Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Сердце ледокола бьется атомное

0 356 2 мин
Атомный реактор – это то, что обеспечивает бесперебойную работу ледокола в суровых арктических условиях. Созданием атомных реакторных установок, которые сегодня используются на новейших атомных ледоколах проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал", занимаются сразу несколько предприятий Машиностроительного дивизиона Росатома.
Реакторная установка РИТМ-200 / Фото: Корабел.ру
Реакторная установка РИТМ-200 / Фото: Корабел.ру

В декабре на подмосковном заводе "ЗиО-Подольск", отвечающем за контрольную сборку и изготовление корпуса РИТМ-200, завершилось изготовление десятого реактора для пятого по счету универсального атомного ледокола. Этот РИТМ-200 предназначен для атомного ледокола "Чукотка", который сейчас строится на Балтийском заводе.

 

Как известно, время изготовления реакторной установки РИТМ-200 занимает долгое время, однако нашей редакции удалось проследить весь путь ее создания в цехах предприятия в "ускоренном" варианте.

 

С чего все начинается

 

Корпус реакторной установки РИТМ-200 состоит из четырех поковок. Основная ее часть – фланцевая имеет толщину металла в районе швов 200 мм. После сварки швов, сразу производится термообработка. После сварки замыкающего шва корпус устанавливается в стапель – участок чистой сборки. 

 

Корпус реакторной установки проходит гидроиспытания и после отправляется на механическую обработку, а затем выполняется контрольная сборка. При контрольной сборке проверятся собираемость корпуса с имитаторами оборудования и штатными устройствами, выполняется проверка ходов и усилий перемещения компенсирующих групп, которые изготавливает "ОКБМ Африкантов".

 

Назначенный срок службы реакторной установки РИТМ-200 – 40 лет.

 

О том, как зарекомендовали себя реакторные установки РИТМ-200 рассказал Максим Кулинко – заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" – директор департамента реализации проектов Северного морского пути:

 

"Установки РИТМ-2022 зарекомендовали себя положительно. Были, как говорится, "детские болячки" на первой "Арктике". Они были связаны с настройкой и донастройкой установки РИТМ, а также систем электродвижения. Но на сегодняшний день эти проблемы решены, поэтому опыт мы оцениваем, как абсолютно положительный"

Максим Кулинко – заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" / Фото: Пресс-служба Машиностроительного девизиона
Максим Кулинко – заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" / Фото: Пресс-служба Госкорпорации "Росатом"

Владислав Пайков – заместитель генерального директора по операционной деятельности "ЗиО-Подольск" (ГК "Росатом") отметил, что новейшая реакторная установка РИТМ-200 входит в состав всех современных атомных ледоколов проекта 22220. Она состоит из двух парогенерирующих блоков и ее главное преимущество – сверхкомпактность и высокая энергоэффективность. РИТМ-200 обладает интегральной компоновкой, что позволяет обеспечить нахождение всего оборудования внутри корпуса реактора.

Владислав Пайков – заместитель генерального директора по операционной деятельности "ЗиО-Подольск" (ГК "Росатом") / Фото: Пресс-служба Машиностроительного девизиона
Владислав Пайков – заместитель генерального директора по операционной деятельности "ЗиО-Подольск" (ГК "Росатом") / Фото: Пресс-служба Госкорпорации "Росатом"

В скором времени новая реакторная установка РИТМ-200 отправится на Балтийский завод. Она будет установлена на специальный железнодорожный транспортер грузоподъемностью 240 тонн. 

Реакторная установка РИТМ-200 / Фото: Корабел.ру
Реакторная установка РИТМ-200 / Фото: Корабел.ру

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути является перспективной точкой развития логистических цепочек нашей страны. По предварительным данным по СМП к 2030 году планируется перевозить сотни миллионов тонн грузов: нефти, природного газа, металла и угля. 

 

По словам заместителя директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" –- директора департамента реализации проектов Северного морского пути Максима Кулинко для обеспечения круглогодичной перевозки 150 млн тонн грузов по СМП к 2030 году необходимо 13 ледоколов. Сегодня в акватории СМП работает семь атомоходов: четыре советских и три современных.

 

Реакторная установка РИТМ-200 / Фото: Корабел.ру
Реакторная установка РИТМ-200 / Фото: Корабел.ру
ТТХ проекта 22220
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости