В декабре на подмосковном заводе "ЗиО-Подольск", отвечающем за контрольную сборку и изготовление корпуса РИТМ-200, завершилось изготовление десятого реактора для пятого по счету универсального атомного ледокола. Этот РИТМ-200 предназначен для атомного ледокола "Чукотка", который сейчас строится на Балтийском заводе.
Как известно, время изготовления реакторной установки РИТМ-200 занимает долгое время, однако нашей редакции удалось проследить весь путь ее создания в цехах предприятия в "ускоренном" варианте.
С чего все начинается
Корпус реакторной установки РИТМ-200 состоит из четырех поковок. Основная ее часть – фланцевая имеет толщину металла в районе швов 200 мм. После сварки швов, сразу производится термообработка. После сварки замыкающего шва корпус устанавливается в стапель – участок чистой сборки.
Корпус реакторной установки проходит гидроиспытания и после отправляется на механическую обработку, а затем выполняется контрольная сборка. При контрольной сборке проверятся собираемость корпуса с имитаторами оборудования и штатными устройствами, выполняется проверка ходов и усилий перемещения компенсирующих групп, которые изготавливает "ОКБМ Африкантов".
Назначенный срок службы реакторной установки РИТМ-200 – 40 лет.
О том, как зарекомендовали себя реакторные установки РИТМ-200 рассказал Максим Кулинко – заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" – директор департамента реализации проектов Северного морского пути:
"Установки РИТМ-2022 зарекомендовали себя положительно. Были, как говорится, "детские болячки" на первой "Арктике". Они были связаны с настройкой и донастройкой установки РИТМ, а также систем электродвижения. Но на сегодняшний день эти проблемы решены, поэтому опыт мы оцениваем, как абсолютно положительный"
Владислав Пайков – заместитель генерального директора по операционной деятельности "ЗиО-Подольск" (ГК "Росатом") отметил, что новейшая реакторная установка РИТМ-200 входит в состав всех современных атомных ледоколов проекта 22220. Она состоит из двух парогенерирующих блоков и ее главное преимущество – сверхкомпактность и высокая энергоэффективность. РИТМ-200 обладает интегральной компоновкой, что позволяет обеспечить нахождение всего оборудования внутри корпуса реактора.
В скором времени новая реакторная установка РИТМ-200 отправится на Балтийский завод. Она будет установлена на специальный железнодорожный транспортер грузоподъемностью 240 тонн.
Круглогодичная навигация по Северному морскому пути является перспективной точкой развития логистических цепочек нашей страны. По предварительным данным по СМП к 2030 году планируется перевозить сотни миллионов тонн грузов: нефти, природного газа, металла и угля.
По словам заместителя директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" –- директора департамента реализации проектов Северного морского пути Максима Кулинко для обеспечения круглогодичной перевозки 150 млн тонн грузов по СМП к 2030 году необходимо 13 ледоколов. Сегодня в акватории СМП работает семь атомоходов: четыре советских и три современных.