Секреты мастерства от главных сварщиков, часть вторая

Хотя и на первый взгляд качественно выполненный сварочный шов достигается одинаковыми действиями, каждый отдельно взятый сварщик приходит к профессионализму собственным путем. А потому на одни и те же вопросы о выборе оборудования, режимах сварки и обучении молодых талантов все отвечают по-разному. Так в чем же секрет сварочного мастерства?
Сварщик – не только мастер, но и художник / Фото: ССЗ
Сварщик – не только мастер, но и художник / Фото: ССЗ "Вымпел"
ТМ КЕДР - российский производитель профессионального сварочного оборудования. Продукция широко применяется на промышленных предприятиях РФ. Соответствует повышенным требованиям к надежности, эксплуатационным и функциональным характеристикам. https://kedrweld.ru

Erid:LjN8K3jBL

 

 

На этот раз за ответами на вопросы отправляемся в гости к главным сварщикам Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС), Костромского судомеханического завода (КСМЗ), Пермской судоверфи, ССЗ "Вымпел", "Верфи братьев Нобель" (ВБН), Окской судоверфи, Адмиралтейских верфей, а также Севмаша.

 

 

 

Российское оборудование или зарубежное?

 

"Как российские, так и зарубежные производители предлагают качественные оборудование и материалы. При этом российские аппараты по техническим характеристикам можно подобрать ни чуть не хуже импортных, но дешевле. Однако в конечном счете выбор всё-таки зависит от конкретных задач и условий работы. Правильнее на эту проблему смотреть так", – считает главный сварщик ЮЦСС Алексей Шатов.

Присоединяется к нему коллега с Окской судоверфи, добавляя, что в контексте текущей экономической ситуации они, как и многие другие российские компании, отдают предпочтение отечественным сварочным аппаратам и материалам, ведь их отличает высокая степень доступности и минимальная зависимость от внешних рыночных колебаний. Немаловажную роль играют и более короткие сроки поставок с быстрым сервисным обслуживанием на месте.

 

Среди опрошенных предприятий также выбирают российское Адмиралтейские верфи и ССЗ "Вымпел", продолжают использовать зарубежные сварочные аппараты Пермская судоверфь, "Верфь братьев Нобель", КСМЗ. При этом практически на всех судостроительных заводах на самом деле обычно пользуются и тем, и этим оборудованием, исходя из поставленных задач. На Костромском судомеханическом заводе, например, китайскими машинами работают с алюминием, а российскими со сталью. Хотя на ВБН делают ставку на зарубежную компанию, с которой сложились продуктивные и понятные отношения, за последние годы здесь было протестировано восемь сварочных аппаратов различных фирм, часть из которых российского производства.

Внимание и ответственность рождают качество / Фото: пресс-служба АО
Внимание и ответственность рождают качество / Фото: пресс-служба АО "ЮЦСС"

"Прошу отметить, что отечественные аппараты показали себя очень достойно по сравнению с именитыми производителями", – замечает главный сварщик ООО "Верфь братьев Нобель" Павел Махов.

Главный сварщик АО "Адмиралтейские верфи" Павел Масленников подчеркивает, что высокая доля отечественного оборудования на заводе – результат многолетней целенаправленной работы, ориентированной на закупку главным образом продукции российских производителей.

"Основным поставщиком длительное время была фирма ИТС. Позже начались поставки от ЗТИ (EVOSPARK). На предприятии постоянно проводится реновация сварочных аппаратов. Ежегодно в рамках инвестиционной программы разрабатывается перечень оборудования, планируемого к закупке. В настоящее время основное внимание уделяется подбору российских автоматов для сварки под флюсом", – добавляет он.

Особняком стоит Севмаш, так как большая номенклатура изготавливаемых конструкций, применяемых марок свариваемых материалов, категорий стали, используемых при строительстве военных заказов, морских платформ, объектов Ростехнадзора, Атомнадзора, изделий машиностроения и других конструкций требуют особого подхода к организации сварочного производства. И хотя специалисты отдела главного сварщика ведут постоянный поиск современного сварочного оборудования, зачастую оказывается, что в полной мере удовлетворяющих все требования завода аппаратов, на рынке попросту нет.

 

"Мы налаживаем творческое и техническое сотрудничество с фирмами, готовыми разрабатывать и изготавливать сварочное оборудование на современной элементной базе, отвечающее конкретным критериям и особенностям технологии изготовления конструкций на нашем предприятии. В результате этой сложной продолжительной работы получается оборудование, изготовленное специально по нашему техническому заданию и под наши нужды, которое успешно применяется в производстве", – завершает мысль замначальника научно-технического управления и главный сварщик АО "ПО "Севмаш" Анатолий Абрамов.

В завершение главы краткий перечень производителей сварочных аппаратов, которыми обычно пользуются на судостроительных заводах: KEMPPI, ESAB, ROSWELD, ALLOY, EVOSPARK, "Кедр", "Сварог", "Уралтермосвар" и др.

 

Ручная коробка передач или автоматическая?

 

В этой главе порассуждаем на тему использования ручной, полуавтоматической и роботизированной сварки. 

 

"Выбор между ручной, полуавтоматической или роботизированной сваркой зависит от конкретной задачи и условий работы. Ручная сварка более гибкая, дает лучший доступ, особенно на небольших проектах. Полуавтоматическая эффективнее при больших объёмах работы. Роботизированная может быть более точной и надёжной при повторяющихся задачах. На нашем предприятии основной вид сварки – механизированная полуавтоматическая в среде защитных газов и автоматическая сварка под слоем флюса", – продолжает главный сварщик ЮЦСС Алексей Шатов.

На КСМЗ роботизированная сварка не используется / Фото: АО
На КСМЗ роботизированная сварка не используется / Фото: АО "КСМЗ"

На КСМЗ, отмечает главный сварщик предприятия Евгений Удалов, роботизированная сварка не используется, поскольку в ней нет потребности, так как завод выпускает маломерные катера. В ход идет или ручная или полуавтоматическая сварка. Инженер по сварке Пермской судоверфи ИгорьИсламов предпочитает исключительно полуавтоматическую сварку. Начальник КТУ Дмитрий Петров и главный сварщик ССЗ "Вымпел" Дмитрий Троицкий поддерживают коллегу с ЮЦСС и также считают, что ручная сварка лучше всего подходит для труднодоступных мест, особенно для соединения трубопроводов, ремонтных работ (в том числе на открытом воздухе). Полуавтоматическая – для приварки набора корпусных конструкций, монтажных швов наружной обшивки, что, кстати, составляет наибольший объема сварных швов при постройке судна. Автоматическая – для сварки полотнищ наружной обшивки. Наконец, роботизированная – для повторяющихся операций при серийном строительстве заказов, например, при сварке узлов набора корпусных конструкций.

"В судостроении преобладает полуавтоматическая сварка из-за высокой производительности, но ручная дуговая сварка необходима в труднодоступных местах и для мобильности при монтаже небольших элементов конструкции судна. Роботизированная сварка – хороший вариант для большого объема серийной продукции, однако затраченное время на настройку, написание программы и изготовление специализированной оснастки не окупит себя в случае с единичным производством", – присоединяется к другим сварщикам специалист с "Верфи братьев Нобель".

На Окской судоверфи совмещают использование сварки ручного, полуавтоматического и автоматического типа. При работе на стапеле и с небольшими деталями приоритетным становится использование ручных аппаратов, поскольку такая сварка отличается высокой гибкостью и позволяет работать в труднодоступных местах. Это, к примеру, сварочный выпрямитель ВДМ-1001, аппарат инверторный ARC-400G.

"Используемые нами полуавтоматы сварки, такие как сварочный источник Кедр MIG 500 GF, полуавтомат дуговой сварки ПДГ-402, установка арнодуговой сварки MC-500 T1 AC/DC, незаменимы при работе с большими объемами и толщинами. Трактор сварочный Кедр TRAC-1, автомат сварочный под своем флюса MZC-1250, относящие к автоматическому типу сварки, помогают при работе со сложными и габаритными изделиями. Но выбор оборудования, конечно, всегда зависит от требований, объема, сложности и сроков", – главный сварщик Окской судоверфи Егор Матвиенко.

Сварщик должен уметь варить в любом положении / Фото: Пермская судоверфь
Сварщик должен уметь варить в любом положении / Фото: Пермская судоверфь

На Адмиралтейских верфях 70 % сварочных работ выполняется с помощью полуавтоматической сварки. Это один из наиболее эффективных и экономичных способов. Ручная сварка на заводе имеет ограниченное применение, используется как правило для изделий из цветных металлов и сплавов на их основе, а также из сталей специального назначения. Роботизированная сварка (учитывая специфику деятельности) на предприятии  пока не нашла применения. Тем не менее проработка вопросов ее внедрения идет уже давно.

 

Сварочное производство "Севмаша" отличается от других тем, что оно представлено практически всеми существующими в мире технологиями сварки, здесь даже есть электронно-лучевая сварка. Это связано с большой номенклатурой изготавливаемых конструкций, а также применяемых марок сталей. При этом на заводе нет роботизированных сварочных комплексов, в виду специфики производства.

 

Эту главу закончим на важном сообщение о запчастях: они есть! Ни один из респондентов не сказал, что ЗИП невозможно найти, или что приходится отказываться от оборудования. Разве что некоторые предприятия отметили удлинение сроков поставок, а также на КСМЗ обратили внимание на то, что для полуавтоматов тяжело найти хорошие подающие горелки.

 

С оборудованием всё ясно, а варить как?

 

Как и в первой части обзора, в этой тоже уделим внимание таким важным темам в сварочном деле, как секретам мастерства, аттестации, подбору персонала и обмену опытом между заводами.

 

Итак, на ЮЦСС на вопрос о наработке профессионализма отвечают просто и по существу: всё дело в опыте и практике. Идеальный шов достигается за счет многих составляющих: качественная подготовка свариваемой поверхности, правильный выбор оборудования и материалов, соблюдение технологии. Практически идентично отвечают на "Верфи братьев Нобель".

Ручная сварка лучше всего подходит для труднодоступных мест / Фото: ССЗ
Ручная сварка лучше всего подходит для труднодоступных мест / Фото: ССЗ "Вымпел"

"Достигнуть идеального шва можно только с опытом. Хотя и наличие на производстве качественного оборудования – важный фактор. Также хорошо, когда специалист любит свое дело. Тогда и результат будет положительным", – добавляет главный сварщик КСМЗ Евгений Удалов.

На Пермской судоверфи считают, что главные факторы достижения высокого мастерства – аккуратность, качественные материалы и надежное оборудование. Специалисты ССЗ "Вымпел" сходятся на том, что идеальный сварочный шов – результат гармоничного сочетания нескольких факторов: высокой квалификации работников, качественных материалов для сварки, надежного оборудования и хорошего рабочего настроя. Присоединяется к ним главный сварщик Окской судоверфи, отмечая, что также очень важны выбор правильной техники и параметров сварки, контроль температуры, уход за швом, проверка его качества. Однако, убежден специалист Окской судоверфи, главный и решающий фактор – опыт и практика.

 

Главный сварщик Адмиралтейских верфей Павел Масленников видит идеальный сварной шов, как результат работы не только самих сварщиков, но и почти всех специалистов предприятия, занятых разработкой проекта судна, ведущих входной контроль материалов и оборудования, проводящих подготовку и аттестацию сварщиков, а также осуществляющих контроль качества продукции на всех этапах её жизненного цикла.

 

"Я всегда сравнивал сварщика, особенно сварщика ручной и механизированной сварки, с художником, в руке которого вместо кисти – сварочный электрод или сварочная горелка. Поэтому сварной шов, как и картина, получается идеально красивым у Мастера. Сварщики на "Севмаше" – высококвалифицированные специалисты. Многие владеют несколькими способами сварки. Им приходится выполнять работу в труднодоступных местах, в различных положениях сварки, порой применяя зеркало, так как по-другому не увидеть сварочную ванну. При этом надо ещё и обеспечить качество, а это не только визуально красивый шов, но и не имеющий дефектов по всему сечению", раскрывает свое представление о мастерстве замначальника научно-технического управления и главный сварщик Севмаша Анатолий Абрамов.

 

Добавим, что практически все спикеры сошлись на том, что разряд сварщика обычно соответствует его мастерству, хотя и бывают таланты, когда какой-нибудь молодой специалист всё быстро схватывает и в сжатые сроки достигает необходимого уровня. Но это, скорее, исключение, чем правило. Тем более, что аттестация на новый разряд всегда выдвигает специалисту высокие требования.

Постобработка тоже важна / Фото: ЮЦСС
Постобработка тоже важна / Фото: ЮЦСС

Обмениваются ли опытом сварщики с разных заводов? Безусловно. Особенно на тех предприятиях, что входят в ОСК, где вот уже как на протяжении нескольких лет действует Совет главных сварщиков, соответственно, проводятся регулярные заседания и обсуждаются различные профессиональные вопросы. Также корпорация организовывает совместные семинары по сварочной тематике и посещения предприятий-производителей сварочного оборудования и материалов. На таких мероприятиях специалисты с разных заводов не только знакомятся с новинками отрасли, но и общаются друг с другом. Не отстают от них и специалисты компаний, не входящих в ОСК, и также с радостью выезжают на совместные мероприятия, участвуют в конкурсах профессионального мастерства и стремятся всячески повышать квалификацию. А те, кто ещё не решился выставить на какой-нибудь чемпионат своего спеца, либо стремятся к этому, как на "Верфи братьев Нобель", либо организуют  собственные мероприятия по продвижению сварочного дела. 

 

"К сожалению, ни я, ни мои подчиненные не принимают участие в конкурсах профессионального мастерства. Этому есть вполне рациональное объяснение – нехватка времени. Однако при возможности, думаю, наши сотрудники с удовольствием показали бы свои умения на профессиональных соревнованиях. Сегодня мы поддерживаем студентов-сварщиков, которые как раз активно участвуют в подобных конкурсах, я думаю мы и дальше продолжим поддерживать начинающих специалистов, ведь каждый из них наш потенциальный сотрудник", – описывает ситуацию главный сварщик КСМЗ Евгений Удалов.

Также респондент добавляет, что опытом со сварщиками с других заводов они обмениваются регулярно, и это дает свои плоды. Так, недавно сотрудники КСМЗ побывали на заводе в городе Рыбинск с целью обмена опытом по избеганию сварочных деформаций. Полученную информацию и навыки сотрудники внедрили на предприятие.

"Я считаю, что участие в конкурсах профессионального мастерства как внутри предприятия, так и в тех, которые проходят на уровне ОСК, а также регионального и федерального значения – важная составляющей успешного развития специалистов. В 2022 г. сварщик нашего предприятия Алексей Бахтин из цеха № 9 стал лучшим на Международном чемпионате высокотехнологичных профессий "Хайтек", где в мастерстве соревновались более 600 конкурсантов. Это большая гордость и для нашего коллектива, и прекрасная мотивация для молодежи, в том числе и самого участника", – делиться своей позицией по вопросу главный сварщик Адмиралтейских верфей Павел Масленников.

Не отстает от Адмиралтейских верфей "Севмаш". Там регулярно принимают участие на чемпионатах WorldSkils, Всероссийских конкурсах профессионального мастерства "Лучший сварщик", Международных конкурсах рабочих квалификаций.

Главное, чтобы работа приносила радость / Фото: Окская судоверфь
Главное, чтобы работа приносила радость / Фото: Окская судоверфь

"Например, в международном конкурсе "Arc Cup International Welding Competition" проводимом ежегодно в Китайской Народной Республике, наши сварщики участвовали трижды в составе Национальной сборной России. Инженеры сварочного производства также постоянно выступают с докладами на различных научных конференциях. За выдающиеся достижения в области сварочного производства они неоднократно становились Лауреатами Всероссийских конкурсов "Инженер года" по версиям "Профессиональный инженер" и "Инженерное искусство молодых" в номинации "Сварка", а также становились обладателями стипендии Президента Российской Федерации", – завершает мысль замначальника научно-технического управления и главный сварщик АО "ПО "Севмаш" Анатолий Абрамов.

 

К производителям сварочного оборудования

 

Как мы уже выяснили, в первую очередь качество сварного шва зависит от самого мастера, но без хорошего оборудования всё-таки хорошей работы тоже не удастся достичь. Специально в отдельную главу мы выносим тему ожиданий сварщиков от сварочного оборудования.

 

Что на этот счет говорят южные корабелы?

"В первую очередь сварщику от производителей требуется простое, понятное в эксплуатации, качественное и надёжное оборудование, соответствующее производственным задачам.Также важно иметь доступ к технической поддержке и обучению", – отвечает  главный сварщик ЮЦСС Алексей Шатов.

Коллега с Костромского судомеханического завода добавляет, что оборудование должно быть удобным. С Пермской судоверфи, что аппараты должны быть долговечными. На ССЗ "Вымпел" обращают внимание на коммуникации с производителем, ведь именно обратная связь от сварщиков позволяет компаниям повышать качество сварочных машин. Специалисты "Верфи братьев Нобель" выступают за стабильность работы оборудования, а также за простой и понятный интерфейс.

"Первое и основное – это технологичность. Важно, чтобы оборудование отвечало требованиям задач и времени, поэтому производителям сварочного оборудования необходимо разрабатывать и внедрять новые технологии и решения, позволяющие улучшить качество сварки и снизить трудозатраты работников. Вторым пунктом идет удобство использования. Также важны предложения по обучающим программам и курсам, помогающим сотрудникам быстрее освоить новые технологии и улучшить свои навыки работы со сварочным оборудованием", – главный сварщик Окской судоверфи Егор Матвиенко.

Коллега с Адмиралтейских верфей также считает, что для комфортной эксплуатации аппарата сварщику необходима его стабильная работа, понятный интерфейс управления (без перегруженности различными не всегда необходимыми функциями) и ремонтопригодность. Помимо этого важно, чтобы сервисный центр располагался в территориальной близости от места эксплуатации. Это позволяет обеспечивать быстроту реагирования при гарантийных обращениях.

"На самом деле, чем проще оборудование, тем проще и сварщику при выполнении сварочной операции. Однако современная техника, несмотря на сложность в управлении и насыщенность электроникой, позволяет сварщикам "Севмаша" с легкостью выполнять сложнейшие задачи. Но главное, и, думаю, тут со мной все согласятся, чтобы оборудование было надежным, особенно в наших тяжелых условиях выполнения сварочных работ на монтаже, на стапеле", – подытоживает замначальника научно-технического управления и главный сварщик АО "ПО "Севмаш" Анатолий Абрамов.

Настоящие сварщики – здесь!

 

Завершим представление мнений главных сварщиков на такой важной части работы, как профессиональные и личные качества, подбор персонала. Так какими должен быть он – идеальный сварщик?

 

На взгляд коллеги с ЮЦСС профессионал должен быть внимательным, точным, ответственным, терпеливым и способным к работе в команде. При наборе персонала важно учитывать опыт, квалификацию, навыки, личностные качества. Не стоит пренебрегать молодыми специалистами без опыта работы, но желающими трудиться по специальности, так как их можно обучить тонкостям профессии и в итоге получить грамотного специалиста, знающего свое дело.

 

Главный сварщик КСМЗ к ответственности и трудолюбию добавляет целеустремленность. По его мнению, при наборе команды важно брать тех, кто действительно хочет работать, а также, чтобы человек был трудолюбивым. Ведь именно труд и большое количество практики помогут сделать из начинающего настоящего профессионала.

 

На Пермской верфи подчеркивают, что качественный шов на протяжении всей смены – вот искомый идеал, к которому нужно стремиться. Смотрят тут при наборе сварщиков на опыт и квалификацию.

Дело мастера боится / Фото:
Дело мастера боится / Фото: "Севмаш"

"Главное – любить свою профессию, знать её досконально. Желание учиться и делиться опытом, готовность браться за задачи, предполагающие сложные, иногда нетривиальные решения. При подборе человека в команду мы смотрим на наличие опыта в судостроительной отрасли, знание технологических процессов сварки, желание развиваться с командой и умение самостоятельно принимать решения", – отмечают специалисты ССЗ "Вымпел".

Коллега с "Верфи братьев Нобель" подчеркивает значимость чтения чертежей и пространственное мышление, что позволяет свести к минимуму возможные отклонения на крупных проектах. При подборе команды смотрит на умение решать сложные технологические задачи, быть полезным для предприятия и быть готовым выйти за рамки опыта.

 

На взгляд респондента с Окской судоверфи Сварщик с большой буквы должен обладать целым рядом характеристик, которые делают его незаменимым на производстве. Прежде всего, это умение качественно и быстро выполнять свою работу. Необходимо обладать аккуратностью, внимательностью и ответственностью. Команду здесь подбирают, руководствуясь несколькими принципами: квалификация, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, высокий уровень дисциплины.

 

Главный сварщик Адмиралтейских верфей считает, что требования к квалификации давно изложены в различных нормативных отраслевых стандартах, и на них нет необходимости останавливаться. Что касается личных качеств, то это главным образом высокая ответственность, поскольку от качества работы сварщика зависят жизни людей.

"Моя трудовая деятельность началась в 90-х годах прошлого века. Это было время, когда немногие выпускники технических вузов оставались в специальности. С тех пор я с уважением отношусь ко всем, кто выбрал техническую профессию и решил посвятить свою жизнь работе в промышленности. Отсюда основной принцип – работать с теми, кто есть. Каких-то жестких требований при наборе в команду у меня нет. Главное – базовый набор знаний по специальности и желание работать на общий результат", – вспоминает, как стал сварщиком, Павел Масленников.

Респондент с "Севмаша" Анатолий Абрамов, говоря о профессии, сразу вспоминает свои стихи:

 

Хочу сказать я молодежи:

Коль выбрал сварочный удел,

Учись всю жизнь любимой сварке,

И будет много славных дел!

 

А также говорит о том, что сварщик-профессионал, как и высококвалифицированный инженер сварочного производства это прежде всего – человек, который постоянно совершенствуется в своей профессии, с удовольствием передаёт навыки молодому поколению, ему не стыдно поучиться у коллег.

 

В команду старожил и опытный наставник набирает с умом, но всегда рад тому, кто хочет учиться. На "Севмаше" для преподавателей местного вуза даже проводят лекции, где делятся бесценным опытом и навыками. Анатолий Абрамов считает, что, в целом, кадровая проблема – проблема общая, и будет хорошо, если ею будут заниматься на всех уровнях.





Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025