В Рамках НТС РС ежегодно встречаются представители более 30 научных, образовательных и проектных организаций, судоходных компаний, судостроительных верфей для подведения итогов и определения планов по формированию и внедрению высоких стандартов безопасности мореплавания. Сегодня в состав Президиума входят наиболее авторитетные эксперты отрасли.
Открыл заседание Совета генеральный директор Регистра Сергей Седов. Руководитель классификационного общества заметил, что сегодня РС является в своем роде уникальной организацией.
- Мы подошли к столетию действительным членом международной ассоциации классификационных обществ. РС является признанной организацией в 70 морских администрациях зарубежных государств. На данный момент Регистр - признанный лидер в области стандартов безопасности для судов ледового класса и атомного флота. Большая заслуга в международном признании Регистра принадлежит науке, сотрудничающим с нами научно-исследовательским институтам и проектным организациям, научно-техническому совету и его Президиуму, - отметил в своем приветственном слове Сергей Николаевич.
В 15 специализированных секциях НТС работают более 300 ученых и высококвалифицированных специалистов, научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных бюро, высших учебных заведений, в том числе ЦНИИ КМ "Прометей", ЦНИИМФ, Крыловского государственного научного центра, СПбГМТУ, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, Морское Инженерное Бюро, ААНИИ, ЦКБ МТ "Рубин".
На юбилейном форуме не обошлось и без подарков. В основном, конечно, члены Президиума НТС преподносили памятные сувениры Регистру. Однако и юбиляр не обошел стороной тех, с кем бок о бок в течение многих лет трудился на благо отечественного судостроения. Многие члены Совета были награждены юбилейной медалью в честь столетия за доблестный труд. Среди них: председатель секции "Шельф" Олег Литонов и Николай Жадобин, бывший председатель секции "Электрооборудование и автоматизация судов", а также был представлен его преемник - Андрей Григорьев.
По мнению Сергея Седова, качество деятельности РС подтверждают результаты.
- На данный момент под надзором Регистра находятся 4294 судна дедвейтом более 16 тыс. тонн, в том числе, 556 наливных и химовозов, 6 газовозов и 5 атомных ледколов. На рассмотрении находится 41 проект, среди которых серия из 4 газовозов мембранного типа, универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и другие ледоколы с мощностью 7,16 и 25 МВт.
Поделились члены Президиума и планами на ближайшие 10-15 лет. В основном, в связи с последними тенденциями, большинство из них сосредоточено вокруг освоения шельфовых месторождений в Арктике. Также, исходя из ФЦП "Развитие гражданской морской техники", рассчитанной до 2016 года и госпрограммы, направленной на развитие отечественного судостроения с 2017 по 2030 годы, предстоит превратить Севморпуть в национальную транспортную магистраль и обеспечить доступность внутренних водных путей, развивать судостроительное производство, судовое машиностроение и приборостроение. Конечно, для всего этого понадобятся суда – научно-исследовательские, ледоколы, грузовые и скоростные – и новая техника, которая будет разрабатываться и эксплуатироваться в соответствии с нормами РС.
- Главные цели для РС на ближайшие годы – сохранение и расширение надзорной деятельности для отечественных судовладельцев и собственников шельфовой техники. Для этого необходимо расширить номенклатуру нормативов на новые объекты, детализировать требования – не снижая уровня безопасности, делать их привлекательными для судостроителей, то есть минимизировать стоимость жизненного цикла. Также в дальнейшем нужно модернизировать требования к судам ледового плавания, как в части прочности, так и в части ходкости, и гармонизировать требования РС с другими надзорными органами, чтобы они не противоречили друг другу, и разделить сферы влияния, - отметил заместитель генерального директора - начальник отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев.
Не обошли стороной члены Совета и передовые разработки, которые возможно уже в ближайшем будущем придется внедрять на территории страны. Пока это только общие тенденции, однако, не исключено, что именно такой подход к освоению шельфовых месторождений станет самым эффективным.
- Доля добычи на шельфовых месторождениях через платформы, как отмечают эксперты, будет со временем сокращаться. Поэтому необходимо задуматься о том, как использовать подводные технологии, - заявил главный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Евгений Торопов. - Российская промышленность, ученые и РС могут в будущем создавать подводные суда сейсморазведки, буровые добычные комплексы, подводные транспортные средства. Нужно уже сегодня думать о том, как использовать имеющиеся технологии, чтобы создавать подводные добычные комплексы.
Но не только гражданский флот, как показывают последние события, строится и эксплуатируется с опорой на нормативы Регистра. По словам генерального директора КБ "Вымпел" Вячеслава Шаталова, сегодня и ВМФ очень большое количество судов начинает строить, используя правила РС.
- Это можно назвать достижением. Регистр сумел в своих правилах учесть опыт, который сегодня так необходим для обеспечения безопасности различных типов судов и гармонизировать свои правила с международными, - заявил Вячеслав Валентинович.
Роль РС в развитии отечественного судостроения оценили и в Росморречфлоте. По словам заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрия Костина, уникальные суда, которые сегодня строятся в рамках госзаказа, могли быть созданы только с использованием научных разработок РС и только под надзором российского классификационного общества.
- Росморречфлот, являясь крупнейшим госзаказчиком по строительству ледокольного флота, аварийно-спасательного флота, постоянно и очень плотно работает со специалистами РС. Стоит отметить, что одной из характерных черт специалистов Регистра является высочайший профессионализм. Для того, чтобы человек мог проявить свои лучшие качества ему необходим хороший инструмент. Таким инструментом являются правила РС, разработка которых невозможна без усилий всего научного сообщества, - поделился своим мнением о работе классификационного общества Юрий Костин.
Научные разработки всегда входили в число приоритетных для Регистра задач. Одним из доказательств этого послужило заявление Сергея Седова об учреждении ежегодной премии имени Константина Петровича Боклевского, известного инженера-кораблестроителя и одного из основателей Регистра. Почетной награды будут удостоены лучшие научные разработки, внедренные в правила Морского регистра судоходства.
- Если мы не будем активно заниматься научно-исследовательской деятельностью, постоянно совершенствовать свою нормативную базу, то очень скоро окажемся на задворках международной классификации, будем неспособны внедрять все более жесткие стандарты безопасности, - отметил глава Морского регистра судоходства. - Норматив это не догма. И постоянное развитие – главная наша задача.
Анастасия Судникова