История научно-исследовательского судна катамарнного типа "Пионер-М" берет свое начало в 2017 году, именно тогда стартовало проектирование инновационного судна. В этом материале мы собрали все самое важное и интересное из этой истории, а также раскрыли все секреты транспортировки катамарана в Севастополь.
В чем его инновационность?
Уникальность судна "Пионер-М" в том, что, во-первых, оно является композитным, а во-вторых, безэкипажным. "Пионер-М" – это судно катамаранного типа, которое предназначено для подготовки специалистов по программам "Системы объектов морской инфраструктуры", "Проектирование судов с БЭС" и "Оператор систем управления безэкипажного судна", а также проведения научно-исследовательской деятельности в прибрежных районах Черного моря.
|
Транспортировка судна "Пионер-М" / Фото: "Спутник-Спб" |
Экспериментальное судно "Пионер-М" было построено для Севастопольского госуниверситета на Средне-Невском судостроительном заводе. Строительство велось с 2019 по 2022 год. Ходовые испытания завершились 8 августа 2022 года в Ладожском озере, а затем началась буксировка в порт назначения. Судно прошло по внутренним водным путям России около 2 800 километров и прибыло в Севастополь в начале сентября.
|
НИС катамаранного типа "Пионер-М" / Фото: "Спутник-Спб" |
История "Пионер-М" интересна еще и тем, что в проектировании принимали участие студенты и преподаватели Севастопольского государственного университета, специалисты Российской академии наук, представители судостроительной отрасли.
К постройке судна готовились с 2016 года. Оно было спроектировано при участии студентов и преподавателей Севастопольского государственного университета, специалистов Российской академии наук, представителей судостроительной отрасли.
В общей сложности постройка "Пионера-М" обошлась в 300 миллионов рублей. Однако, чтобы внедрить все экспериментальные идеи, ОСК инвестировала дополнительные средства.
У "Пионера-М" две основные задачи: экспедиционная деятельность и совершенствование технологий безэкипажного судовождения.
О поставщиках
Постройка судна велась силами предприятий АО "ОСК" и не только: завод-строитель – АО "СНСЗ", изготовление винто-рулевого движительного комплекса - ООО "ЦПС "ОСК Движение" (НПО "Винт"), электромонтажные работы проводило АО "СПО "Арктика". АО "ЦС "Звездочка" выступило индустриальным партнером. АО "Севморзавод" предоставило территорию для проведения расконсервации и проведения сдачи-приемки судна заказчику. Компания Kompan Marine – субподрядчики по проектированию.
Кроме того, российское предприятие "ВНИИР-Прогресс" поставило на судно комплект электрораспределительных устройств.
Также в качестве эксперта для оценки проекта был приглашен Альберт Назаров – глава конструкторского бюро Ан Марин Консалтинг.
Технические характеристики судна "Пионер-М":
Длина |
около 26 м |
Ширина |
9 м |
Максимальная скорость |
10 узлов |
Автономность |
5 суток |
Дальность плавания |
500 миль |
Водоизмещение |
114 тонн |
О транспортировке
Отдельное слово хочется сказать про то, как транспортировали судно из Санкт-Петербурга в Севастополь. Путь составил порядка 2800 км.
Эту уникальную операцию выполняла компания "Спутник СПБ". А как это было, в мельчайших подробностях Корабел.ру рассказал руководитель отдела перевозок водным транспортом, Али Азизбаев:
|
Руководитель отдела перевозок водным транспортом компании "Спутник-Спб", Али Азизбаев / Фото: "Спутник-Спб" |
– Начнем с того, что была прежде был детально проработан проект буксировки, который утверждался Классификационным обществом.
Из-за некоторых расхождений с проектом на бумаге и реальным судном, нужно было принимать дополнительные меры, чтобы избежать повреждения корпуса.
Для того чтобы лучше защитить корпус при швартовке были закуплены специальные кранцы.
Перед нами стояла одна единственная задача - доставить судно в кратчайшие сроки, в целости и сохранности. И с этой задачей мы справились, никаких проблем и задержек не возникло.
– На что еще обращали внимание?
– Кринолин катамарана алюминиевый и хрупкий и за ним нужно было следить. В итоге совместно с СНСЗ было решено поставить кормовую защиту.
Речной буксировщик у нас шел до Ростова, а от Ростова до Севастополя вел его уже морской буксировщик. В море ситуация была сложнее, конечно, потому что вывод судна в море осуществлялся с помощью вспомогательного буксира.
|
Транспортировка "Пионер-М" из Петербурга в Севастополь / Фото: ООО "Спутник СПб" |
По морю были свои сложности уже, они были связаны в первую очередь с погодой. В осенний период на Черном море достаточно часто бывают шторма. В связи с этим мы дополнительно заказывали метео проводку в Крымском гидрометеоцентре. И у нас был развернутый трехдневный прогноз. Вместе с капитаном мы выбирали время выхода судна в море. И когда подходили к Керченскому проливу, там был сильный ветер, и нам пришлось отстаиваться. И только после ослабления этого ветра мы смогли продолжить маршрут вдоль побережья полуострова Крым. Если бы мы задержались в Ростове еще чуть-чуть в ожидании погоды, дальше еще шел фронт, и практически каждые сутки погода постоянно ухудшалась. Крымский гидрометцентр нам очень сильно помог.
Отдельно хочется отметить работу капитана. Он работал очень грамотно. Например, при проходящих мимо судах и движению по волнам скорость набиралась оптимальная, чтобы не было дополнительных усилий именно на кормовую часть, потому что она хоть и была усилена, но не имела той прочности, которую имеет корпус.
|
Транспортировка "Пионер-М" из Петербурга в Севастополь / Фото: ООО "Спутник СПб" |
Мы всегда были с ним на связи. По маршруту следования у нас было несколько контрольных точек, когда мы выезжали и мониторили с берега и сам катамаран, и скорость его, и скорость расхождения со встречными судами. В принципе, вопросов не было.
Одно из преимуществ – технические средства, которые применялись. На речном буксире были установлены камеры и мы следили за его движением через камеру капитана. Таким же образом мониторили, чтобы никто посторонний туда не проходил. Сейчас это доступно. Мы думали, как можно улучшить ситуацию: взять роутер мобильный, положить его в рубку, поставить видеокамеры, и можно мониторить любую ситуацию при движении буксира в конвертированном виде. Мы так и делали. Только камеры у нас были не IP, а подключены к ноутбуку и установлены в рубку капитана. Плюс к этому капитан имел еще и дополнительный обзор на экране монитора, и ему это помогало. Не знаю, используют ли это другие судовладельцы, но мы использовали.
– Сколько по времени это заняло?
|
Флаг компании "Спутник-Спб" на НИСе "Пионер-М"
Фото: ООО "Спутник СПб" |
– По срокам это заняло три недели.
"Пионер-М" шел с нашим флагом на борту. Еще хочу отметить, что из-за стеклопластикового корпуса очень детально мы подошли к выбору буксировочных комплектующих: от швартовых концов до буксирной браги. И выбрали все таки синтетические полипропиленовые канаты. Покупали мы их у компании "Северные канаты", а оплетневку нам делало предприятие "Велес".
– Сколько стоит такая операция?
– Любая подобная буксировка – это индивидуальный проект. Нет похожих операций и рассчитывать необходимо исходя из данных заказчика. Здесь важно все: габариты, осадка, маршрут и время прохода. Даже погодные условия и те необходимо просчитывать. Можно обратиться в нашу компанию с проектом и мы оперативно произведем все необходимые расчеты.