На улице потихоньку теплеет. Пропорционально этому активизируются любители маломерного флота. А следовательно, наступает пора для новинок на рынке катеров и яхт. На днях компания «Северное море» пригласила меня на свое производство моторных лодок и катеров, которое располагается на площадях «Октябрьского электровагоноремонтного завода». Я с большим удовольствием посетил сборочный цех и поговорил с генеральным директором - Одаренко Ольгой Степановной о проблемах и перспективах развития компании.
Компания «Северное море» была образована в 1992 году и изначально специализировалась на изготовлении судового противопожарного, аварийно-спасательного снаряжения и комплексов по ликвидации аварийных разливов нефти. Позже фирма открыла направление строительства маломерных судов, и сегодня выпускаемый ряд катеров состоит из шести моделей, два из которых «Касатка 2М» и «Афалина» вот уже несколько лет поставляются для нужд МВД, МЧС, ФСБ. Также компания работает и с частными лицами.
«Две-три «Касатки» в год частникам мы, конечно, продаем. Но если обрисовать ситуацию в целом, то большие катера, по цене 3-4 миллиона рублей, частные лица покупать не готовы. Да и работать с государственными структурами нам приятнее, нежели с гражданскими клиентами, которые хотят получить готовое судно «за 3 копейки». Все мы прекрасно понимаем, что судно длиной свыше 8-ми метров дешево стоить не может, поэтому со стороны заказчиков начинаются манипуляции с комплектацией, что не всегда заканчивается успешно. Политика фирмы «Северное море» состоит в том, что выходящий от нас катер — это не голая железка. В любом случае, спустив наше судно на воду и подвесив мотор, на нем можно сразу идти. Например, «Касатка» в минимальном оснащении стоит 2 млн 250 тыс руб. В ней, конечно, нет радиостанции, эхолота, но зато предусмотрена вся разводка, чтобы можно было в любое время установить необходимые электроприборы и навигацию. Также «в базе» нет гальюна и камбуза, но подводка для них также имеется», - рассказывает директор компании «Северное море» Ольга Степановна Одаренко.
Штат сотрудников в цехе строительства катеров на сегодняшний момент не такой большой: мастер, 3 сварщика, 3 слесаря, 4 сборщика интерьера. «Сварщики у нас очень высокой квалификации, и мы можем увеличить объемы производства в 2 раза даже этими силами», - говорит директор. Но сейчас острой проблемы в расширении и наращивании объемов выпуска у фирмы нет. Накладывает свой отпечаток и сложности с производственной площадкой. Цех, который арендует для своих нужд компания, находятся в удручающем состоянии: «Глобально завод не хочет что-то ремонтировать, это им не интересно. В прошлом году мы произвели ремонт крыши, на свои деньги. Потом, мы предлагали руководству электровагоноремонтного завода заключить с нами договор аренды на долгосрочных условиях, скажем, на 4 года, вместо продлеваемой ежегодно. Тогда мы смогли бы провести необходимый ремонт цеха своими силами. Но на наше предложение ответили отказом. Поэтому в этом году мы будем вынуждены сменить площадку».
«Катера — вещь непредсказуемая, стабильного портфеля заказов нет никогда. Сейчас мы решаем вопросы с загрузкой цеха на второе полугодие. На следующий год у нас запланировано уже четыре «Афалины», это нормальное количество, а, скажем, в прошлом году объемы наоборот были сверхвысокие», - рассказывает Ольга Степановна.
«Мы давно поняли: чтобы поддерживать интерес к своей продукции, надо что-то менять», - описывает принцип работы компании директор. Постройка каждого судна идет под конкретные требования заказчика. За основу берутся базовые модели катеров, определяется концепция со стационарным мотором или с подвесными, и далее идет дооснащение необходимым оборудованием: противопожарным, станинами под установку пулеметов, доп. фарами-искателями и т. д.
Сейчас на одном из трех стапелей заложен малый водолазный катер на базе «Афалины». От стандартной модели он будет отличаться измененной надстройкой, c нормальным углом наклона стекол ходового мостика, развитым бортом, отсутствием носовой каюты (вместо нее будет проход в надстройку), а также наличием специального оборудования: барокамерой, компрессорами и т. д. Также предусмотрена установка лафетного ствола. Таким образом, катер скорее будет многофункциональным. Срок сдачи судна заказчику ориентировочно конец мая.
Также в перспективных разработках компании значится малый катер-мусоросборщик для яхт-клубов и закрытых портов. Подобное судно было бы полезно и для очистки каналов Санкт-Петербурга. Причем, оно способно не только собирать мусор и нефтяную пленку, но и чистить борта судов и причальные стенки. Существующие нефтемусоросборщики имеют большие габариты, соответственно не подходят для работы в узких каналах и тем более для прохода под низкими мостами.
«Можно построить такие относительно недорогие суда-мусоросборщики катамаранного типа, и городу будет вполне достаточно двух штук, для того, чтобы содержать каналы в чистоте. Зимой мы займемся плотно данной задумкой, построим, проверим в работе. Надеюсь, комитет по экологии Санкт-Петербурга заинтересуется этой идеей», - комментирует Ольга Степановна.
«80% нашего катера мы делаем из отечественных материалов. Но краска вся импортная, практически вся сварочная проволока тоже, - описывает ситуацию с комплектующими директор фирмы, - у нас, например, были большие проблемы со сдачей отечественных иллюминаторов Речному регистру, хотя на них и были все необходимые сертификаты. Только при обливе водой они протекали. Мы пять лет работали с Ломоносовским заводом судового оборудования и в прошлом году пришлось с ними расстаться, думаю, что навсегда. Уже на последние катера стекла заказали в Казани. Надеемся, что у них с качеством проблем не будет. А некоторые наши коллеги, которые занимаются изготовлением маломерных судов, например, уже на 90% перешли к китайским производителям, которые очень серьезно стали конкурировать с отечественными. Но мы бы с удовольствием все покупали отечественное и здесь, если бы были полностью уверены в качестве».
Кроме того от качества комплектующих зависит и удобство работы, что немаловажно даже для представителей силовых структур и спасателей. А уж для частника, если он не профессионал и не сильно разбирается в мореходности судов, то первое на что он смотрит — насколько комфортно ему тут будет.
Что касается контроля качества, то для проверки качества сварных швов, помимо стандартного метода керосиновой пробы, каждый корпус катера подвергается испытаниям наливом водой. В прошлом году компания «Северное море» впервые успешно сдала катер Речному регистру, который обязал дополнительно проводить рентгеноскопию сварных швов.
Существует, к сожалению, и препоны: «Если ранее мы могли поставить на судно оборудование, сертифицированное Регистром Судоходства, то сейчас РРР категорически не допускает такого варианта. То есть, не котируются ни сертификаты «Lloyd», ни «Det Norske Veritas», ни РМРС. А, например, среди производителей лодочных двигателей сертификат РРР имеет только «Volvo-Penta», и нам приходится ставить только их».
«Когда мы начали выпускать спасательные жилеты и костюмы, то были уверены , что люди в них не утонут, когда стали изготовлять пожарные костюмы, то знали, что они на 100% защитят от ожогов. Точно так же и с судами. Мы за безопасность тех людей, которые пользуются нашим оборудованием», - завершает наш разговор Ольга Степановна.
Нам, надеюсь, представится возможность увидеть катера компании «Северное море» на ходу, в работе. В том числе, для того, чтобы оценить ходовые качества.
«Две-три «Касатки» в год частникам мы, конечно, продаем. Но если обрисовать ситуацию в целом, то большие катера, по цене 3-4 миллиона рублей, частные лица покупать не готовы. Да и работать с государственными структурами нам приятнее, нежели с гражданскими клиентами, которые хотят получить готовое судно «за 3 копейки». Все мы прекрасно понимаем, что судно длиной свыше 8-ми метров дешево стоить не может, поэтому со стороны заказчиков начинаются манипуляции с комплектацией, что не всегда заканчивается успешно. Политика фирмы «Северное море» состоит в том, что выходящий от нас катер — это не голая железка. В любом случае, спустив наше судно на воду и подвесив мотор, на нем можно сразу идти. Например, «Касатка» в минимальном оснащении стоит 2 млн 250 тыс руб. В ней, конечно, нет радиостанции, эхолота, но зато предусмотрена вся разводка, чтобы можно было в любое время установить необходимые электроприборы и навигацию. Также «в базе» нет гальюна и камбуза, но подводка для них также имеется», - рассказывает директор компании «Северное море» Ольга Степановна Одаренко.
Производство компании ООО "Северное море" / www.korabel.ru |
«Катера — вещь непредсказуемая, стабильного портфеля заказов нет никогда. Сейчас мы решаем вопросы с загрузкой цеха на второе полугодие. На следующий год у нас запланировано уже четыре «Афалины», это нормальное количество, а, скажем, в прошлом году объемы наоборот были сверхвысокие», - рассказывает Ольга Степановна.
«Мы давно поняли: чтобы поддерживать интерес к своей продукции, надо что-то менять», - описывает принцип работы компании директор. Постройка каждого судна идет под конкретные требования заказчика. За основу берутся базовые модели катеров, определяется концепция со стационарным мотором или с подвесными, и далее идет дооснащение необходимым оборудованием: противопожарным, станинами под установку пулеметов, доп. фарами-искателями и т. д.
Сейчас на одном из трех стапелей заложен малый водолазный катер на базе «Афалины». От стандартной модели он будет отличаться измененной надстройкой, c нормальным углом наклона стекол ходового мостика, развитым бортом, отсутствием носовой каюты (вместо нее будет проход в надстройку), а также наличием специального оборудования: барокамерой, компрессорами и т. д. Также предусмотрена установка лафетного ствола. Таким образом, катер скорее будет многофункциональным. Срок сдачи судна заказчику ориентировочно конец мая.
Также в перспективных разработках компании значится малый катер-мусоросборщик для яхт-клубов и закрытых портов. Подобное судно было бы полезно и для очистки каналов Санкт-Петербурга. Причем, оно способно не только собирать мусор и нефтяную пленку, но и чистить борта судов и причальные стенки. Существующие нефтемусоросборщики имеют большие габариты, соответственно не подходят для работы в узких каналах и тем более для прохода под низкими мостами.
«Можно построить такие относительно недорогие суда-мусоросборщики катамаранного типа, и городу будет вполне достаточно двух штук, для того, чтобы содержать каналы в чистоте. Зимой мы займемся плотно данной задумкой, построим, проверим в работе. Надеюсь, комитет по экологии Санкт-Петербурга заинтересуется этой идеей», - комментирует Ольга Степановна.
Производство компании ООО "Северное море" / www.korabel.ru |
Кроме того от качества комплектующих зависит и удобство работы, что немаловажно даже для представителей силовых структур и спасателей. А уж для частника, если он не профессионал и не сильно разбирается в мореходности судов, то первое на что он смотрит — насколько комфортно ему тут будет.
Что касается контроля качества, то для проверки качества сварных швов, помимо стандартного метода керосиновой пробы, каждый корпус катера подвергается испытаниям наливом водой. В прошлом году компания «Северное море» впервые успешно сдала катер Речному регистру, который обязал дополнительно проводить рентгеноскопию сварных швов.
Существует, к сожалению, и препоны: «Если ранее мы могли поставить на судно оборудование, сертифицированное Регистром Судоходства, то сейчас РРР категорически не допускает такого варианта. То есть, не котируются ни сертификаты «Lloyd», ни «Det Norske Veritas», ни РМРС. А, например, среди производителей лодочных двигателей сертификат РРР имеет только «Volvo-Penta», и нам приходится ставить только их».
Производство компании ООО "Северное море" / www.korabel.ru |
Нам, надеюсь, представится возможность увидеть катера компании «Северное море» на ходу, в работе. В том числе, для того, чтобы оценить ходовые качества.
Владислав Букин