о. генерального директора АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)". Это приводит к сокращению численности флота. Если в 2013 году у нас было 2232 зарегистрированных в Речном регистре судна, то сейчас уже — 1410.
Если обратиться к более подробным данным по среднему возрасту судов Ленского бассейна, картина будет следующая:
Вид судна | Средний возраст, лет |
Служебное судно | 34,0 |
Баржа | 30,8 |
Буксир | 38,4 |
Сухогруз самоходный | 34,8 |
Наливное | 39,1 |
Сухогрузно-наливной | 40,1 |
Толкач | 37,8 |
Бункербаза, бункеровщик | 41,8 |
Пассажирское | 30,5 |
Бот | 35,8 |
Рефрижератор | 26 |
Ледокол | 33 |
Кроме того, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, до 2018 года необходимо выполнить модернизацию по установке второго дна и вторых бортов на 115 наливных судах со средним возрастом 41 год. На это все потребуется 76 млрд, сообщила глава "Корпорации развития РС (Якутия)".
По ее словам, динамика роста затрат на ремонт судов в последние годы говорит о высокой степени износа флота. Действует прямая зависимость: чем старше судно, тем выше уровень расходов на поддержание его текущего нормативном состоянии. Судоходные компании Ленского речного бассейна поневоле становятся не столько судоходными, сколько судоремонтными.
При этом нужно понимать, что история с обязательным экстренным монтажом двойного дна на физически и морально устаревшие суда приведет к дальнейшему снижению их технико-экономических показателей, а следовательно и к ухудшению финансово-экономических параметров. Для перевозчика это прямая дорога к банкротству.
Вывод один: уже сейчас в Ленском бассейне необходимо наращивать число не только модернизированных, но и вновь построенных судов.
Десять плюс шесть минус два
2017 год обещает стать ключевым в решении этой проблемы. Якутия возлагает большие надежды на новый проект — строительство высокотехнологичной судоверфи в городке Жатай на базе уже существующего судостроительно-судоремонтного завода. Вернее, проект не совсем новый, поскольку разные варианты модернизации завода рассматриваются уже не первый год. Но сейчас вопрос стоит ребром — предприятие нуждается в масштабной реконструкции, и начинать эту реконструкцию нужно в самое ближайшее время.
Глава республики Егор Борисов на августовском Госсовете по внутренним водным путям сообщил, что реализация проекта при поддержке Минпромторга и Минэкономики уже началась, но ее необходимо ускорить — потребность в новых судах нарастает снежным комом. "Мы просим, чтобы этот проект был реализован быстро", — обратился он напрямую к президенту Владимиру Путину.
После этого в октябре ООО "Жатайская судоверфь" (это компания, которую специально под проект учредили в 2016 году Ленское речное пароходство и "Корпорация развития Якутии") объявило конкурс на разработку проектной и рабочей документации в рамках проекта "Строительство высокотехнологичной Жатайской судостроительной верфи на базе модернизации и реконструкции Жатайского судостроительно-судоремонтного завода".
В ноябре конкурс завершился, победителем был выбран Центр технологии судостроения и судоремонта. К сожалению, на вопросы "Корабел.ру" о подробностях этого конкурса ЦТСС ответил молчанием, поэтому приводим те данные, которые удалось найти в открытых источниках.
Делегация Минэкономразвития РФ осматривает причал ОАО "ЛОРП" / Официальный сайт правительства Республики Якутия |
Максимальная планка в стоимости контракта была установлена на отметке в 210 млн рублей. Такую сумму запросил за работу АО "Акватик". ООО "Регион СтройПроект" был на пять миллионов скромнее, Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" предложил цену в 202,45 млн рублей, а инжиниринговая компания "Современные морские системы" обозначила нижнюю границу — 172 млн рублей. Но победила не она, а Центр технологии судостроения и судоремонта с заявкой на 178,9 млн рублей. Впрочем, это было вполне ожидаемо, если вспомнить, что именно ЦТСС еще несколько лет назад плотно занимался проектом по модернизации производственной базы ООО "Жатайский судостроительно-судоремонтный завод".
Что касается общей стоимости реализации проекта, то здесь планируются затраты в размере 5 млрд 750 млн рублей, из которых собственно на создание судоверфи пойдут примерно 3,6 млрд рублей. Сюда входят строительно-монтажные работы (2 млрд руб.), оборудование и транспорт (1,24 млрд руб.) и прочие затраты (около 360 млн руб.). На модернизацию судоремонтных мощностей израсходуют 2 млрд рублей. И еще 57,6 млн рублей будет стоить создание участка утилизации.
Львиная доля финансирования ляжет на плечи федерального бюджета — 4 млрд 162 млн рублей, выделяемых в рамках Госпрограммы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу". 270 миллионов собирается вложить "Корпорация развития РС (Якутия)". Оставшиеся 1 млрд 374,5 млн рублей ожидаются от инвесторов.
По срокам, когда на стапеле будущего предприятия может быть заложено первое судно, у "соавторов" Жатайской судоверфи есть некоторое расхождение. Ленское объединенное речное пароходство собиралось начинать строительство линейки речных судов в 2018 году. В то же время "Корпорация развития Якутии" называет другую дату — начало 2019 года. Буквально вчера "нарисовался" новый рубеж — руководитель Жатайского судостроительного-судоремонтного завода Александр Азаров в интервью ТАСС отодвинул эту дату уже на 2020 год.
"На данный момент ведется разработка проектно-сметной документации, которая будет завершена в июле текущего года, в августе будет проведен конкурс на подрядную организацию, которая с 2018 года приступит к строительству новой судоверфи. Строительство новых судов начнется уже в 2020 году", - сказал он.
К 2022 году предприятие выйдет на проектную мощность и сможет ежегодно строить по 10 судов, еще шесть модернизировать, а еще два утилизировать.
Пан или пропал
Решит ли это проблему полностью? Разумеется, нет. Десять судов в год — это хорошо, но для того, чтобы целиком обновить весь флот, такими темпами потребуется века полтора, не меньше. Составленная на сегодняшний день программа загрузки будущей Жатайской судоверфи до 2036 года подразумевает строительство 160 единиц речных судов — 44 сухогруза, 34 буксира, 53 наливных судна и еще 29 судов различных видов. При этом судоходные компании заявляют, что им необходимо вдвое больше. И не только речных — в Якутии требуется и морской флот. Недостающие суда будут строиться на других отечественных заводах.
Об этом аспекте откровенно говорят сами идеологи проекта Жатайской судоверфи. Верфь нужна и важна, она будет служить подспорьем, но переломить ситуацию сможет лишь глубокая реформа логистики в масштабах всего региона.
— Совершенно очевидно, что комплекс накопленных проблем в ведомстве внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского речного бассейна невозможно решить только путем строительства Жатайской судоверфи, — уверена Марина Дмитриева.
К проблеме устаревания флота постоянно добавляются новые неприятности. Например, тревожит гидробиологическое состояния участка реки Усть-Кут — Киренск. Поддерживать его в судоходном состоянии все труднее и труднее. Уже сейчас по данным, которые приводит и.о. гендиректора "Корпорации развития Якутии", доля ежегодного финансирования содержания судоходного участка Усть-Кут — Киренск составляет 30% общего объема финансирования на поддержание необходимой судоходной ситуации в Ленском бассейне. При этом сам участок занимает всего 3-4% от протяженности всего Ленского бассейна.
Верьховья Лены мелеют каждый год — значит нужны, как минимум, серьезные дноуглубительные работы, а, как максимум, изменения в транспортно-логистической схеме и соответствующее перераспределение объемов грузопотока.
— В этом контексте особого внимания заслуживает формируемый Якутский индустриальный транспортно-логистический узел, — говорит Марина Дмитриева. — С учетом перспектив ввода в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск до станции Нижний Бестях, по мере формирования данного транспортно-логистического узла будут созданы все предпосылки для радикального изменения транспортно-логистической схемы завоза грузов на территорию Якутию. Грузы будут доставляться по железной дороге до города Якутска с перевалкой на речные суда и суда класса "река-море" в глубоководном порту города Якутска и направляться как вниз по течению реки с выходом на Северный морской путь, так и вверх по течению реки к Усть-Куту и Киренску.
В целом, "Корпорация развития РС (Якутия)" продвигает сразу восемь проектов в сфере транспорта. Это "Северный широтный ход", развитие Мурманского транспортного узла, Морской порт в районе поселка Сабетта (включая создание судоходного подходного канала в Обской губе), "Белкомур", строительство глубоководного района порта Архангельск, строительство глубоководного морского порта Индига, строительство железной дороги Сосногорск – Индига, а также поддержка Северного морского пути.
Планы из разряда тех, что принято называть "наполеоновскими", но с другой стороны — Якутии некуда деваться. Либо республика решит в ближайшие годы свои транспортные проблемы, либо ее ожидает постепенная деградация.
Материалы по теме:
Каким судам быть на сибирских реках (интервью с гендиректором ООО "Ленатурфлот" Евгением Бало)
Состояние речных пассажирских перевозок в республике Саха (Якутия): показатели, проблемы, перспективы (доклад гендиректора ООО "Пассажирское райуправление" Сергея Соколова)
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|