В июле мы начали серию интервью с директорами судостроительных предприятий Архангельской области: "Севмаш" и "Красная Кузница". Сегодня мы продолжаем ее беседой с Вячеславом Поповым - директором северодвинской компании "Альбатрос-Норд".
"Альбатрос Норд" - это небольшая судостроительная компания из Северодвинска, которая специализируется на изготовлении алюминиево-пластиковых и пластиковых катеров, лодок и изделий из стеклопластика. Речной и Морской регистры выдали компании свидетельства о признании на выполнение различных этапов работ.
- Когда вы решили, что должны заниматься маломерным флотом? И как идут дела в этом направлении?
- Участие в строительстве первой лодки я принял в 1987 году на северодвинском предприятии "Севмаш". Мы с группой товарищей строили стеклопластиковую лодку. Позднее решил заниматься этим на профессиональном уровне. В тот момент очень долго обсуждался вопрос, что выпускать, так как номенклатура в Северодвинске очень большая и потребность довольно серьезная, хотя и специфичная. Спрос на лодки, как и на любой товар народного потребления, плавает: сегодня он есть, завтра нет, послезавтра снова появился, а потом опять пропал. Очень сильное влияние оказывает финансовое благополучие страны — от этого зависят объемы продаж и покупательская способность населения.
Сейчас мы занимаемся производством маломерного флота, изготовлением плавпричалов и другими проектами в этой нише. Сотрудничаем с нашими предприятиями-гигантами "Севмаш" и "Звездочка". Уверенно движемся вперед, изучаем новые технологии и увеличиваем номенклатуру продукции. Каждый год у нас появляется 2-3 единицы новых изделий: лодки, причалы, погреба, санки для буранов и другой моторной техники. Мы понимаем, что стоять на месте - это смерти подобно в любом бизнесе.
- Как находите покупателей и чем гарантируете качество?
- В последнее время делаем акцент на наш сайт, с помощью которого любой человек может увидеть нашу продукцию и узнать о ней. На сайте компании выставлены все наши сертификаты. Кстати, на сегодняшний день мы единственная фирма в Архангельской области, которая имеет сертификаты на выпускаемую продукцию по безопасности на катера и лодки согласно ГОСТа.
Все инженерно-технические рабочие нашего предприятия - это выходцы с военных заводов. Мы все привыкли к дисциплине. За качество нашей продукции отвечает специальная служба. Предприятие выпускает продукцию с нуля, до сдачи заказчику полностью самостоятельно: проработка маркетинга, разработка документации, изготовление, сдача ОТК, сдача заказчику. Наша организация по своей структуре, внешне может напоминать военный завод и отчасти это действительно так.
- О каких сертификатах идет речь?
- Любой продукт имеет определенные критерии для выпуска. И мы понимали, что наша продукция, лодки, будет попадать под обязательную сертификацию. Поэтому предварительно выпустили чертежи и согласовали их с Речным регистром. Они нам подсказали некоторые нюансы, мы подкорректировали их, сделали продукцию и испытали ее сначала для себя. После этого мы стали получать сертификаты. На тот момент, а это было около четырех лет назад, не действовал техрегламент Таможенного союза, и мы сертифицировали всю свою продукцию. У нас есть сертификат соответствия РФ по безопасности и по непотопляемости - это обязательное условие по любым транспортным средствам. У нас есть ГОСТ, в нём есть специальные пункты. В Архангельской области кроме нас никто этим не занимался. Мы здесь №1 кто занимается выпуском продукции, таким образом.
Одно время даже наблюдали такую ситуацию, что в розничных сетях магазинов архангельской области брали продукцию других фирм, выставляли её в своих магазинах, а потом ко мне приходили их покупатели и спрашивали - а сертификат где получить? По идее, ГИМС без данного сертификата не имеет права регистрировать лодки. У нас он есть, у остальных его нет. Как у всех остальных проходит регистрация в ГИМСе я не знаю. У нас все по такой схеме: заключаем договор на покупку лодки, даем копию сертификата соответствия, после этого человек идет в ГИМС и получает разрешение на эксплуатацию.
Теперь в силу вступил техрегламент Таможенного союза, и по нему мы оказались в нехорошей ситуации. Пока действуют старые сертификаты, но через год их действие прекратится, после чего мперед нами встанет стена юридических вопросов, которые надо будет преодолеть. К сожалению, я думаю, что таможенный регламент больше не поменяют, и он останется таким жестким.
- Расскажите подробнее о производственной цепочке - как происходит выпуск продукции?
- Для того чтобы новое изделие появилось в производстве, необходимо выполнить ряд этапов. Сначала работают маркетологи. Им необходимо понять, существует ли на какое-либо изделие спрос в Северодвинске и регионе. Затем проектируем изделие на бумаге.
- У вас есть для этого свой конструкторский отдел?
- Да, у нас есть конструкторский отдел, и в нем работают молодые ребята. Чем хорош наш город - здесь довольно высокий потенциал конструкторов, которые специализируются на судостроении. Производственная и обучающая база в Северодвинске довольно большая, поэтому всегда можно найти сотрудников-конструкторов, которые готовы работать. Иногда под конкретные заказы мы специально привлекаем молодых конструкторов и технологов — они хорошо знакомы с компьютером и порой рисуют модель быстрее, чем мы им объясняем, что нам нужно.
- Что происходит после того, как модель нарисована?
- После того, как прорисуем изделие, мы смотрим и обсуждаем дизайн. Потребителям, с которыми мы работаем, важен внешний вид продукта: если лодка не понравилась, значит не покупают. Туполев однажды сказал - некрасивые самолеты не летают. Мы можем эту цитату перефразировать и сказать - некрасивые лодки не ходят.
Затем мы переходим уже к воплощению - изготавливаем мастер-модель, то есть делаем имитацию лодки в натуральном размере. Модели делаем из всего что только можно использовать: дерево, металл, стеклопластик, даже гипс. После того как мастер-модель сделана, неопытный человек, незнакомый с такой технологией, может подумать, что это уже готовая лодка.
Дальше мы переходим к производству матрицы, с помощью которой делается аналогичная, но уже настоящая лодка.
В качестве материала в основном используется стеклопластик. На сегодняшний день изделия из него занимают порядка 80% нашего производства. Остальная часть лодок делается из алюминия. Он стоит дороже, поэтому спрос на такие лодки меньше. Все сварщики у нас аттестованные. Кстати, в Северодвинске с хорошими сварщиками ситуация благополучная — их можно найти, в отличии от Архангельска и области.
- На вашем сайте указано, что в изделиях применяется алюминиевый сплав Amg-5. Почему именно он, а не, к примеру, AMg-61, который существенно лучше и по механическим свойствам и по коррозионной стойкости?
- Я могу сделать лодку и из серебра, но по стоимости, как вы понимаете, она будет дороже. И кто ее купит? У конструкторов есть хорошая поговорка: лучшее - враг хорошего.
Мы боремся за недорогой сегмент рынка. Есть высший класс, который хочет иметь хорошие и изысканные лодки. Мы делаем такие вещи, но в ограниченном количестве. Их производство сложней - изделия практически штучные. Сейчас у нас в работе на ремонте два больших катера, которые окрашиваем специальными французскими и корейскими красками. У них на палубу поклеен тик, в материалах используется красное дерево и бук. Таких лодок нельзя сделать много.
- Вы сказали, что у вас катера в ремонте. То есть вы занимаетесь еще и ремонтом маломерных судов?
- Да. И ремонтных работ лучшего качества в Архангельской области не выполняет никто. Тем более, мы имеем признание Речного регистра, который позволяет нам заниматься этим видом работ.
- А еще какие направления деятельности у вас есть?
- Также наше конструкторское бюро проводит расчеты. Сегодня в стране действует 36-й федеральный закон от 2012 года. Если раньше можно было изготовить любую лодку и поставить ее на учет в ГИМC, то сегодня закон говорит - проводить переделку и проводить расчеты должна организация, которая имеет признание либо Морского, либо Речного регистра. Так что если вдруг у кого-то возникнет желание переделать свое судно, мы всегда поможем с подготовкой документации и проведением работ по переоборудованию.
- Планируете ли расширение продукции?
- Расширяться мы готовы, так что осваиваем довольно большой спектр изделий. Раскрывать коммерческих тайн не стану, но скажу так: сейчас мы ведем подготовку к производству новых изделий. В связи с этим привлекаем к работе 10 новых конструкторов. Уже прорисовываем изделия, которые, надеюсь, пойдут в серию. Расширение производства — это наша главная задача на сегодняшний день.
Кстати, стоит рассказать, что мы участвуем в социальном кластере: сегодня начинаем осваивать рынок протезов. В связи с тем, что в Северодвинске сильно развита мехобработка, мы изготовили определенные протезы для протезных предприятий Архангельской области. Новая тема идет со скрипом, поскольку для изготовления таких изделий требуется оборудование. Сейчас мы вместе с "Корпорацией развития Архангельской области" решаем задачу по созданию определенных центров мехобработки, где сможем изготавливать протезы в рамках программы импортозамещения. Мы уже начали выдавать эту продукцию. Правда, количество пока ограниченное, так как наших мощностей и финансов не хватает на большие партии. Покупка оборудования - дело дорогое.
- А нет желания выйти за границы области или даже страны?
- С одной стороны, хотелось бы завоевывать заграничные рынки. Недавно выезжали с губернатором и представителями "Корпорации развития Архангельской области" в Финляндию. Показывали возможности нашей области и пытались понять их рынок. Рынок большой, как и спрос на их продукцию. Но, к сожалению, сами финны категорически отказываются покупать нашу продукцию даже такого же качества. У них все заточено под "покупайте все у нас, а не за границей - у нас лучшее". Меня коробит от этого, потому что такие катера, как у них, мы можем делать не хуже. Тем более, они часто применяют метод напыления стеклопластика, а это далеко не передовой и не лучший метод получения стеклопластика. Мы до сих пор применяем один из самых лучших и проверенных способов - ручное формование. Для этого мы проводим обучение своих рабочих по разработанной нами методике и в конце обучения аттестуем на право выполнения работ разными видами стеклопластика и различными видами отделочных материалов.
- Ранее вы упомянули, что работали на "Севмаше". Участвовали ли вы в постройке атомных субмарин?
- В 1982 году я окончил ПТУ-1 по специальности токарь, после этого поступил работать на "Севмаш" в цех №8. Начинал свою трудовую деятельность на третьем участке. Первый год отработал токарем, а на второй год меня взяли оператором станков ЧПУ, где отработал около семи лет. Затем я проработал семь лет в первом училище мастером производственного обучения, где теперь уже сам готовил токарей для "Севмаша". И поэтому на вопрос, принимал ли я участие в постройке атомных субмарин, смело могу сказать: да!
Затем я работал на предприятии "Северный рейд", где одно время был начальником участка по ядерной взрыво-пожаробезопасности и обеспечению непотопляемости атомных подводных лодок. Заполнял подводные лодки полистеролом.
Из тех подлодок, на которых я работал, самая старая была построена в 1964 году. 627-й и 659-й проект. Это было в Советской гавани. Очень старые лодки, которые уже тонули. Мы их заполняли полистеролом, чтобы обеспечить непотопляемость, потому что на них находилась как ядерная зона, так и не отработанное топливо.
- Давайте отойдем от разговоров о работе. Пользуетесь ли вы своей продукцией? Наверняка используете какую-нибудь из своих лодок для рыбалки или отдыха?
- Конечно! У меня на даче находится две лодки нашего производства, с вашего позволения, буду говорить - моего изготовления. Это предприятие моя гордость, в которое я вложил много сил.
Первая лодка тихоходная, весельно-моторная. Сейчас я в таком возрасте, что в спортзал не хожу, поэтому с утра, прогулятся туда-сюда на веслах 5 км - это удовольствие. На этой лодке стоит мотор "Кальмар", который в свое время изготавливался на северодвинском предприятии "Северный рейд". Это маленький компактный моторчик, потребляющий 200 грамм в час - ни о чем. Лодка экономичная, мореходная. На ней можно хорошо рыбачить.
Вторая лодка "Альтан-46". В прошлом году мы создали новую модификацию лодки. Раньше это был простой джонбот, а потом сделали из нее довольно комфортную лодку с тентом, консолью, креслом. Сегодня это не просто лодка за 50 тысяч рублей, а мини-катер стоимостью 100 тысяч рублей, в котором можно комфортно сесть в кресло, покрутиться в нем налево и направо. Сидеть в удобном кресле на рыбалке - это мечта любого рыбака.
Директор судостроительной компании "Альбатрос-Норд" Вячеслав Попов / Корабел.ру |
- Когда вы решили, что должны заниматься маломерным флотом? И как идут дела в этом направлении?
- Участие в строительстве первой лодки я принял в 1987 году на северодвинском предприятии "Севмаш". Мы с группой товарищей строили стеклопластиковую лодку. Позднее решил заниматься этим на профессиональном уровне. В тот момент очень долго обсуждался вопрос, что выпускать, так как номенклатура в Северодвинске очень большая и потребность довольно серьезная, хотя и специфичная. Спрос на лодки, как и на любой товар народного потребления, плавает: сегодня он есть, завтра нет, послезавтра снова появился, а потом опять пропал. Очень сильное влияние оказывает финансовое благополучие страны — от этого зависят объемы продаж и покупательская способность населения.
Сейчас мы занимаемся производством маломерного флота, изготовлением плавпричалов и другими проектами в этой нише. Сотрудничаем с нашими предприятиями-гигантами "Севмаш" и "Звездочка". Уверенно движемся вперед, изучаем новые технологии и увеличиваем номенклатуру продукции. Каждый год у нас появляется 2-3 единицы новых изделий: лодки, причалы, погреба, санки для буранов и другой моторной техники. Мы понимаем, что стоять на месте - это смерти подобно в любом бизнесе.
Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- Как находите покупателей и чем гарантируете качество?
- В последнее время делаем акцент на наш сайт, с помощью которого любой человек может увидеть нашу продукцию и узнать о ней. На сайте компании выставлены все наши сертификаты. Кстати, на сегодняшний день мы единственная фирма в Архангельской области, которая имеет сертификаты на выпускаемую продукцию по безопасности на катера и лодки согласно ГОСТа.
Все инженерно-технические рабочие нашего предприятия - это выходцы с военных заводов. Мы все привыкли к дисциплине. За качество нашей продукции отвечает специальная служба. Предприятие выпускает продукцию с нуля, до сдачи заказчику полностью самостоятельно: проработка маркетинга, разработка документации, изготовление, сдача ОТК, сдача заказчику. Наша организация по своей структуре, внешне может напоминать военный завод и отчасти это действительно так.
Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- О каких сертификатах идет речь?
- Любой продукт имеет определенные критерии для выпуска. И мы понимали, что наша продукция, лодки, будет попадать под обязательную сертификацию. Поэтому предварительно выпустили чертежи и согласовали их с Речным регистром. Они нам подсказали некоторые нюансы, мы подкорректировали их, сделали продукцию и испытали ее сначала для себя. После этого мы стали получать сертификаты. На тот момент, а это было около четырех лет назад, не действовал техрегламент Таможенного союза, и мы сертифицировали всю свою продукцию. У нас есть сертификат соответствия РФ по безопасности и по непотопляемости - это обязательное условие по любым транспортным средствам. У нас есть ГОСТ, в нём есть специальные пункты. В Архангельской области кроме нас никто этим не занимался. Мы здесь №1 кто занимается выпуском продукции, таким образом.
Одно время даже наблюдали такую ситуацию, что в розничных сетях магазинов архангельской области брали продукцию других фирм, выставляли её в своих магазинах, а потом ко мне приходили их покупатели и спрашивали - а сертификат где получить? По идее, ГИМС без данного сертификата не имеет права регистрировать лодки. У нас он есть, у остальных его нет. Как у всех остальных проходит регистрация в ГИМСе я не знаю. У нас все по такой схеме: заключаем договор на покупку лодки, даем копию сертификата соответствия, после этого человек идет в ГИМС и получает разрешение на эксплуатацию.
Теперь в силу вступил техрегламент Таможенного союза, и по нему мы оказались в нехорошей ситуации. Пока действуют старые сертификаты, но через год их действие прекратится, после чего мперед нами встанет стена юридических вопросов, которые надо будет преодолеть. К сожалению, я думаю, что таможенный регламент больше не поменяют, и он останется таким жестким.
Стекловолокно, из которого изготавливается стеклопластиковая продукция / Корабел.ру |
- Расскажите подробнее о производственной цепочке - как происходит выпуск продукции?
- Для того чтобы новое изделие появилось в производстве, необходимо выполнить ряд этапов. Сначала работают маркетологи. Им необходимо понять, существует ли на какое-либо изделие спрос в Северодвинске и регионе. Затем проектируем изделие на бумаге.
Производственное помещение судостроительной компания "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- У вас есть для этого свой конструкторский отдел?
- Да, у нас есть конструкторский отдел, и в нем работают молодые ребята. Чем хорош наш город - здесь довольно высокий потенциал конструкторов, которые специализируются на судостроении. Производственная и обучающая база в Северодвинске довольно большая, поэтому всегда можно найти сотрудников-конструкторов, которые готовы работать. Иногда под конкретные заказы мы специально привлекаем молодых конструкторов и технологов — они хорошо знакомы с компьютером и порой рисуют модель быстрее, чем мы им объясняем, что нам нужно.
Компания "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- Что происходит после того, как модель нарисована?
- После того, как прорисуем изделие, мы смотрим и обсуждаем дизайн. Потребителям, с которыми мы работаем, важен внешний вид продукта: если лодка не понравилась, значит не покупают. Туполев однажды сказал - некрасивые самолеты не летают. Мы можем эту цитату перефразировать и сказать - некрасивые лодки не ходят.
Затем мы переходим уже к воплощению - изготавливаем мастер-модель, то есть делаем имитацию лодки в натуральном размере. Модели делаем из всего что только можно использовать: дерево, металл, стеклопластик, даже гипс. После того как мастер-модель сделана, неопытный человек, незнакомый с такой технологией, может подумать, что это уже готовая лодка.
Дальше мы переходим к производству матрицы, с помощью которой делается аналогичная, но уже настоящая лодка.
В качестве материала в основном используется стеклопластик. На сегодняшний день изделия из него занимают порядка 80% нашего производства. Остальная часть лодок делается из алюминия. Он стоит дороже, поэтому спрос на такие лодки меньше. Все сварщики у нас аттестованные. Кстати, в Северодвинске с хорошими сварщиками ситуация благополучная — их можно найти, в отличии от Архангельска и области.
Стеклопластиковые погреба - ещё одно направление работы компании "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- На вашем сайте указано, что в изделиях применяется алюминиевый сплав Amg-5. Почему именно он, а не, к примеру, AMg-61, который существенно лучше и по механическим свойствам и по коррозионной стойкости?
- Я могу сделать лодку и из серебра, но по стоимости, как вы понимаете, она будет дороже. И кто ее купит? У конструкторов есть хорошая поговорка: лучшее - враг хорошего.
Мы боремся за недорогой сегмент рынка. Есть высший класс, который хочет иметь хорошие и изысканные лодки. Мы делаем такие вещи, но в ограниченном количестве. Их производство сложней - изделия практически штучные. Сейчас у нас в работе на ремонте два больших катера, которые окрашиваем специальными французскими и корейскими красками. У них на палубу поклеен тик, в материалах используется красное дерево и бук. Таких лодок нельзя сделать много.
Катер в покрасочной камере / Корабел.ру |
Катер после ремонта и покраски. / Корабел.ру |
- Вы сказали, что у вас катера в ремонте. То есть вы занимаетесь еще и ремонтом маломерных судов?
- Да. И ремонтных работ лучшего качества в Архангельской области не выполняет никто. Тем более, мы имеем признание Речного регистра, который позволяет нам заниматься этим видом работ.
Работа с тиком" / Корабел.ру |
- А еще какие направления деятельности у вас есть?
- Также наше конструкторское бюро проводит расчеты. Сегодня в стране действует 36-й федеральный закон от 2012 года. Если раньше можно было изготовить любую лодку и поставить ее на учет в ГИМC, то сегодня закон говорит - проводить переделку и проводить расчеты должна организация, которая имеет признание либо Морского, либо Речного регистра. Так что если вдруг у кого-то возникнет желание переделать свое судно, мы всегда поможем с подготовкой документации и проведением работ по переоборудованию.
Матрица / Корабел.ру |
- Планируете ли расширение продукции?
- Расширяться мы готовы, так что осваиваем довольно большой спектр изделий. Раскрывать коммерческих тайн не стану, но скажу так: сейчас мы ведем подготовку к производству новых изделий. В связи с этим привлекаем к работе 10 новых конструкторов. Уже прорисовываем изделия, которые, надеюсь, пойдут в серию. Расширение производства — это наша главная задача на сегодняшний день.
Кстати, стоит рассказать, что мы участвуем в социальном кластере: сегодня начинаем осваивать рынок протезов. В связи с тем, что в Северодвинске сильно развита мехобработка, мы изготовили определенные протезы для протезных предприятий Архангельской области. Новая тема идет со скрипом, поскольку для изготовления таких изделий требуется оборудование. Сейчас мы вместе с "Корпорацией развития Архангельской области" решаем задачу по созданию определенных центров мехобработки, где сможем изготавливать протезы в рамках программы импортозамещения. Мы уже начали выдавать эту продукцию. Правда, количество пока ограниченное, так как наших мощностей и финансов не хватает на большие партии. Покупка оборудования - дело дорогое.
Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- А нет желания выйти за границы области или даже страны?
- С одной стороны, хотелось бы завоевывать заграничные рынки. Недавно выезжали с губернатором и представителями "Корпорации развития Архангельской области" в Финляндию. Показывали возможности нашей области и пытались понять их рынок. Рынок большой, как и спрос на их продукцию. Но, к сожалению, сами финны категорически отказываются покупать нашу продукцию даже такого же качества. У них все заточено под "покупайте все у нас, а не за границей - у нас лучшее". Меня коробит от этого, потому что такие катера, как у них, мы можем делать не хуже. Тем более, они часто применяют метод напыления стеклопластика, а это далеко не передовой и не лучший метод получения стеклопластика. Мы до сих пор применяем один из самых лучших и проверенных способов - ручное формование. Для этого мы проводим обучение своих рабочих по разработанной нами методике и в конце обучения аттестуем на право выполнения работ разными видами стеклопластика и различными видами отделочных материалов.
Будущая приборная панель / Корабел.ру |
- Ранее вы упомянули, что работали на "Севмаше". Участвовали ли вы в постройке атомных субмарин?
- В 1982 году я окончил ПТУ-1 по специальности токарь, после этого поступил работать на "Севмаш" в цех №8. Начинал свою трудовую деятельность на третьем участке. Первый год отработал токарем, а на второй год меня взяли оператором станков ЧПУ, где отработал около семи лет. Затем я проработал семь лет в первом училище мастером производственного обучения, где теперь уже сам готовил токарей для "Севмаша". И поэтому на вопрос, принимал ли я участие в постройке атомных субмарин, смело могу сказать: да!
Затем я работал на предприятии "Северный рейд", где одно время был начальником участка по ядерной взрыво-пожаробезопасности и обеспечению непотопляемости атомных подводных лодок. Заполнял подводные лодки полистеролом.
Из тех подлодок, на которых я работал, самая старая была построена в 1964 году. 627-й и 659-й проект. Это было в Советской гавани. Очень старые лодки, которые уже тонули. Мы их заполняли полистеролом, чтобы обеспечить непотопляемость, потому что на них находилась как ядерная зона, так и не отработанное топливо.
Компания "Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
"Альбатрос-Норд" / Корабел.ру |
- Давайте отойдем от разговоров о работе. Пользуетесь ли вы своей продукцией? Наверняка используете какую-нибудь из своих лодок для рыбалки или отдыха?
- Конечно! У меня на даче находится две лодки нашего производства, с вашего позволения, буду говорить - моего изготовления. Это предприятие моя гордость, в которое я вложил много сил.
Первая лодка тихоходная, весельно-моторная. Сейчас я в таком возрасте, что в спортзал не хожу, поэтому с утра, прогулятся туда-сюда на веслах 5 км - это удовольствие. На этой лодке стоит мотор "Кальмар", который в свое время изготавливался на северодвинском предприятии "Северный рейд". Это маленький компактный моторчик, потребляющий 200 грамм в час - ни о чем. Лодка экономичная, мореходная. На ней можно хорошо рыбачить.
Вторая лодка "Альтан-46". В прошлом году мы создали новую модификацию лодки. Раньше это был простой джонбот, а потом сделали из нее довольно комфортную лодку с тентом, консолью, креслом. Сегодня это не просто лодка за 50 тысяч рублей, а мини-катер стоимостью 100 тысяч рублей, в котором можно комфортно сесть в кресло, покрутиться в нем налево и направо. Сидеть в удобном кресле на рыбалке - это мечта любого рыбака.
Аэросани в ремонте / Корабел.ру |