Итак, на первых страницах расположилась одна из наших головных тем – интервью с генеральным директором Пролетарского завода Михаилом Исполовым. Это была интересная и содержательная беседа, в которой мы затронули тему технологического суверенитета и сохранения компетенций. Простая ли задача – в сжатые сроки закрыть образовавшиеся бреши после ухода ключевых игроков с рынка? Сколько на это нужно потратить средств и сил? Почему важно продумывать развитие судостроительной отрасли на несколько шагов вперед?
"Когда некоторые коллеги говорят, что будут делать лебедки на своем заводе, я шучу, что начну выпускать подводные лодки. Каждый должен заниматься своей приоритетной работой. Нет смысла конкурировать, надо друг другу помогать, и тогда придет общий успех", – генеральный директор Пролетарского завода Михаил Исполов.
Сразу после интервью, в статье под грифом "Нужно дать возможность профессионалам управлять отраслью", представлен ряд экспертных позиций по поводу смены руководства ОСК. Это сегодня одна из самых важных тем в судостроении, поэтому обязательно ознакомьтесь с текстом.
Следом прочитайте интервью с генеральным директором "Адмиралтейских верфей" Андреем Веселовым: "Опыт дает возможность глубже понять производственные и управленческие процессы". Андрей Анатольевич расскажет о задачах производства на 2023 г., о том, как сейчас строятся "рыбаки", о важности обучения кадров и цифровой верфи.
"Сейчас на достроечной набережной "Адмиралтейских верфей" полным ходом идут работы по строительству четвертого траулера, "Капитан Мартынов", который был спущен на воду 24 сентября 2021 года. На южном и северном стапелях предприятия продолжается строительство пятого и шестого БМРТ – "Капитан Юнак" и "Механик Щербаков", – генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Андрей Веселов.
А потом возьмитесь за прочтение интервью с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Сергеем Черногубовским. Назначение он получил совсем недавно, в июне 2023 г., но за плечами этого корабела 30 лет стажа. Поэтому мы не стеснялись и задавали самые каверзные вопросы, среди которых, например, и вопрос о бывшем руководителе предприятия Александре Соловьеве.
"Если мне потребуется, могу с ним созвониться или даже встретиться. У нас с Александром Сергеевичем совершенно нормальные, рабочие отношения, мы 20 с лишним лет друг друга знаем", – генеральный директор ВСЗ Сергей Черногубовский.
Не пропустите разговор с директором департамента развития отраслевых решений для судостроения АСКОН Александром Петровым на тему замены иностранного ПО по проектированию судов.
"3D-технология должна стать стандартом отрасли, а управление жизненным циклом – основным инструментом работы с данными. Почти все продвинутые судостроительные КБ и заводы давно работают в 3D, и к прежним методам никто не хочет возвращаться. К примеру, ЦМКБ "Алмаз" проектирует в AVEVA уже давно, и там привыкли к тому, что получают из 3D-модели чертежи, спецификации и ошибок стало на порядок меньше. Если бы была возможность, мы бы отказались от чертежей, но, к сожалению, не можем сделать это из-за требований законодательства", – директор департамента развития отраслевых решений для судостроения АСКОН Александр Петров.
Вместе с "Корабел.ру" окунитесь в обсуждения сбывающегося прогноза академика Пашина в статье "Электрическое судно или электродвижение судов?" Речь пойдет об электросудах и электродвижении. И хотя идея – установить на судно электромотор – не нова, однако на данный момент она активно продвигается практически повсеместно, особенно за рубежом.
"У систем электродвижения есть два недостатка, первым их которых действительно является более низкий максимальный КПД по сравнению с традиционными системами, вторым – высокая стоимость. Но давайте взглянем на ситуацию шире. Коэффициент полезного действия дизеля, вращающего гребной винт, составляет около 40% при номинальной нагрузке. Современные электрические машины очень энергоэффективны. У современного электрического генератора и электродвигателя КПД составляет около 98%", – Андрей Григорьев, к.т.н., профессор ФГБОУ ВО "ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова", генеральный директор АО "НПЦ "Электродвижение судов".
Как только почувствуете мейнстрим российского судостроения и судоходства, сразу переходите к чтению статьи под названием "Вопрос ребром: Что строить – катамараны или СПК?". Над этой непростой темой мы неоднократно рассуждали на страницах нашего интернет-издания, пришла пора и для журнала. Отвечает на вопросы не просто корабел, а инженер-судостроитель, кандидат технических наук, главный конструктор по скоростным судам 5-го отделения Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) с 2006 по 2022 гг. Виктор Соколов.
"Специалистами КГНЦ по скоростным судам уже разработаны проектные предложения типоразмерного ряда катамаранов для рек и прибрежных морских линий. Эти разработки неоднократно обсуждались на научных конференциях и выставках, а базовая проектная разработка судна с условным наименованием "Сапсан" для регионов Сибири и Дальнего Востока лежит под сукном в департаменте судостроения Минпромторга", – Виктор Соколов.
Не забыли в этом выпуске журнала мы и про рыбаков, для которых выделили отдельную статью под грифом: "Какой флот нужен российским минтайщикам?" Действительно, какой? На вопросы отвечает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
"Траулеры, которые сегодня востребованы рыбаками, очень современные, высокотехнологичные, сложные суда, которые не строились на отечественных верфях даже во времена СССР. Во многом это сказалось на компетенции отечественных корабелов именно в части строительства крупных рыбопромысловых судов. Еще до введения санкций возникали сложности и со сроками, и с увеличением стоимости судов", – президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.
Не оставили без внимания и студентов. Передовая инженерная школа Морского технического университета замахнулась на обучение технической элиты для верфей и конструкторских бюро. "Нашему выпускнику не потребуется адаптация на рабочем месте", – заявляет директор ПИШ "Судостроение Индустрии 4.0", д.т.н. Олег Тимофеев. В статье вы узнаете наиболее полезных дисциплинах для корабелов, о возможностях учебного заведения, а также о том, с какими партнерами взаимодействует вуз.
Также в свежем выпуске журнала в рубрике "судостроение" представлены статьи, посвященные судоремонту в Турции, 111-летию СНСЗ, судостроительному кластеру Нижегородской области.
В рубрике "судовое оборудование" и "оборудование и материалы" вы найдете темы, посвященные импортозамещению, системам автоматизации, расходомерам, пожаробезопасному текстилю, системам судового видеонаблюдения, арматуре, УФ обеззараживания воды, системам спутникового мониторинга и системам судовой аналитики и мн. другое.
Для удобства в поисках необходимого судового оборудования в журнал введены рубрики, посвященные лакокрасочным материалам, пропульсии (обязательно посмотрите на предложение от РУМО, "Шоттель", "БАЛТик", "Бризмарин Сервис", "ДМ Технолоджи"), системам управления, РЛС, системам управления, предложениям для рыбаков (от 178-й полосы до 196-й).
Нашим корабелам наверняка будут интересны темы, посвященные софту и отечественному ПО, приборостроению, электронному компонентной базе. Рекомендуем к прочтению статьи про судовые кабели.
Вместо завершения
Сентябрьский выпуск журнала, а к тому же к "НЕВЕ 2023" для "Корабел.ру" всегда большое событие. Поэтому, если честно, мы бы вам рекомендовали прочитать весь журнал от корки до корки. До встречи на "НЕВЕ 2023" и выставке Seafood Expo Russia. На обоих мероприятиях мы ждем вас в Пассаже напротив павильона G.