Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует передать строительство нового атомного ледокола "Лидер" "Северной верфи", сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на корпорацию.
Изначально предполагалось, что судно построит другой актив ОСК - Балтийский завод. Однако в корпорации уточнили, что "Балтийский завод - Судостроение" (БЗС) будет участвовать в программе "компетенциями в части машиностроения и атомного судостроения".
В публикации отмечается, что на данный момент к строительству ледокола не готов, вероятно, ни один из судостроительных заводов в России. "Ъ" напомнил, что на конференции на ледоколе "50 лет Победы" 20 августа генеральный директор БЗС Алексей Кадилов публично признавал, что сегодня "Россия сделать "Лидер" не может", в частности из-за отсутствия на верфях доков подходящих параметров (длина ледокола 209 м, ширина - 47,5 м) и достаточной глубины акваторий. Однако он выдвигал аргументы в основном против строительства на "Северной верфи". По его словам, там нужны серьезные вложения в дноуглубление, около 20 долларов за кубометр. Также он отметил, что у верфи "нет компетенций по строительству подобных судов", корпус ледокола в любом случае будут строить по секциям при помощи БЗС. Источник "Ъ" на одном из предприятий подтвердил, что "у "Северной верфи" глубина гавани 10 м, стапели короткие и узкие", но и у Балтзавода стапель А достаточной длины, но "узковат".
Среди вариантов для "Лидера" Кадилов также назвал керченский "Залив" (подконтролен структуре группы "Ак Барс"), где все-таки потребуется дноуглубление. В "Заливе" "Ъ" рассказали, что у предприятия есть "все необходимые мощности". Строительство может вестись в сухом доке длиной 360 м и шириной 60 м, отметили там.
Тем не менее перспективы по проекту ледокола до сих пор не ясны. Объемы финансирования и сроки будут определены, когда Минпромторг предоставит "необходимые обосновывающие документы и материалы". В Минпромторге говорят, что решение о строительстве ледокола "находится в окончательной стадии принятия и соответствующего нормативного оформления", определяются источники финансирования. По словам источника "Ъ" в отрасли, ситуация может проясниться в сентябре-октябре.
Однако уже сейчас понятно, что любому из претендентов на "Лидер" потребуется серьезное обновление мощностей, отмечает издание.
Модернизацию "Северной верфи" стоимостью около 20 млрд руб. ОСК уже начала. Реконструкция Балтзавода с учетом строительства сухого дока, по словам Кадилова, потребует 12,5 млрд руб. При этом, по его словам, на одном из совещаний у главы Минпромторга Дениса Мантурова обсуждалась идея продать часть территорий завода под жилую застройку и на эти деньги модернизировать "Северную верфь" и другие предприятия.
В ОСК не скрывают, что "оптимизация" активов Балтзавода действительно рассматривается. Однако, утверждают там, "речи о закрытии какой-либо части производства не идет и никогда не велось". В Минпромторге "Ъ" сообщили, что министерство не располагает информацией о продаже части Балтзавода, "такая инициатива не обсуждается".
Источник: ТАСС