Вахтенный журнал В вахтенном журнале фиксируются основные тезисы российского судостроения и судоходства |
О том, каким может быть будущий авианосец и почему нельзя насыщать корабль, как "Звезду смерти", расскажет в сегодняшнем "Вахтенном журнале" гендиректор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов, интервью с которым было опубликовано информационным агентством ТАСС.
О контракте на ремонт авианосца "Адмирал Кузнецов"
Подписание контракта зависит от Минобороны. Как отметил Сергей Власов, Невское ПКБ уже начало работу по подготовке документов и ведет совместную работу со "Звездочкой" и другими предприятиями.
О конструкторской документации на "Кузнецова"
Существует мнение, что вся конструкторская документация по "Адмиралу Кузнецову" осталась на Украине. Но у Невского ПКБ не просто есть вся документация на корабль, но она еще и вся откорректирована по так называемому строительному исполнению.
По словам Сергея Власова, в начале 1990-х Невское ПКБ получило с Черноморского завода все предварительные извещения - правки, внесенные в ходе строительства, сдачи и испытаний корабля. Каждый отдел бюро в свое время провел соответствующую работу и откорректировал свою часть конструкторской документации.
О времени на ремонт авианосца
Вопрос этот пока открыт, но Сергей Власов считает, что времени понадобится больше чем два года.
О улучшениях бытовых условий
Планируется поставить новые опреснительные установки, которые сразу дают питьевую воду надлежащего качества. Сейчас на нем стоят опреснители, но они дают котельную воду, которую надо минерализировать и только потом ее можно пить.
О будущих авианосцах
На будущих кораблях должна повышаться автоматизация, совершенствоваться радиоэлектронное вооружение, должны улучшаться средства защиты, обитаемость для личного состава.
Большими они или маленькими будут - вопрос неочевидный. Но как бы там ни было, мореходность маленького корабля гораздо ниже, чем большого. А от мореходности напрямую зависят ограничения по полетам авиации.
Об обильном насыщении корабля
Сегодня, к сожалению, такие тенденции есть. Конструкторы пытаются им противостоять. Мнение ПКБ по этому вопросу не изменилось - авианосец должен быть авианосцем. Не надо на него сваливать все, что можно. Если корабль большой, это не значит, что он должен нести все подряд.
Кроме того, насыщение различными системами и оружием автоматически приведет к удорожанию проекта.
О самолетах вертикального взлета
— Мы не видели никаких материалов по этому вопросу. Последний самолет вертикального взлета и посадки Як-141 был изготовлен в конце 80-х годов прошлого века для "Адмирала Горшкова", — заявляет Сергей Власов.
О задержке БДК "Иван Грен"
Первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям - рекам и каналам. Соответственно поставленной задаче была заложена его ширина, высота и осадка. Затем пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки и вносить еще кое-какие изменения в проект. Именно они являются причиной сегодняшних проблем. Делать проект заново не было времени, и пришлось доводить до ума то, что было. Результат налицо.
О втором БДК проекта 11711 "Петр Моргунов"
Его еще не спустили на воду. Он, считает Сергей Власов, будет строиться лучше и быстрее, чем первый корабль, так как в проекте учтены все необходимые изменения, выявленные в процессе постройки первого корабля.
О модернизированном проекте 11711
Если у флота возникнет такое желание, то ПКБ готово представить модернизированный проект этого корабля. У него улучшены обитаемость и ходовые качества.
О послегарантийном обслуживании индийской "НИТКИ"
Практически никаких работ не ведется. Там нет никаких проблем. Индийские летчики ею активно пользуются.
О воссоздании программы плавучих командно-измерительных пунктов
— Никаких разговоров на эту тему нет. Когда-то такие суда были очень нужны, мы спроектировали, например, "Космонавт Комаров", но, честно говоря, не знаю, есть ли в них сейчас необходимость, — говорит Сергей Власов.
О первом нереализованном советском авианосце
Проработка авианосца проекта 72 была начата в 1943 году по инициативе тогдашнего главкома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова. Невское ПКБ провело проработку предэскизного проекта, КБ Яковлева и Туполева прорабатывали свои варианты двух типов палубных самолетов и представили их в наркомат ВМФ. Рассмотрение прошло в августе 1944 года, однако предэскизные проекты утверждены не были.
О идее первого советского атомного авианосца
Его идея родилась в 1960-х годах, когда прорабатывались проекты 1160 и 1153. Военно-морские институты провели научно-исследовательскую работу, доказали, что авианосец нужен для создания группировки в удаленных районах Мирового океана. Но авианосцы всегда были очень дорогим сооружением. В сентябре 1973 года Дмитрий Устинов предложил в качестве альтернативы проекту 1160 строить модернизированные противолодочные крейсера типа "Киев".
О атомном авианосце проекта 1153
Планировалось строить, но опять в советских верхах это дело было приостановлено. Под эти корабли водоизмещением 70 тыс. тонн уже начали модернизировать Черноморский завод на Украине. Купили 900-тонные финские краны, которые стоят там до сих пор. Вместо них было редложено откорректировать технический проект корабля 1143М. Так появился четвертый советский авианесущий крейсер, который стал "Адмиралом Горшковым", а затем "Викрамадитьей". А дальше был проект 11435.
О строительстве авианосца для России
Это все недешево, но эти деньги не за полгода тратятся, а расходуются 10–12 лет. Если цену авианосца разложить по годам, то, в принципе, все возможно.
Подготовил Олег Кулешов