реклама

Сергей Пылин, "Росморпорт": "До 2026-го планируем построить 39 судов"

Большой разговор с главой "Росморпорта" Сергеем Пылиным: о развитии портовой инфраструктуры страны, доставке грузов в Калининград, строительстве и модернизации флота предприятия.
Паром
Паром "Генерал Черняховский" / Фото: ФГУП "Росморпорт"

– Сергей Владимирович, одной из важнейших тем сегодня, пожалуй, является формирование программы "Транспорт". На каком этапе находится эта работа и какие предложения подготовило ФГУП "Росморпорт"?

 

– Работа по формированию нового национального проекта "Транспорт" ведётся в настоящее

Пылин С.В., генеральный директор ФГУП
Пылин С.В., генеральный директор ФГУП "Росморпорт" / Фото: ФГУП "Росморпорт"

время Минтрансом России. В составе нацпроекта предусмотрен федеральный проект по дальнейшему развитию портовой инфраструктуры Российской Федерации "Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов". В целях организации работы по наполнению федеральных проектов создана межведомственная рабочая группа, которая включает в себя представителей регионов и бизнес-сообщества.

 

ФГУП "Росморпорт" подготовило предложения по включению в состав нового федерального проекта перечня мероприятий, направленных на реконструкцию объектов федеральной собственности в морских портах Анадырь, Калининград, Корсаков и Темрюк, которые требуют федерального финансирования.

 

– Какие суда могут быть включены в программу "Транспорт"?

 

– Предложения по судам в нацпроект "Транспорт" "Росморпорт" не подавал. В него включены только объекты портовой инфраструктуры.

 

– Что показывает анализ действующего дноуглубительного флота? Сколько и каких судов необходимо построить или приобрести в ближайшей перспективе?

 

– В настоящее время в программу деятельности ФГУП "Росморпорт" включено строительство 10 судов дноуглубительного флота: трёх фрезерных земснарядов, трёх судов для обеспечения работы несамоходного земснаряда, двух одноковшовых земснарядов и двух самоходных самораскрывающихся шаланд.

 

– Какие объёмы дноуглубительных работ планируете выполнять в рамках реализации инвестиционных проектов до 2030 года? Какие новые глубоководные терминалы будут построены с вашим участием в ближайшее время?

 

– В рамках мероприятий, запланированных к включению в состав нового национального проекта "Транспорт", прогнозный объём необходимых дноуглубительных работ составляет порядка 36 млн куб. м до 2030 года. Из наиболее крупных проектов развития портовой инфраструктуры с участием ФГУП "Росморпорт" отмечу проекты в морском порту Усть-Луга. Планируем завершить работы по формированию подводных гидротехнических сооружений универсального торгового терминала "Новотранс", терминалов по перевалке минеральных удобрений "Ультрамар" и "Еврохим Усть-Луга".

Морской терминал для перевалки угля в бухте Суходол порта Владивосток / Фото: ФГУП Росморпорт
Морской терминал для перевалки угля в бухте Суходол порта Владивосток / Фото: ФГУП Росморпорт

В морском порту Ванино будут реализованы проекты по строительству второй очереди специализированного угольного терминала АО "Ванинотрансуголь", а также по реконструкции специализированного угольного терминала АО "Дальтрансуголь". В морском порту Новороссийск в высокой степени готовности находятся проекты по строительству универсального перегрузочного комплекса АО "НСРЗ" и специализированного зернового терминала ООО "Новая пристань". Планируем приступить к строительству объектов федеральной собственности уже в этом году.

Угольный транспортно-перегрузочный комплекс в бухте Мучке (морской порт Ванино) / Фото: ФГУП
Угольный транспортно-перегрузочный комплекс в бухте Мучке (морской порт Ванино) / Фото: ФГУП "Росморпорт"

– Сейчас активно перестраиваются логистические цепочки, Дальнему Востоку уделяется большое внимание. Какие новые инфраструктурные проекты стоит выделить там?

 

– Введённые со стороны недружественных стран санкционные ограничения в отношении Российской Федерации привели к изменению структуры грузооборота в морских бассейнах, в том числе к переориентации грузопотоков в направлении портов Дальнего Востока. Так, в последние несколько лет довольно остро стоял вопрос о вывозе внешнеторговых грузов с высокой добавленной стоимостью из портов Приморского края и обеспечении северного завоза в труднодоступные регионы России. Основной импульс развития получили морские порты Владивосток и Восточный. Во Владивостоке запланирована масштабная реконструкция объектов ПАО "ВМТП" в целях создания транспортно-логистического узла для обработки возрастающего объёма контейнерных грузов, в том числе и для транзита по Северному морскому пути. Также планируется расширение контейнерного терминала ООО "ВМП "Первомайский" с увеличением проектной мощности на 320 000 TEU в год.

 

ООО "ВСК" последовательно реализует проект по реконструкции существующего контейнерного терминала в морском порту Восточный. В рамках проекта планируется модернизировать перегрузочное оборудование и объекты тыловой инфраструктуры, выполнить дноуглубительные работы на подходах к терминалу и на операционной акватории, обеспечив тем самым приём судов с большей осадкой и вместимостью. В настоящее время осуществляется подготовка к проектированию. Ожидается, что строительно-монтажные работы завершатся в 2028 году.

 

– ФГУП "Росморпорт" является одним из крупнейших судовладельцев страны, располагая флотом численностью порядка 270 судов. Что планируете строить, приобретать, модернизировать? Каковы, в частности, перспективы модернизации ледоколов?

 

– Наше предприятие на постоянной основе занимается обновлением и модернизацией своей морской флотилии, самой крупной в России, размещая заказы на российских верфях и тем самым способствуя развитию отечественного судостроения. Согласно проекту бюджета капитальных вложений, на период 2024-2026 годов запланировано строительство 39 судов.

 

В 2023 году на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в Карелии заложены два мелкосидящих ледокола нового поколения проекта 22740М – самые мощные в России ледоколы с малой осадкой (3,2 м). Они предназначены для работы в Азовском и Каспийском морях. Сдача судов планируется в 2027 и 2028 годах.

Во время церемонии закладки мелкосидящих ледоколов проекта 22740М / Фото: ФГУП
Во время церемонии закладки мелкосидящего ледокола проекта 22740М / Фото: ФГУП "Росморпорт"

По заказу предприятия на Онежском заводе строятся два нефтемусоросборщика-бонопостановщика для Дальнего Востока со сроком сдачи в 2025 году. Киль первого судна уже заложен. В этом году мы заключили ещё один договор с Онежским заводом – на строительство трёх портовых буксиров ледового класса Arc4 со сроками сдачи в 2025 и 2026 годах.

 

На Выборгском судостроительном заводе строится ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 для морских портов Балтийского бассейна. Планируемый срок сдачи – 2028 год. Техническая готовность ледокола по информации верфи составляет более 8%. Уже изготовлены 43 корпусные секции (всего секций 161). Ведутся разработка и согласование проектной документации с ориентацией на отечественное оборудование, контрактация оборудования и материалов, формирование секций корпуса.

 

На АО "Окская судоверфь" для "Росморпорта" строятся три сборщика льяльных вод (СЛВ): для Северо-Западного, Северо-Восточного бассейновых филиалов и Петропавловского филиала ФГУП "Росморпорт". Передача первых двух, "Копорье" и "Коппи", ожидается уже в текущем году, а третье судно, "Алеут", готово на 30%, его передача запланирована на 2025 год. На СЛВ "Алеут" уже на этапе строительства впервые будут установлены отечественные образцы судового оборудования для автономного судовождения.

Спуск на воду СЛВ
Спуск на воду СЛВ "Коппи" / Фото: ФГУП "Росморпорт"

ООО "Стройлидерплюс" в Астраханской области строит для нужд предприятия два несамоходных фрезерных земснаряда высокой производительности и судно для обеспечения работы несамоходного земснаряда, предназначенные для работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале. На первом земснаряде – "Николай Русанов" – осуществляются достроечные работы и подготовка к швартовным и ходовым испытаниям. Параллельно идёт процесс изготовления корпуса второго судна серии и контрактование оборудования. Заложен киль судна обеспечения, ведутся работы по сборке блоков корпуса. Передачу всех судов ожидаем в течение текущего и следующего годов.

В 2023 году "Росморпорт" усилил дноуглубительную группировку судов, работающих на Волго-Каспийском морском судоходном канале канале. Количество земснарядов, задействованных в работах, составило рекордные 18 единиц, всего привлечено более 40 судов дноуглубительного флота / Фото: ФГУП "Росморпорт"

АО "Костромской судомеханический завод" строит для астраханского филиала предприятия разъездной катер. Корпус уже сформирован, срок сдачи – июль 2024 года.

 

Ещё только планируются к строительству четыре гидрографических (промерных) катера, три буксира ледового класса Arc6, два судна для обеспечения работы несамоходного земснаряда, два одноковшовых земснаряда, две самоходные самораскрывающие шаланды, ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7, фрезерный земснаряд, лоцманское судно, многофункциональное накатное судно.

 

Планируем также приобрести автомобильно-железнодорожный паром для Азово-Черноморского бассейнового филиала и четыре морских буксира: по два для Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейновых филиалов.

 

В 2023 году разработан проект модернизации ледоколов проекта 1105, в настоящее время разрабатывается проект модернизации ледоколов "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын" проекта 1101. В ходе модернизации судов проектов 1105 и 1101 запланированы частичная замена корпусных конструкций, основного и вспомогательного судового оборудования, улучшение условий проживания экипажа, спецперсонала и пассажиров.

 

– Будут ли корректироваться планы предприятия в отношении строительства флота на Онежском ССЗ после передачи Росимуществу основного пакета акций завода?

 

– В настоящее время наше предприятие не имеет возможности размещать заказы на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе без проведения конкурентных процедур. Последние два заказа со стороны ФГУП "Росморпорт" на строительство трёх буксиров и двух нефтемусоросборщиков завод получил как победитель конкурентной закупки. Таким образом, уже сейчас ОССЗ является конкурентоспособной верфью и выигрывает тендеры на строительство судов.

 

– Как вы выбираете производственно-ремонтные базы для ремонта судов "Росморпорта"? Тендер или просто какая доступнее, ближе? Насколько загружена ваша собственная база в Таганроге? Она ремонтирует только суда "Росморпорта" или выполняет заказы других судовладельцев?

 

– Выбор подрядчиков для ремонта судов ФГУП "Росморпорт" осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Росморпорт", регламентирующим закупочную деятельность предприятия.

 

Производственно-ремонтная база (ПРБ) в морском порту Таганрог в настоящее время работает с высокой степенью загрузки и используется для технического обслуживания и ремонта судов "Росморпорта". Ремонт флота сторонних организаций на ПРБ не осуществляется.

Плавучий причал № 9 (на переднем плане) в Таганроге построен для круизных судов / Фото: ФГУП
Плавучий причал № 9 (на переднем плане) в Таганроге построен для круизных судов / Фото: ФГУП "Росморпорт"

– Разделяете позицию главы "Росатома" Алексея Лихачева, что суда для Севморпути строить "нужно везде", включая Китай и Южную Корею?

 

– Организацией, ответственной за развитие Северного морского пути (СМП), является государственная корпорация "Росатом". Вопросы строительства специализированного флота для СМП не входят в зону ответственности ФГУП "Росморпорт". Ледоколы нашего предприятия с согласия Росморречфлота могут быть привлечены к работе в Арктике, преимущественно в районах Карского моря – в Енисейском заливе и Обской губе.

 

– Автономное судоходство в России, можно сказать, началось с шаланды "Рабочая". Когда, по вашей оценке, появится возможность проведения дноуглубительных работ в полностью автоматическом режиме?

 

– Если брать в расчёт функционал шаланды "Рабочая", которая занимается только перевозкой поднятого грунта к месту отвала, среднесрочная перспектива автоматизации этого процесса на горизонте 5 лет представляется вполне реалистичной.

 

– Как показала себя система автономного судовождения на пароме "Маршал Рокоссовский"? Что говорят капитаны? Будут ли вестись работы в направлении автономного движения судов в узкостях, в порту, при швартовке?

 

– При развёртывании систем автономного судовождения на паромах "Росморпорта" "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", обладающих функциями автономного и дистанционного управления судном, был применён уже полученный предприятием опыт внедрения технологий на упомянутой шаланде "Рабочая" и земснаряде "Редут", работающих в связке. После тестирования на судах дноуглубительного флота систем дистанционного и автономного управления были устранены недочеты в работе алгоритма автоматического расхождения с целями, повышено качество управления и контроля с дистанционного пульта управления в автономном и дистанционном режимах.

 

В результате проведённой работы паромы получили первые в России удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС), а для обеспечения дистанционного режима управления паромами в Санкт-Петербурге создан Центр дистанционного управления ФГУП "Росморпорт".

 

Система автономного судовождения, хорошо зарекомендовавшая себя на данном этапе, нуждается в дальнейшем совершенствовании, прежде всего, с точки зрения повышения её уровня надежности. Только после отладки нюансов навигации в открытом море можно будет отрабатывать технологии для стеснённых условий плавания. Такая работа проводится сейчас нашим предприятием во взаимодействии с капитанами паромов.

 

– Насколько решена проблема перевозок в направлении Калининграда и обратно? Что необходимо сделать для её полного решения? Достаточно ли бункеровщиков для обслуживания паромов РМП на этом маршруте?

 

– По информации правительства Калининградской области, минимально необходимый объём грузов для доставки в область в случае полного ограничения сухопутных и воздушных перевозок составляет 10,1 млн т в год, из них продовольственные и сельскохозяйственные грузы – 3,4 млн т, топливо – 1,11 млн т, металлы – 0,3 млн т, строительные материалы – 2 млн т, удобрения и продукция химической промышленности – 3,1 млн т, прочие грузы – 0,2 млн т.

Для перевозки морским транспортом необходим специализированный флот, способный перевозить порядка 3,5 млн т грузов в контейнерах, 5,4 млн т генеральных грузов, 0,8 млн т нефтеналивных грузов, навалочных грузов – 0,3 млн т.

 

В настоящее время торговый флот, осуществляющий перевозки грузов в Калининградскую область (включая суда, оператором которых является ФГУП "Росморпорт"), состоит из примерно 30 универсальных судов.

 

Учитывая сложившуюся ситуацию с провозной емкостью паромного флота, правительством Калининградской области принято решение об отправке всех грузов, которые не находятся под санкциями и могут быть перевезены по сухопутному участку пути, по железной дороге сухопутным маршрутом для максимальной выборки квот, выделенных Литовской Республикой для провоза по своей территории грузов в направлении региона.

 

Также правительство Калининградской области рекомендовало грузовладельцам принять все возможные меры по переориентации грузов на морской участок пути с использованием других типов судов (не паромов): сухогрузов, контейнеровозов и танкеров.

 

ФГУП "Росморпорт" в настоящее время обеспечивает транспортировку грузов морем с использованием судов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия: морских паромов "Маршал Рокоссовский", "Генерал Черняховский" и "Балтийск", а также арендуемого предприятием многофункционального судна типа Ро-Ро "Спарта II".

 

Максимальное количество паромов на линии, которое возможно обработать на паромных комплексах в Усть-Луге и Балтийске без создания очередей в ожидании освобождения причалов, равняется шести единицам. То есть это уже существующие четыре парома "Балтийск", "Маршал Рокоссовский", "Генерал Черняховский" и "Амбал", а также планируемые к постройке два парома проекта CNF19.

 

Для обеспечения паромных перевозок в направлении Калининграда имеется хорошо развитая портовая инфраструктура, позволяющая бункеровать суда легким и тяжелым видами топлива. При этом бункеровку паромов сжиженным природным газом по схеме ship-to-ship осуществляет единственный в России СПГ-бункеровщик "Дмитрий Менделеев".

 Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (АЖПК) в Усть-Луге / Фото: ФГУП
 Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (АЖПК) в Усть-Луге / Фото: ФГУП "Росморпорт"

– В сентябре 2010 года вы возглавили петербургский филиал "Росморпорта", а спустя всего несколько месяцев тяжёлая ледовая обстановка в Финском заливе потребовала присутствия атомного ледокола. Те недели, наверное, не забудутся никогда?

 

– Действительно, в период ледокольной проводки судов 2010-2011 годов в акватории Финского залива наблюдались тяжелые ледовые условия. Из-за низких температур и сильных ветров образовались обширные ледовые поля с торосами и сжатием. Ввиду наличия большого количества судов, не имеющих ледового класса, многие суда приходилось проводить не одним, а несколькими ледоколами, в связи с чем увеличилось время ожидания проводки. Для решения этой проблемы в третьей декаде февраля 2011 года по договору с ФГУП "Атомфлот" был привлечён атомный ледокол "Вайгач", который проработал до первой декады апреля 2011 года. Дополнительно с первой декады марта к проводкам приступил и ледокол "Капитан Драницын" Мурманского филиала ФГУП "Росморпорт".


На текущий момент ледокольная флотилия Северо-Западного бассейнового филиала насчитывает 14 ледоколов, среди которых самый большой и мощный неатомный ледокол "Виктор Черномырдин", современный ледокол отечественного передового проекта 21900 "Санкт-Петербург" и суда усовершенствованной серии –  ледоколы "Владивосток", "Мурманск" и "Новороссийск" проекта 21900М.

 

Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №2 

Материалы по теме:
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Окская судоверфь", АО
Навашино
+7(83175)5-75-46
"Костромской судомеханический завод", АО
Кострома
+7 (4942) 31-68-81,+7 (4942) 47-08-61
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Стройлидерплюс", ООО
Астрахань
+7 967 331-84-44
"Владивостокский морской торговый порт", ОАО Владивосток
+7 (800) 23-444-99
"Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)", ФГУП Москва
+7(495)626-11-00
"Дальтрансуголь", АО Хабаровск
+7 (42137) 541-11
"ВаниноТрансУголь", АО Ванино
+7 (495) 287-31-32



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости