Секреты мастерства главных сварщиков, часть четвертая

В этом обзоре представим позиции с пяти заводов: Балтийского завода ОСК, верфи "Эмпериум", "Белогородской судоверфи", "Зеленодольского завода имени А. М. Горького", а также с машиностроительного предприятия ПАО "Звезда".

Последние годы ведутся активные дискуссии о кадровом голоде и предпринимаются серьезные действия для популяризации работы на судостроительных заводах и других предприятиях. На всех уровнях корабелов стараются поддержать: создать комфортные условия труда, проживания, обеспечить достойным заработком. Но не только материальные блага приводят людей на предприятия. Важную роль в становлении профессионала играют общее ощущение от работы, обстановка, наставники, готовые поделиться знаниями и любовью к своей профессии.
Дело мастера боится / Фото: ООО
Дело мастера боится / Фото: ООО "Эмпериум"

Непростой выбор: российское или зарубежное?

"На нашем предприятии применяется как российское, так и зарубежное оборудование. Основу инструментального парка составляют аппараты фирмы Kemppi и EWM. Высокотехнологичные, надёжные, комфортные аппараты, с которыми мы привыкли работать. В связи с тем, что у нас на предприятии нет проблем с обслуживанием сварочного оборудования, в том числе иностранного производства, то и его замена на данный момент не рассматривается", – отвечает заместитель директора по подготовке производства ООО "Эмпериум" Алексей Наумов.

 

Также Алексей Алексеевич отмечает, что на рынке появляется все больше хороших отечественных производителей, и это радует, хотя и часто оборудование комплектуется иностранными деталями, что усложняет обслуживание. Проблема зарубежных аппаратов в растущей цене из-за колебания курса доллара, логистических сложностей. Сварочные материалы на верфи "Эмпериум" есть как зарубежные, так и российские, так как и там, и там есть хорошие производители.

Главный сварщик Белогородской судоверфи (а также Троицкого кранового завода) Сергей Пешехонов считает, что российские сварочные аппараты пока что всё-таки в чем-то уступают зарубежным в соотношении цена – качество. Особенно остро проблема ощущается в сегменте импульсных полуавтоматов. Выбор отечественных сварочных материалов, например, таких как проволока сплошного сечения для сварки углеродистых сталей (типа св-08Г2С) довольно широк, но надо тщательно выбирать производителя. Неплохо зарекомендовали себя заводы "СварМонтажСтрой" из Московской области и "Дека" из Ленинградской области. Сергей Валерьевич подчеркивает, что так смело называет заводы не ради рекламы, но по причине многолетнего опыта эксплуатации их продукции.

 

"Более сложные составы – порошковые проволоки, электроды, материалы для высокопрочных и легированных сталей – лучше выбирать импортные, они качественнее. Полностью отсутствуют отечественные проволоки для сварки дуплексных и супердуплексных сталей", – подчеркивает Сергей Пешехонов.

В рабочем процессе / Фото:
В рабочем процессе / Фото: "Белогородская судоверфь", ООО

Динар Газимзянов с "Зеленодольского завода имени А. М. Горького" напоминает, что буквально 5-10 лет назад разрыв в качестве и долговечности между российскими и зарубежными сварочными аппаратами и материалами был довольно велик. С 2014 г. с продвижением в России плана по импортозамещению ситуация понемногу стала меняться: российские компании подтянулись в качестве, стали прислушиваться к судостроительным заводам, и разрыв стал уменьшаться. На данный момент российское оборудование и материалы практически сравнялись по качеству с зарубежными, а в цене так и вообще их побороли. На заводе в основном используется оборудование фирм Kemppi, Lincoln, Miller (зарубежные производители), Alloy, ИТС (отечественные производители).

 

"Первое, на что обращает внимание любой сварщик, – соотношение цены и качества, уровень сервисного обслуживания и доступность расходных материалов. Зарубежные компании ESAB, EWM, Kemppi, Lincoln Electric и другие хорошо зарекомендовали себя, как производители надежного оборудования, но сейчас, конечно, в связи с санкциями есть определенные проблемы с поставками оборудования. Российские производители и поставщики в этом смысле имеют преимущество и сегодня вполне могут составить конкуренцию известным игрокам. Отечественное оборудование более привлекательно по цене при вполне достойном качестве, сервис расположен рядом, а ЗИП не приходится долго ждать", – главный сварщик ПАО "Звезда" Игорь Волков.

Крепкая рука - качественный шов / Фото: ПАО
Крепкая рука - качественный шов / Фото: ПАО "ЗВЕЗДА"

В завершение отметим, что на всех предприятиях периодически тестируется новое оборудование. На "Зеленодольском заводе имени А. М. Горького", например, это аналог сварочного автомата А-1698 от ИТС, а также сварочный аппарат "Скала" от чебоксарской фирмы "Технотрон". ПАО "Звезда" недавно пополнилось сварочным аппаратом отечественного производства с функцией импульсной сварки для работы с алюминием.

 

Какую сварку закупать на производство?

А, вернее, что лучше для судостроения и машиностроения – ручная, полуавтоматическая или роботизированная сварка? В этом вопросе даже спустя три масштабных опроса все сварщики сходятся в едином мнении. Роботизированная сварка возможна только на потоке, например, на заводе по производству автомобилей. Там, где выполняется сварка компонентов сложной конфигурации, например, на производстве больших судовых редукторов ПАО "ЗВЕЗДА", целесообразнее использовать полуавтоматическую сварку, обеспечивающую высокую точность и производительность, но при этом достаточно экономичную.

Ручная сварка (то есть сварка электродом) практически ушла с заводов и применяется обычно для выполнения работ в труднодоступных местах или там, где установка полуавтоматического оборудования невозможна. Также ручной способ сварки отлично подойдет для экстренной подварки и мелких ремонтных работ.

Полуавтоматическая сварка – самый распространенный в судостроении вид сварки. Сварка подсекций, монтажная сварка, сварка на стапелях – везде, где невозможно применить автоматическую сварку, используются полуавтоматы.

"Сварка в судостроении – это большой спектр применяемых методов и способов сварки, а также условий в которых она выполняется. При сварке несложных узлов типа микропанелей в условиях цеха возможна автоматизация с применением роботизированной сварки, а например, при сварке трубопроводов, которые имеют сложную конфигурацию, без ручной сварки не обойтись", – добавляет главный сварщик Балтийского завода Алексей Андреев.

Сварщики - одни из самых терпеливых людей, знающих, знающих как важна их работа / Фото: Балтийский завод
Сварщики - одни из самых терпеливых людей, знающих, знающих как важна их работа / Фото: Балтийский завод

Так, всё-таки, чего ждут сварщики от оборудования?

На Балтийском заводе отмечают следующие характеристики: надёжность, качество изготовления, мобильность, простота и удобство в настройках и управлении. Полностью поддерживает своего коллегу главный сварщик верфи "Эмпериум". Специалист "Зеленодольского завода имени А. М. Горького" добавляет к списку подающий механизм небольшого веса. На машиностроительном предприятии ПАО "ЗВЕЗДА" также обращают внимание на наличие предустановленных программ для различных свариваемых материалов. Главный сварщик Белогородской верфи подсвечивает весьма простую но важную деталь – крепкие колеса. Казалось бы, что это за такая проблема – колеса. Но на деле, если у отличного аппарата хлипкие колесики, то никакой сварщик таскать с собой его даже не станет пробовать, а просто отложит умную технику в сторону, у которой появится реальный шанс превратиться на заводе в бесполезную железяку.

 

Секреты идеального шва от главных сварщиков

"Идеального сварного шва, выполненного ручным способом сварки, можно достигнуть лишь многодневными, упорными тренировками. В целом идеальные швы это удел автоматизированных процессов сварки с применением специализированного сварочного оборудования", – обозначает свою позицию главный сварщик Балтийского завода Алексей Андреев.

 

На взгляд коллеги с верфи "Эмпериум" Алексея Наумова секрет мастерства в первую очередь заключается в соблюдении технологического процесса сварки, усердии, внимательности и желании выполнить свою работу хорошо. 

Главный сварщик "Зеленодольского завода имени А. М. Горького" Динар Газимзянов считает, что идеальный шов может родиться только в идеально подготовленном для этого месте. Секрета как такового нет. Просто на каждом этапе сварки нужно требовать в первую очередь от себя должного уровня подготовки, тогда и шов ответит тебе взаимностью.

Профессионал справится с любым оборудованием / Фото:
Профессионал справится с любым оборудованием / Фото: "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", ОАО

"Тут все просто. Чтобы научиться варить – нужно варить. Ну, и обязательно "включать мозги". Главное – анализировать и учиться на ошибках (своих и чужих), перенимать опыт коллег и так далее. Но все равно, пока сварщик не сварит свой "километр", варить он не научится. Да и "километр" для всех разный: некоторым жизни не хватает, чтобы его преодолеть", – главный сварщик Белогородской судоверфи Сергей Пешехонов.

 

Главный сварщик ПАО "Звезда" Игорь Волков, как и его коллеги, выделяет два ключевых фактора идеального шва. Первый – верная подготовка рабочей поверхности, включающая в себя выполнение фасок под сварку, зачистку околошовной зоны от грязи и окалины, от окисной пленки в случае работы с алюминием и его сплавами, предварительный нагрев и наладка сварочного оборудования. Второй фактор – правильный выбор режимов сварки, ведь перегрев свариваемых деталей может привести к короблению и деформации свариваемой конструкции, а недостаточная температура – к неполному сплавлению.

 

Опыт – сын ошибок трудных

Главный сварщик Балтийского завода обменивается профессиональным опытом с сотрудниками других заводов регулярно, а также вместе со своими подчиненными посещает профильные конференции и выставки, конкурсы профессионального мастерства ОСК. Кстати, в команду он отбирает людей, ориентируясь на их компетентность, желание расти, повышать профессиональной уровень. На взгляд Алексея Александровича, главные качества любого сварщика – любовь к своему делу и готовность выполнять возложенные на него задачи качественно и в срок.

Заместитель директора по подготовке производства ООО "Эмпериум" считает, что обмен опытом со своими коллегами по профессии очень ценен и полезен. Всегда необходимо быть в курсе того, кто как работает: это дает новые знания, которые могут пригодиться в дальнейшей работе. На данный момент сотрудникам предприятия не доводилось принимать участие в конкурсах профессионального мастерства. Но, как только будет такая возможность, они с удовольствием проявят себя. Главные качества профессионального сварщика: трудолюбие, добросовестность, стремление к повышению мастерства.

 

"На нашем предприятии подобран высококвалифицированный персонал. Это касается как инженерного состава, так и непосредственно сварщиков. Для новых сотрудников есть отдельные входные испытания, так как у нас должны работать лучшие", – рассказывает Алексей Наумов.

 

На Белогородской судоверфи пока что не до конкурсов. Да и не всегда конкурс, на взгляд Сергея Пешехонова, говорит о мастерстве, нередко он говорит лишь о том, что конкретно взятый специалист понял, как делать конкретно взятую задачу. Также на разных производствах у сварщиков разные условия и требования, часто идущие вразрез с условиями сварки на конкурсах. Важнейшее качество сварщика – честность. Допустил брак – ни в коем случае нельзя его скрывать. Не можешь исправить – обратись за помощью. Никогда не варить стык, если заранее понятно, что будет брак. Даже если мастер орёт: "Давай, вари!" В команду Белогородской верфи можно попасть, если ты обладаешь соответствующими профессиональными качествами и готов учиться.

На машиностроительном предприятии ПАО "ЗВЕЗДА" регулярно обмениваются опытом с коллегами с других машиностроительных заводов. В конкурсах пока что не участвуют, но в штате работают специалисты высокой квалификации, в том числе с аттестацией Российского морского регистра судоходства. В команду здесь набирают согласно профессиональным навыкам.

Важно не только качественно сварить, но и найти общий язык с коллегами / Фото: ПАО
Важно не только качественно сварить, но и найти общий язык с коллегами / Фото: ПАО "ЗВЕЗДА"

Игорь Волков отмечает, что профессиональный сварщик должен обладать знаниями физических и химических процессов, уметь читать технологическую и конструкторскую документацию. Важны гибкость и хорошая моторика рук, а среди личных качеств – стрессоустойчивость, стремление к профессиональному развитию и постоянному совершенствованию навыков в своей области.

 

"К сожалению, разряд сварщика не всегда определяет его мастерство, особенно это касается выпускников различных училищ, которые выпускаются с корочками сварщиков 4-5 разрядов, а на деле не умеет совершенно ничего. Так же это касается и некоторых бывалых рабочих, которые когда-то получив высокие разряды, застревают в своем развитии и стагнируют. Профессиональный сварщик в первую очередь должен быть любопытным, изучать новые виды сварок, улучшать свои навыки. Важно не останавливаться, потому что сварка это своего рода искусство, в котором застой может привести к краху", – подытоживает главный сварщик "Зеленодольского завода имени А. М. Горького" Динар Газимзянов.

 

В целом касательно соотношения разряд сварщика – его мастерство все участники опроса сошлись на том, что разряд должен соответствовать навыкам специалиста. Бывают исключения, но, как правило, чаще попадаются сварщики невысокой квалификации с высоким разрядом нежели наоборот.

"Звезда", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 362-07-47, +7 (812) 703-00-70
"Эмпериум", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 602-11-25
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Зеленодольский завод имени А.М. Горького", АО Зеленодольск
+7(84371) 2-12-75
"НПП Технотрон", ООО Чебоксары
+7(8352)58-53-50, +7(8352)45-40-70, +7(8352)45-60-01
"Белогородская судоверфь", ООО Белый Городок
+7(495) 796-00-57, +7 (48236) 7-33-17; +7 (48236) 7-32-72



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости