Севастопольский "Пионер-М" ушел в науку

История научно-исследовательского судна катамарнного типа "Пионер-М" берет свое начало в 2017 году, именно тогда стартовало проектирование инновационного судна. В этом материале мы собрали все самое важное и интересное из этой истории, а также раскрыли все секреты транспортировки катамарана в Севастополь.
В чем его инновационность? 

Уникальность судна "Пионер-М" в том, что, во-первых, оно является композитным, а во-вторых, безэкипажным. "Пионер-М" – это судно катамаранного типа, которое предназначено для подготовки специалистов по программам "Системы объектов морской инфраструктуры", "Проектирование судов с БЭС" и "Оператор систем управления безэкипажного судна", а также проведения научно-исследовательской деятельности в прибрежных районах Черного моря.
Транспортировка судна "Пионер-М" / Фото: "Спутник-Спб"
Экспериментальное судно "Пионер-М" было построено для Севастопольского госуниверситета на Средне-Невском судостроительном заводе. Строительство велось с 2019 по 2022 год. Ходовые испытания завершились 8 августа 2022 года в Ладожском озере, а затем началась буксировка в порт назначения. Судно прошло по внутренним водным путям России около 2 800 километров и прибыло в Севастополь в начале сентября.
НИС катамаранного типа "Пионер-М" / Фото: "Спутник-Спб"
История "Пионер-М" интересна еще и тем, что в проектировании принимали участие студенты и преподаватели Севастопольского государственного университета, специалисты Российской академии наук, представители судостроительной отрасли.

К постройке судна готовились с 2016 года. Оно было спроектировано при участии студентов и преподавателей Севастопольского государственного университета, специалистов Российской академии наук, представителей судостроительной отрасли.

В общей сложности постройка "Пионера-М" обошлась в 300 миллионов рублей. Однако, чтобы внедрить все экспериментальные идеи, ОСК инвестировала дополнительные средства.

У "Пионера-М" две основные задачи: экспедиционная деятельность и совершенствование технологий безэкипажного судовождения.

О поставщиках

Постройка судна велась силами предприятий АО "ОСК" и не только: завод-строитель – АО "СНСЗ", изготовление винто-рулевого движительного комплекса - ООО "ЦПС "ОСК Движение" (НПО "Винт"), электромонтажные работы проводило АО "СПО "Арктика". АО "ЦС "Звездочка" выступило индустриальным партнером. АО "Севморзавод" предоставило территорию для проведения расконсервации и проведения сдачи-приемки судна заказчику. Компания Kompan Marine – субподрядчики по проектированию.

Кроме того, российское предприятие "ВНИИР-Прогресс" поставило на судно комплект электрораспределительных устройств. 

Также в качестве эксперта для оценки проекта был приглашен Альберт Назаров – глава конструкторского бюро Ан Марин Консалтинг.

Технические характеристики судна "Пионер-М":
 
Длина около 26 м
Ширина  9 м
Максимальная скорость 10 узлов
Автономность 5 суток
Дальность плавания 500 миль
Водоизмещение  114 тонн

О транспортировке

Отдельное слово хочется сказать про то, как транспортировали судно из Санкт-Петербурга в Севастополь. Путь составил порядка 2800 км. 

Эту уникальную операцию выполняла компания "Спутник СПБ".  А как это было, в мельчайших подробностях Корабел.ру рассказал руководитель отдела перевозок водным транспортом, Али Азизбаев:
Руководитель отдела перевозок водным транспортом компании "Спутник-Спб", Али Азизбаев / Фото: "Спутник-Спб"

– Начнем  с того, что была прежде был детально проработан проект буксировки, который утверждался Классификационным обществом. 

Из-за некоторых расхождений с проектом на бумаге и реальным судном, нужно было принимать дополнительные меры, чтобы избежать повреждения корпуса.

Для того чтобы лучше защитить корпус при швартовке были закуплены специальные кранцы. 

Перед нами стояла одна единственная задача - доставить судно в кратчайшие сроки, в целости и сохранности. И с этой задачей мы справились, никаких проблем и задержек не возникло. 

– На что еще обращали внимание? 

– Кринолин катамарана алюминиевый и хрупкий и за ним нужно было следить. В итоге совместно с СНСЗ было решено поставить кормовую защиту. 

Речной буксировщик у нас шел до Ростова, а от Ростова до Севастополя вел его уже морской буксировщик. В море ситуация была сложнее, конечно, потому что вывод судна в море осуществлялся с помощью вспомогательного буксира. 
Транспортировка "Пионер-М" из Петербурга в Севастополь / Фото: ООО "Спутник СПб"
По морю были свои сложности уже, они были связаны в первую очередь с погодой. В осенний период на Черном море достаточно часто бывают шторма. В связи с этим мы дополнительно заказывали метео проводку в Крымском гидрометеоцентре. И у нас был развернутый трехдневный прогноз. Вместе с капитаном мы выбирали время выхода судна в море. И когда подходили к Керченскому проливу, там был сильный ветер, и нам пришлось отстаиваться. И только после ослабления этого ветра мы смогли продолжить маршрут вдоль побережья полуострова Крым. Если бы мы задержались в Ростове еще чуть-чуть в ожидании погоды, дальше еще шел фронт, и практически каждые сутки погода постоянно ухудшалась. Крымский гидрометцентр нам очень сильно помог.

Отдельно хочется отметить работу капитана. Он работал очень грамотно. Например, при проходящих мимо судах и движению по волнам скорость набиралась оптимальная, чтобы не было дополнительных усилий именно на кормовую часть, потому что она хоть и была усилена, но не имела той прочности, которую имеет корпус. 
Транспортировка "Пионер-М" из Петербурга в Севастополь / Фото: ООО "Спутник СПб"
Мы всегда были с ним на связи. По маршруту следования у нас было несколько контрольных точек, когда мы выезжали и мониторили с берега и сам катамаран, и скорость его, и скорость расхождения со встречными судами. В принципе, вопросов не было.

Одно из преимуществ – технические средства, которые применялись. На речном буксире были установлены камеры и мы следили за его движением через камеру капитана. Таким же образом мониторили, чтобы никто посторонний туда не проходил. Сейчас это доступно. Мы думали, как можно улучшить ситуацию: взять роутер мобильный, положить его в рубку, поставить видеокамеры, и можно мониторить любую ситуацию при движении буксира в конвертированном виде. Мы так и делали. Только камеры у нас были не IP, а подключены к ноутбуку и установлены в рубку капитана. Плюс к этому капитан имел еще и дополнительный обзор на экране монитора, и ему это помогало. Не знаю, используют ли это другие судовладельцы, но мы использовали.

– Сколько по времени это заняло?
 
Флаг компании "Спутник-Спб" на НИСе "Пионер-М"
Фото: ООО "Спутник СПб"
– По срокам это заняло три недели. 

"Пионер-М" шел с нашим флагом на борту.  Еще хочу отметить, что из-за стеклопластикового корпуса очень детально мы подошли к выбору буксировочных комплектующих: от швартовых концов до буксирной браги. И выбрали все таки синтетические полипропиленовые канаты. Покупали мы их у компании "Северные канаты", а оплетневку нам делало предприятие "Велес". 

– Сколько стоит такая операция?

– Любая подобная буксировка – это индивидуальный проект. Нет похожих операций и рассчитывать необходимо исходя из данных заказчика. Здесь важно все: габариты, осадка, маршрут и время прохода. Даже погодные условия и те необходимо просчитывать. Можно обратиться в нашу компанию с проектом и мы оперативно произведем все необходимые расчеты.
"Спутник СПб", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 339-54-69, +7 (921) 966-77-12
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"ВНИИР-Прогресс", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 327-51-94
"Северное производственное объединение "Арктика", АО
Северодвинск
+7 (818) 458-54-33
"АН Марин Консалтинг", ООО
Москва
+7 (978) 045-03-09
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Москва
+7 (495) 617-33-00
"Головной филиал "НПО "Винт" АО "ЦС "Звездочка", АО Москва
+7 (499) 255-49-04, +7(499)252-16-43
"Филиал "Севастопольский морской завод" АО "Центр судоремонта "Звёздочка", АО Севастополь
+7 (8692) 40-48-60, +7 (985) 510-00-67
"ЦС "Звёздочка" Центр пропульсивных систем", АО Северодвинск
+7 (8184) 59-69-23, 56-97-37



Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Францев Михаил Эрнстович
17.11.2022, 09:16
Я помню первоначальный проект "Пионера-М". Мне его присылали на рассмотрение. От проекта, разработанного студентами и преподавателями Севастопольского государственного университета, по крайней мере, внешне, ничего не осталось. Если внимательно присмотреться к окончательному результату, то можно увидеть внизу катамаран "Грифон" без рубки, к которому сверху добавлена рубка, по форме напоминающая рубку тральщика проекта 10750Э, построенного в единичном экземпляре для Казахстана. Насколько я помню, "Пионер-М" должен был быть достаточно тихоходным, экономичным и способным перемещаться, в том числе, на электромоторах, получающих энергию от солнечных батарей. Насколько этой задаче соответствуют обводы скоростного катамарана "Грифон", вопрос интересный, но ответ известен заранее. Об экономичности, которой должен был отличаться "Пионер-М", думаю, стоит забыть. Ну и обо всем остальном, включая солнечные батареи на верхней палубе, наверное, тоже.
-1+
#Виктория Корабеловна
17.11.2022, 09:22
круто)
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
18.11.2022, 04:39
На выставке в Калининграде глава ОСК сказал про Пионер, дословно: "Пионер получился тяжелее, чем из стали. Проектировать суда из композитов мы не умеем".
 
Касательно обводов, электродвижения и батарей на крыше - вот же, в 2022 судно признано "многокорпусной яхтой года". https://www.youtube.com/watch?v=icVsdByEIC0  В конце видео видно, кто конструктор судна ;)
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
19.11.2022, 18:18
Известно кто https://icarusmarine.com/products/25_6m-carbon-fiber-passenger-ferry
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
20.11.2022, 17:01
Икарус к Пионеру не имеет прямого отношения. У него просто купили проект, из которого потом получился Грифон. А в матрице Грифона как я понимаю "лепили" Пионер.
 
Кому пришла идея взять корпус Грифона и сделать из него Пионер не знаю, но понятно было что клиренс изменится в сторону уменьшения. Любое ВСС - это удаление максимум на 4 часа хода, то есть мореходность априори ограничена. А Пионер предполагался автономным мореходным судном.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
21.11.2022, 11:08
Насколько я представляю СНСЗ по максимуму при постройке "Пионера" использовал проект и оснастку "Грифона" - это дешевле и удобнее. Получается, что в новом судне основа - это "Грифон". А дальше все идёт в виде модернизации, переоборудования и т.п. Поэтому я бы не говорил о получившемся судне, как о самостоятельном проекте. Некий гибрид - не более
Свежие новости