ПАО "Северное речное пароходство" — ведущая российская судоходная мультимодальная компания, работающая на всем протяжении Арктического побережья РФ. Основное направление в деятельности СРП — доставка грузов в районы Крайнего Севера. Пароходство решает комплексные задачи в сфере логистики, рейдовой выгрузки и портовых операций.
Более подробно о компании мы попросили рассказать генерального директора ПАО "Северное речное пароходство" Сергея Лавонена.
- Сергей Александрович, Северное речное пароходство в 2018 году отметит 160-летие своего основания. Пароходство всегда было ведущим предприятием в Архангельской области. Как сохраняются традиции сегодня?
- Коллектив Северного речного пароходства – это опытные и высококвалифицированные специалисты, знатоки своего дела. Конечно, подходы к решению тех или иных вопросов у всех разные, но люди умеют консолидироваться при достижении поставленной цели. Коллектив сплоченный, дружный, грамотный. С таким можно горы свернуть!
Мне очень импонирует, что специалисты СРП никогда не говорят, что чего-то не знают, они отдают себя работе полностью. У пароходства славная история, есть награды и ордена, свой герб. Жаль, что у нас пока нет музея. Молодежь, которая приходит в пароходство, должна бы, пропустив через свою душу историю СРП, стать продолжателем славных традиций.
В пароходстве есть люди, которые работают многие десятилетия. К примеру, Николай Васильевич Филипьев, заместитель главного инженера, работает в СРП – 50 лет! Без переходов, увольнений. Ему за 70 лет, а голова светлая! Он ездит в командировки, приходит на работу за два часа до начала рабочего дня и поздно уходит. Как специалист он решает очень серьезные вопросы.
- Какие услуги предоставляет ваша компания?
- Северное речное пароходство специализируется на транспортировке, перевозке и перевалке грузов в порты Балтийского, Белого, Карского морей, портопункты акватории Северного морского пути, в речные порты Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского бассейнов.
Осуществляем погрузо-разгрузочные работы, экспедирование, хранение и переработку грузов. Поставляем минерально-строительные материалы, щебень, песок, перевозим нефтепродукты.
СРП - мультимодальная компания. То есть забираем груз из любой точки России и доставляем его разными видами транспорта в любую точку России.
Пароходство занимается дноуглубительными работами. К примеру, в 2017 году по контракту с ООО "Газпром флот" объем работ в акватории причальных сооружений пароходства составил более 500 тыс. м3.
- В чем ваши конкурентные преимущества?
- Одним из главных преимуществ нашего пароходства, по сравнению с другими судоходными компаниями, является богатый опыт пионерных высадок в труднодоступные пункты. Такие высадки, по требованию заказчика, могут сопровождаться полным комплексом услуг по перевалке грузов. А именно: обеспечением проходных глубин, установкой временных причальных сооружений, погрузо-разгрузочными работами собственными плавучими кранами, разворачиванием временных жилищных комплексов и площадок хранения, доставки грузов автотранспортом от точки выгрузки из судов до временных складских площадок и т.д.
Для таких сложных операций нашей компанией успешно используется собственная разработка - временное причальное сооружение (ВПС).
ВПС применяется при проведении погрузо-разгрузочных работ в условиях малых глубин, отсутствия подходов к точке погрузки/выгрузки, в случае затопляемости береговой полосы. ВПС представляет собой быстро-сборную конструкцию из труб большого диаметра, сваренных между собой в одной плоскости. Конструкция ВПС позволяет переваливать оборудование, сыпучие и др. материалы, технику весом до 100 тонн. Длина ВПС кратна длине плавучего крана и обеспечивает надежную швартовку при штормовых и шквальных ветрах.
Пароходство успешно специализируется на доставке грузов в зимний период с выгрузкой на ледовый припай, предоставляя полный комплекс услуг, включающий организацию ледокольного обеспечения, обустройство ледового припая и зимней ледовой дороги.
- Какова география работы и кто выступает заказчиками?
- Основные регионы работы - это Арктическое побережье России, а основные заказчики: "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Новотек" и их подрядчики.
Оказываем услуги в перевалке и перевозке грузов в порт Саббетта (ЯНАО). Заказчиком является ОАО "Ямал СПГ". Подрядчиками перевозки грузов в п. Ямбург и на Салмановское месторождение (ЯНАО) выступают ООО "Арктик СПГ-2", ООО "Газпром Ямал", ООО "Газпром бурение" др.
Пароходство имеет богатый опыт в транспортировке тяжеловесных крупногабаритных грузов, элементов газотурбинных блоков, турбинных колес, буровых установок. Наши заказчики: Сургутская ГРЭС, Няганьская ГРЭС, Красноярская ГЭС, ООО "Буровая компания "Евразия", ООО "Новоуренгойская буровая компания", ООО "Газпром бурение".
- Какой материальной базой располагает Северное речное пароходство?
- Пароходство оперирует флотом, в состав которого входят суда смешанного типа "река-море", морские суда и более 160 судов внутреннего плавания различного назначения.
В частности, морские крановые суда ледового класса 1АSuper - Arc-5 (в количестве 2 единиц). Суда типа "Сормовский" (в количестве 2 единиц). Сухогрузные суда "СТК" (в количестве 3 единиц). Буксиры-толкачи (в количестве 50 единиц). Баржи-площадки сухогрузные (в количестве 85 единиц). Баржи нефтеналивные (в количестве 6 единиц). Плавучие краны (в количестве 8 единиц).
Материальную базу стараемся совершенствовать, проводим ремонты судов, обновляем корпуса, ставим новые двигатели, то есть все, как в обычном транспортном предприятии, которое хочет долго работать, и главное - работать эффективно на перспективу.
У пароходства есть производственные участки - опорные базы – они расположены в устьевом порту Лабытнанги, портах Ямбург, Сабетта, Харасавэй, Газ-Сале (ЯНАО) и портах Архангельск и Котлас (Архангельская область). На опорных базах функционирует производственная и бытовая инфраструктура, позволяющая вести прием грузов с водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. На производственных участках пароходства осуществляется складирование грузов, их перевалка для дальнейшей доставки на объекты заказчиков.
- Сергей Александрович, какие положительные тенденции в развитии СРП вы могли бы отметить?
- Пароходство активно расширяет зону своего присутствия. В навигацию 2017 года флот СРП осваивал дальневосточное направление, впервые пришел на Дальний Восток, пройдя Северным морским путем и сибирскими реками. Наши суда достигли портов Певека и Якутска, портопунктов на реках Лена и Колыма - заказчиком выступил ООО «ЭнергоСпецРемонт». Уникальная операция была осуществлена нашей компанией, когда из Санкт-Петербурга в Красноярск, по трассе Севморпути и р. Енисей пароходство доставило два гигантских колеса гидротурбин для модернизации одной из крупнейших в России и Европе Красноярской ГЭС (заказчик - АО "ЕвроСибЭнерго").
Годом ранее, впервые в новейшей истории Российского судоходства, наша компания осуществила перевозку по Северному морскому пути - маршрутом порт Шанхай (Китай) – порт Сабетта (ЯНАО), с прохождением по трассе Севморпути в сложной метеорологической обстановке в декабре. Заказчиком операции выступил ОАО "Ямал СПГ". Ледокольное сопровождение осуществлял а/л "50 лет Победы".
- Как в каждом предприятии в пароходстве есть проблемные вопросы, которые приходится решать? Что больше всего беспокоит?
- Проблемы - это неустроенность портопунктов по трассе, низкая платежеспособность предприятий, которая связана с кризисом, и нехватка кадров по северам.
- Повлияли на работу СРП санкции и кризис?
- Санкции сказываются, поскольку они наложены на ведущие российские предприятия нефте- и газодобывающей отрасли, понизилась их платежеспособность. Графики платежей сильно растянуты и иногда уходят на следующий год, а отсрочка платежей достигает 150-210 суток.
Также одним из "минусов" является стремительный рост цены на топливо для судов.
- Как в СРП решается кадровая проблема?
- Частично, мы занимаемся обучением, наставничеством, то есть, берем стажеров-практикантов и обеспечиваем им наставников. Радует, что многие из них после окончания учебных заведений возвращаются к нам в компанию.
Но проблема нехватки кадров есть. К сожалению, она связана с демографией и со снижением престижа работы в нашей отрасли. Надеемся, что ситуация будет меняться. Стараемся высоко держать флаг предприятия, флаг моряков и речников. Стремимся, чтобы люди приходили к нам и держались.
- У предприятия есть неизрасходованный потенциал развития? Каков он у Северного речного пароходства?
- Перспективы отчасти связаны с расширением спектра наших услуг. Прежде всего, расширением ремонтной базы судов в зимнее время, что должно приносить дополнительные доходы СРП. У нас есть серьезная материальная база - гостиницы, столовые, общежития, и нам необходимо этот ресурс также активно использовать, расширяя зону своей деятельности.
- Какие перспективы вы видите для компании на ближайшие годы?
- Что касается будущего, то я вижу его в развитии Северного морского пути и создании базовых объектов на этой трассе. Думаю, что до 2025 года у нас будет активная работа в этом направлении. Зона действия нашей компании расширяется, а это означает гарантированный новый рынок.
Надеемся, что практический опыт и успешная деятельность Северного речного пароходства, старейшей судоходной компании России, будет востребована. Мы всегда готовы к плодотворному сотрудничеству в сфере мультимодальной логистики, рейдовой выгрузки и портовых операций в летнюю и зимнюю навигацию.
Северное речное пароходство / Северное речное пароходство |
- Сергей Александрович, Северное речное пароходство в 2018 году отметит 160-летие своего основания. Пароходство всегда было ведущим предприятием в Архангельской области. Как сохраняются традиции сегодня?
- Коллектив Северного речного пароходства – это опытные и высококвалифицированные специалисты, знатоки своего дела. Конечно, подходы к решению тех или иных вопросов у всех разные, но люди умеют консолидироваться при достижении поставленной цели. Коллектив сплоченный, дружный, грамотный. С таким можно горы свернуть!
Мне очень импонирует, что специалисты СРП никогда не говорят, что чего-то не знают, они отдают себя работе полностью. У пароходства славная история, есть награды и ордена, свой герб. Жаль, что у нас пока нет музея. Молодежь, которая приходит в пароходство, должна бы, пропустив через свою душу историю СРП, стать продолжателем славных традиций.
В пароходстве есть люди, которые работают многие десятилетия. К примеру, Николай Васильевич Филипьев, заместитель главного инженера, работает в СРП – 50 лет! Без переходов, увольнений. Ему за 70 лет, а голова светлая! Он ездит в командировки, приходит на работу за два часа до начала рабочего дня и поздно уходит. Как специалист он решает очень серьезные вопросы.
Генеральный директор ПАО "Северное речное пароходство" Сергей Лавонен / Северное речное пароходство |
- Какие услуги предоставляет ваша компания?
- Северное речное пароходство специализируется на транспортировке, перевозке и перевалке грузов в порты Балтийского, Белого, Карского морей, портопункты акватории Северного морского пути, в речные порты Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского бассейнов.
Осуществляем погрузо-разгрузочные работы, экспедирование, хранение и переработку грузов. Поставляем минерально-строительные материалы, щебень, песок, перевозим нефтепродукты.
СРП - мультимодальная компания. То есть забираем груз из любой точки России и доставляем его разными видами транспорта в любую точку России.
Пароходство занимается дноуглубительными работами. К примеру, в 2017 году по контракту с ООО "Газпром флот" объем работ в акватории причальных сооружений пароходства составил более 500 тыс. м3.
Северное речное пароходство / Северное речное пароходство |
- В чем ваши конкурентные преимущества?
- Одним из главных преимуществ нашего пароходства, по сравнению с другими судоходными компаниями, является богатый опыт пионерных высадок в труднодоступные пункты. Такие высадки, по требованию заказчика, могут сопровождаться полным комплексом услуг по перевалке грузов. А именно: обеспечением проходных глубин, установкой временных причальных сооружений, погрузо-разгрузочными работами собственными плавучими кранами, разворачиванием временных жилищных комплексов и площадок хранения, доставки грузов автотранспортом от точки выгрузки из судов до временных складских площадок и т.д.
Для таких сложных операций нашей компанией успешно используется собственная разработка - временное причальное сооружение (ВПС).
ВПС применяется при проведении погрузо-разгрузочных работ в условиях малых глубин, отсутствия подходов к точке погрузки/выгрузки, в случае затопляемости береговой полосы. ВПС представляет собой быстро-сборную конструкцию из труб большого диаметра, сваренных между собой в одной плоскости. Конструкция ВПС позволяет переваливать оборудование, сыпучие и др. материалы, технику весом до 100 тонн. Длина ВПС кратна длине плавучего крана и обеспечивает надежную швартовку при штормовых и шквальных ветрах.
Пароходство успешно специализируется на доставке грузов в зимний период с выгрузкой на ледовый припай, предоставляя полный комплекс услуг, включающий организацию ледокольного обеспечения, обустройство ледового припая и зимней ледовой дороги.
Выполнение буксировки СПБУ "Амазон" из порта Сабетты в порт Ямбург / Северное речное пароходство |
- Какова география работы и кто выступает заказчиками?
- Основные регионы работы - это Арктическое побережье России, а основные заказчики: "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Новотек" и их подрядчики.
Оказываем услуги в перевалке и перевозке грузов в порт Саббетта (ЯНАО). Заказчиком является ОАО "Ямал СПГ". Подрядчиками перевозки грузов в п. Ямбург и на Салмановское месторождение (ЯНАО) выступают ООО "Арктик СПГ-2", ООО "Газпром Ямал", ООО "Газпром бурение" др.
Пароходство имеет богатый опыт в транспортировке тяжеловесных крупногабаритных грузов, элементов газотурбинных блоков, турбинных колес, буровых установок. Наши заказчики: Сургутская ГРЭС, Няганьская ГРЭС, Красноярская ГЭС, ООО "Буровая компания "Евразия", ООО "Новоуренгойская буровая компания", ООО "Газпром бурение".
Погрузка уникальных гигантских колёс на теплоход Северного речного пароходстсва СТК-1020, который отправится на Красноярскую ГЭС / Северное речное пароходство |
- Какой материальной базой располагает Северное речное пароходство?
- Пароходство оперирует флотом, в состав которого входят суда смешанного типа "река-море", морские суда и более 160 судов внутреннего плавания различного назначения.
В частности, морские крановые суда ледового класса 1АSuper - Arc-5 (в количестве 2 единиц). Суда типа "Сормовский" (в количестве 2 единиц). Сухогрузные суда "СТК" (в количестве 3 единиц). Буксиры-толкачи (в количестве 50 единиц). Баржи-площадки сухогрузные (в количестве 85 единиц). Баржи нефтеналивные (в количестве 6 единиц). Плавучие краны (в количестве 8 единиц).
Материальную базу стараемся совершенствовать, проводим ремонты судов, обновляем корпуса, ставим новые двигатели, то есть все, как в обычном транспортном предприятии, которое хочет долго работать, и главное - работать эффективно на перспективу.
У пароходства есть производственные участки - опорные базы – они расположены в устьевом порту Лабытнанги, портах Ямбург, Сабетта, Харасавэй, Газ-Сале (ЯНАО) и портах Архангельск и Котлас (Архангельская область). На опорных базах функционирует производственная и бытовая инфраструктура, позволяющая вести прием грузов с водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. На производственных участках пароходства осуществляется складирование грузов, их перевалка для дальнейшей доставки на объекты заказчиков.
Выгрузка с сухогруза СРП "Сормовский -3063" на плавкран СПК-19150 / Северное речное пароходство |
- Сергей Александрович, какие положительные тенденции в развитии СРП вы могли бы отметить?
- Пароходство активно расширяет зону своего присутствия. В навигацию 2017 года флот СРП осваивал дальневосточное направление, впервые пришел на Дальний Восток, пройдя Северным морским путем и сибирскими реками. Наши суда достигли портов Певека и Якутска, портопунктов на реках Лена и Колыма - заказчиком выступил ООО «ЭнергоСпецРемонт». Уникальная операция была осуществлена нашей компанией, когда из Санкт-Петербурга в Красноярск, по трассе Севморпути и р. Енисей пароходство доставило два гигантских колеса гидротурбин для модернизации одной из крупнейших в России и Европе Красноярской ГЭС (заказчик - АО "ЕвроСибЭнерго").
Годом ранее, впервые в новейшей истории Российского судоходства, наша компания осуществила перевозку по Северному морскому пути - маршрутом порт Шанхай (Китай) – порт Сабетта (ЯНАО), с прохождением по трассе Севморпути в сложной метеорологической обстановке в декабре. Заказчиком операции выступил ОАО "Ямал СПГ". Ледокольное сопровождение осуществлял а/л "50 лет Победы".
- Как в каждом предприятии в пароходстве есть проблемные вопросы, которые приходится решать? Что больше всего беспокоит?
- Проблемы - это неустроенность портопунктов по трассе, низкая платежеспособность предприятий, которая связана с кризисом, и нехватка кадров по северам.
- Повлияли на работу СРП санкции и кризис?
- Санкции сказываются, поскольку они наложены на ведущие российские предприятия нефте- и газодобывающей отрасли, понизилась их платежеспособность. Графики платежей сильно растянуты и иногда уходят на следующий год, а отсрочка платежей достигает 150-210 суток.
Также одним из "минусов" является стремительный рост цены на топливо для судов.
Теплоход Северного речного пароходства "Сормовский -3063" / Северное речное пароходство |
- Как в СРП решается кадровая проблема?
- Частично, мы занимаемся обучением, наставничеством, то есть, берем стажеров-практикантов и обеспечиваем им наставников. Радует, что многие из них после окончания учебных заведений возвращаются к нам в компанию.
Но проблема нехватки кадров есть. К сожалению, она связана с демографией и со снижением престижа работы в нашей отрасли. Надеемся, что ситуация будет меняться. Стараемся высоко держать флаг предприятия, флаг моряков и речников. Стремимся, чтобы люди приходили к нам и держались.
- У предприятия есть неизрасходованный потенциал развития? Каков он у Северного речного пароходства?
- Перспективы отчасти связаны с расширением спектра наших услуг. Прежде всего, расширением ремонтной базы судов в зимнее время, что должно приносить дополнительные доходы СРП. У нас есть серьезная материальная база - гостиницы, столовые, общежития, и нам необходимо этот ресурс также активно использовать, расширяя зону своей деятельности.
- Какие перспективы вы видите для компании на ближайшие годы?
- Что касается будущего, то я вижу его в развитии Северного морского пути и создании базовых объектов на этой трассе. Думаю, что до 2025 года у нас будет активная работа в этом направлении. Зона действия нашей компании расширяется, а это означает гарантированный новый рынок.
Надеемся, что практический опыт и успешная деятельность Северного речного пароходства, старейшей судоходной компании России, будет востребована. Мы всегда готовы к плодотворному сотрудничеству в сфере мультимодальной логистики, рейдовой выгрузки и портовых операций в летнюю и зимнюю навигацию.
Беседовал Олег Кулешов