Считается, что комплекс морского страхования - наиболее сложный вид, требующий специальных знаний, в частности, из-за характера и условий эксплуатации плавучих средств, правил и особенностей перевозки грузов, а также специфики законодательного регулирования. Застрахованными же могут быть: суда, даже те, которые находятся в постройке, перевозимый груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, ожидаемая от продажи груза прибыль, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком.
В принципе возникает закономерный вопрос — каким же образом можно наладить партнерские отношения между СК и Регистром? Какую роль может сыграть компетенция РС в классификации и оценке судов относительно международных и российских требований в процессе добровольного страхования?
Предпосылкой сотрудничества РС с финансовыми и страховыми организациями является тот факт, что объекты классификации Регистра являются одновременно и объектами страхования. Представители классификационного общества считают, что оценку объектов возможно будет проводить сразу и для классификации и для нужд страховых компаний. То есть сегодня страховщики и РС могут вести диалог относительно сюрвейя, по результатам которого уже принимается решение о заключение договора о добровольном страховании.
Александр Гребенников, начальник управления судов в эксплуатации РС:
"Традиционно мы занимаемся классификацией судов и их дальнейшим сопровождением. Прежде всего, Регистр располагает эксклюзивными правилами классификации постройки, как судов, так и других морских сооружений. Мы являемся членами международной организации и имеем возможность подключать своих специалистов в любой точке мира. РС имеет высококлассных сюрвейеров — более 860 человек, - а соответственно, может проводить оценку судов в эксплуатации.
Что касается взаимодействия, то здесь, на мой взгляд, страховщиков должна интересовать наша классификационная деятельность. Компании при страховании судна учитывают свидетельство, подтверждающее класс. При аварии или модернизации класс судна приостанавливается. На момент страхования классификационное свидетельство на судне может быть недействительным. Его статус может подтвердить только РС".
Положительные примеры сотрудничества Регистра и страховых компаний были. При возникновении страховых случаев, СК нанимали специалистов классификационного общества в качестве независимых экспертов. В таких случаях, параллельно с внеочередным освидетельствованием после аварии, проверяли объект для подготовки заключения для страховщиков о предполагаемых причинах возникновения случая. Но, как подчеркивают эксперты РС, такие примеры можно пересчитать по пальцам — всего 3 — 4.
Это впрочем и не удивительно - такой аспект деятельности Регистра до этого широко и не афишировался. И сегодня специалисты РС называют его в некотором смысле "нетрадиционным". Однако подготовку специалистов для работы с финансовыми с страховыми структурами начали еще в 2002 году.
Галина Ермоченко, главный специалист по качеству Балтийского филиала РС:
"Сегодня Регистр является компетентной организацией по оказанию услуг по оценке стоимости имущества, а также проведению полного комплекса услуг по сюрвейю различных объектов и оценке рисков всех уровней. В рамках сотрудничества с СК Регистр осуществляет: консультационные и информационные услуги, преддоговорные осмотры заявляемых на страхование объектов, осмотры застрахованных объектов различного назначения для экспертного заключения при наступлении страхового случая (повреждение судна, механизмов, оборудования, нанесение ущерба другим судам в результате столкновения), экспертиза риска защищенности при строительстве, ремонте и переоборудовании различных объектов, оценка судоходных компаний для определения уровня безопасности управления судами, оценку стоимости объектов, подлежащих страхованию".
Исходя из докладов представителей Регистра, ясно одно - основной упор делается на то, что РС имеет возможность оценивать объект страхования по всем параметрам, в различных системах, относительно необходимых российских и международных требований.
Андрей Гамин, начальник аналитического отдела РС:
"Наличие у Регистра возможности оценивать суда по разным параметрам, позволяет оказывать комплекс услуг в отношении одного объекта. Не все организации имеют набор аккредитаций в разных системах. Наши же эксперты делают все сразу. На основании их экспертиз готовятся все свидетельства и сертификаты.
Сегодня РС может оказывать и консультационно-аналитические услуги — предоставлять сведения о заказчике, а также проводить оценку рисков. Мы также планируем расширить объем сюрвейторских услуг, в рамках которых Регистр как независимая организация отслеживает процесс на всех этапах строительства и поставки объекта. При приеме судна в класс проводится набор освидетельствований, в ходе которых производится и оценка рисков.
В процессе строительства и ремонта можно проводить оценку того, что, где, как строится. Мы можем оценить опыт работы и управления флотом, приложить технико-экономическое обоснование к экспертизе, составить требования к объекту залогов. Производится и оценка технического состояния, и спроса на объект на рынке. Эта информация нам доступна, мы можем ее получить и после составить требования, исходя из которых, финансовая организация может оценивать залоговые объекты".
Вопрос сотрудничества страховых компаний и классификационного общества возник не вчера. Например, в Балтийском филиале РС несколько лет проходят совещания с представителями андеррайтеров, брокерских, страховых компаний, которые посвящаются вопросу совершенствования общих стандартов проведения сюрвейя объектов и оценки рисков, разработке единых форм для управления рисками на верфях.
В целом для страховщиков была очевидна сфера взаимодействия с госструктурой, но и здесь есть некоторые нюансы, в числе которых и главный — конфликт интересов. Начальник управления по страхованию морских рисков компании Allianz Максим Шимченко, отметил, что при предстраховом осмотре или в случае возникновения аварии возможны такие ситуации, когда объект, который оценивается является поднадзорным РС. А также если оцениваемый объект относится к другому классификационному обществу.
В свою очередь Павел Шихов, заместитель генерального директора РС, заявил: "Конечно, определенный конфликт интересов есть. Но судно под классом Регистра освидетельствуется разными инспекторами. Они должны давать максимально объективную оценку судна. А во втором случае также есть столкновение интересов, но стоит отметить, что жесткой конкуренции у нас нет".
"Инспектор проводит освидетельствование с целью определения состояния класса. Что касается независимой деятельности, то страховую компанию больше интересует причина аварийного случая. Инспектор никогда не скажет стопроцентно причину, он только предполагает",- добавил Александр Гребенников.
Экспертное мнение: Кирилл Маслов, управляющий партнер юридической фирмы "Инмарин": "Несмотря на то, что Регистр — это организация публичная, конфликт интересов имеет место, и необходимо продумывать ситуации, когда к Регистру обращаются две организации, заинтересованные в решении одного спора. На этот счет, скорее всего, должны быть созданы какие-то внутринормативные правила, которые этот конфликт интересов бы исключали, потому что оценка РС должна быть объективной по отношению к хозяйствующим субъектам". |
В рамках семинара страховщики смогли также обсудить и основные риски, с которыми сталкиваются эксперты сегодня, а также предложили возможные выходы из проблемных ситуаций. Сегодня одной из наиболее актуальных и в то же время связанных с деятельностью Регистра темой является страхование маломерных судов.
Анастасия Леднева, начальник отдела страхования судов, Управления корпоративного страхования "Ингосстрах":
"Эта тема актуальна сейчас, потому что под ответственность Регистра переходят и маломерные суда. Нам бы все-таки хотелось найти некие точки соприкосновения с РС, где мы могли бы быть полезны друг другу. Сегодня аварийность - очень важный вопрос на всех уровнях. Нам бы хотелось, чтобы она была боле подконтрольна. Для этого нужно знать, как нам с этим работать.
Если объект зарегистрирован на территории РФ, и он достаточно дорогой, мы привлекаем сюрвейерские компании, с которыми работаем уже давно, чтобы они оценивали риски, которые могут прийти к нам с этим объектом. Но при этом мы понимаем, что в данном случае Регистр был бы более полезен, так как это некая организация, которая оценивает объект с другой точки зрения.
Когда мы нанимаем сюрвейеров, то они отслеживают убыток на всех его этапах — от момента, когда произошел страховой случай до рекомендаций по ремонтным работам. Регистр может помочь с урегулированием рисковых вопросов в отношении маломерных судов, так как происходят изменения в процессе сертификации этих объектов. Мы должны понимать, каким образом нам относить те или иные суда к части маломерных судов или к части речных судов".
Также одним из важных вопросов на обсуждении был метод оценки залоговой стоимости объектов предполагаемого страхования и ее сопоставления с рыночной стоимостью. Ведь в случае, если данные будут завышенными или заниженными для страховщика всегда есть риск оказаться в невыгодном положении.
Максим Шимченко, начальник управления по страхованию морских рисков компании Allianz:
"Если необходимо получить экспертное мнение, то есть возможность обратиться к судовым брокерам. Они постоянно вращаются на рынке, и могут точно сказать сколько стоит определенный тоннаж. Однако самые успешные российские брокеры в год проводят 10-15 сделок, и у них нет базы для сравнения. Многие обращаются в оценочные компании, сотрудники которых может никогда и не видели парохода, но имеют лицензию на оценку и скажут именно ту стоимость, которую им назовут. Есть реальная возможность обратиться, например, к лондонским брокерам, которые проводят до нескольких сотен судов в год. Они предоставят полную информацию, естественно, за деньги.
Нам важно понимать, насколько та сумма, которая заявляется как стоимость судна коррелирует с реальной рыночной стоимостью. Можно поверить той цифре, которую предъявляет судовладелец, особо не вникая, чем он руководствуется, предъявляя эту сумму. А можно договориться и вывести стоимость, которая устроит всех. И вставить оговорку, что заявленная стоимость актуальной рыночной стоимостью на любой момент предъявления действия договора страхования. Это отсекает все претензии по доказыванию недострахования, по выплатам пропорции рыночной стоимости и стоимости судна отображенной в полисе".
Не обошли стороной и вопросы лизинга, который сегодня является одним из источников финансирования деятельности предприятий. Этот инструмент помогает в тех случаях, где обычное кредитование невозможно. А также это помогает экономить средства в плане налогообложения. Но и здесь не обходится без "болевых точек".
Даниил Харин, региональный директор "Альфа-Лизинг":
"Многие наверняка слышали, что лизинг – это эффективный инструмент. На самом деле это не так. Точнее не всегда так. Нужно забыть об экономии, когда мы говорим о лизинге транспорта. Налог на имущество с этого года отменен, соответственно на этом сэкономить не получится. Ускоренной амортизации нет уже как два года. Соответственно мы понимаем, что такие массовые виды лизинга как транспорт уходят в сервисную часть. Теперь говорить о том, что мы будем помогать клиентам привлекать финансирование не приходится, скорее это оказание сервисной услуги.
В этом плане я вижу разделение рынка лизинга на два ключевых сегмента. Это сервис, который не позволяет ничего экономить – это скорее уход в аренду с последующим выкупом. И второе – это сложноструктурированные вещи, которые позволяют реализовывать планы судовладельцев или судостроителей и при этом также экономить деньги".
Лизинговые компании, которые по факту становятся владельцами судна, могут потерпеть и большие убытки, а также столкнуться с непредвиденными обстоятельствами.
Даниил Харин, региональный директор "Альфа-Лизинг":
"Сложность морского законодательства не изучена финансовыми учреждениями. В результате чего возникает ряд юридических рисков. Если мы говорим о финансировании судна, то встречаются такие неприятные вещи как дефолт клиента. Он перестает платить и каким-то образом нужно провести взыскание судна. А его можно арестовать только в порту. Но, к примеру, рыболовное судно может круглогодично находиться в море, имея снабжение. Изъятие судна же подчиняется международным конвенциям. Как оказалось, многие страны эту конвенцию не ратифицировали. Соответственно изъятие происходит по законам страны, в которой находится судно. Объем законодательства, который нужно осилить очень большой.
Зачастую бывает и так, что судовладелец оказался не очень честным. Тогда происходит угон судна, перекрашивание его в другой цвет, вплоть до изменения порта приписки и надстроек. Эта проблема решается путем плотного взаимодействия всех нас — Регистра, страховщиков и лизинговой компании. Также собственник несет ответственность за действия судна, например, за загрязнение акватории бункерным топливом. Но есть страхование и этот риск снижается путем распределения лимитов ответственности. И еще - по нашему таможенному законодательству любое судно, которые является объектом контрабанды, тут же конфискуется. Кто бы не занимался на судне этой деятельностью оно отходит государству. Пока прецедентов не было, но и как бороться с этим риском тоже пока не понятно".
Как отмечают специалисты Регистра, освидетельствование объектов экспертами РС, поможет и лизинговым компаниям, которые вкладывают в это большие деньги.
В завершение семинара за круглым столом участники обсудили и спорные вопросы страхования. Перед экспертами по морскому страхованию поставили вопрос о том, относится ли захват судна к форс-мажорным обстоятельством. Здесь страховщики отмечают, что на сегодняшний день есть определенные зоны риска, в которых очень велика вероятность, что судно будет атаковано пиратами. Поэтому если судовладелец посылает экипаж через такую зону, то и непредвиденным обстоятельством нападение считаться не будет. Также к проблемным вопросам относятся и военные риски, которые не входят в стандартное страховое покрытие. Здесь ситуация также не однозначная.
Для решения таких вот спорных вопросов, связанных с деятельностью многих структур и был организован семинар. Будет ли развиваться сотрудничество страховщиков и российского классификационного общества, пока не ясно, но начало уже положено.
Экспертное мнение: Андрей Мочалин, специалист по морскому страхованию: "Все нельзя предусмотреть, но, по крайней мере, есть эксперты, к чьему мнению мы прислушиваемся для андеррайтинга. Понятно, что в некотором смысле нам этого не достаточно. Но наличие, либо отсутствие у судна класса, а также наличие ограничений класса является важным критерием для оценки риска при принятии судна на страхование. РС показал, что он может не только проводить осмотры в соответствии с правилами, но и проводить осмотры в соответствии со специфическими требованиями страховщика. Предложенная РС дополнительная услуга по определению причин аварий может заинтересовать страховщиков, так как, если случается поломка, то сюрвейер классификационного общества и так приезжает для проведения внеочередного освидетельствования, а тут можно убить двух зайцев. Это минимизирует расходы на урегулирование". |