Председательствующим на совещании первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Митиным было доложено, что работа по введению механизма инвестиционных квот, стимулированию обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса началась два с половиной года назад и в настоящее время практически все отечественное судостроение включено в процесс. Построено шесть судов, на стадии строительства на верфях находятся тридцать три судна, из них шестнадцать судов - спущены на воду", - сообщил сенатор.
Участники совещания обратили внимание на имеющееся значительное отставание от первоначально запланированного графика работ по реализации в полном объеме программы первого этапа инвестиционных квот.
Были проанализированы причины отставания от предусмотренных контрактами графиков строительства и перенос сроков сдачи рыбопромысловых судов, а также ход разработки "дорожной карты" докапитализации судостроительных верфей, в целях обеспечения их финансового оздоровления.
На совещании была обсуждена необходимость применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при выполнении работ по обслуживанию и ремонту морских судов, судов смешанного (река – море) плавания, а также судов рыбопромыслового флота."Одна из основных причин срыва сроков строительства судов обусловлена накопленными убытками прошлых лет для судостроительных предприятий. Деньги рыбаков, перечисленные за строительство судна, оседают в банках в виде процентов и траншей на погашение задолженности, к которым заказчики судов не имеют никакого отношения", - рассказал Сергей Митин. Он пояснил, что собственники судов вынуждены платить проценты по кредитам из текущей выручки от деятельности компании или других источников, не связанных с освоением инвестиционной квоты. Также увеличиваются расходы по техническому сопровождению договоров на строительство рыбопромысловых судов и расходы по обслуживанию банковских гарантий.
"Виктор Гаврилов" / Фото: "Янтарь", ПСЗ |
Людмила Талабаева в ходе обсуждения подняла вопрос о ситуации, сложившейся с добычей глубоководного краба, в том числе с аукционами по его добыче, которые проводились после основных инвестиционных квот.
При обсуждении введенных санкций по отношению к России и их влияние на строительство рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих заводов Людмила Талабаева заявила, что сегодня мы должны работать очень быстро, времени у нас нет. "Судостроение по первому этапу инвестиционных квот идет, и, прежде чем приступать ко второму, надо решить много вопросов, провести анализ, определиться с запчастями. Это необходимо в условиях сегодняшней изоляции, иначе через три года заводы у нас встанут" - сказала Людмила Талабаева."Строительство судов до сих пор не начато. Даже, если в соответствии с законом о рыболовстве решение по краболовным компаниям будет вынесено на рассмотрении комиссии, но суда ведь все равно построены не будут, а наши национальные ресурсы – глубоководный краб уже будет выловлен. Страна ничего взамен не получит. Это то, о чем мы неоднократно говорили, писали везде и всюду, я лично обращалась к Генеральному прокуратуру. Необходимо разобраться и впредь такого не допускать. Также я считаю, что добыча глубоководных крабов должна быть исключена из второго этапа инвестиционных квот", - отметила сенатор.
Строительство траулера / Фото: "Янтарь", ПСЗ |
По мнению Людмилы Талабаевой, необходимо также подумать о потерях рыбных регионов в своих бюджетах в связи с инвестиционными квотами. "Считаю, что ВАРПЭ совместно с Министерством финансов должны провести анализ складывающейся ситуации, это очень важно", - отметила сенатор.
При подведении итогов обсуждения законодатель отметила большое внимание, уделяемое Счетная палатой обсуждаемым вопросам. "Необходим государственный подход к анализу, он должен быть глубоким. Недостаточно построить судостроительные заводы и рыбопромысловые суда. Построим, а ловить будет нечего. Наши национальные ресурсы, принадлежащие каждому, нашим детям и внукам, должны работать на страну, на нас всех".