Секреты электрокатамарана "Белояр" от разработчика

В начале октября на ярославской судостроительной верфи "Паритет-Центр" спустили на воду катамаран "Белояр" – один из самых ожидаемых проектов электросудна Looker 1100H. Беседуем на эту и другие темы с совладельцем ГК "Паритет" Александром Лукьяновым.
Совладелец ГК "Паритет" Александр Лукьянов / Фото: ГК
Совладелец ГК "Паритет" Александр Лукьянов / Фото: ГК "Паритет"

– Начнем с нестандартного вопроса. Говорят, что судно проекта Looker 1100H как-то раз вам приснилось, и тогда вы уже начали его строительство. Правда ли это?

 

– История с приснившимся судном действительно есть, но она не про Looker 1100H. Этот катамаран – итог 23 лет работы и сумма нашего опыта и пожеланий заказчика. А приснился мне в 2000 г. катамаран Ellips. Какое-то время судно можно было наблюдать курсирующим между "Медным всадником" и крейсером "Аврора".

Фото: ГК
Проект Looker 1100H / Фото: ГК "Паритет"

– По большей части вы строили суда на экспорт. Почему решили выйти на российский рынок в итоге?

 

– Действительно, как-то так сложилось, что мы сразу начали работать на зарубежного заказчика. Поставляли суда практически во все страны мира, во все моря, океаны и только пару лет назад серьезно взялись за Россию. К работе нас привлек Минпромторг РФ. Задача – строительство электросудов. Выбрали нас, потому что у компании к этому времени был релевантный опыт. Параллельно с нами Минпромторг обратился в "НПК МСА". Цель – посмотреть, у кого и что получится, создать конкурентное поле для развития. 

Фото: ГК
Проект Looker 1100H  / Фото: ГК "Паритет"

– "ВодоходЪ" сам заказал вам Looker 1100H или вы искали заказчика?

 

– Поначалу Минпромторг предложил нам заняться опытно-конструкторской работой (ОКР), и мы даже выиграли конкурс, и готовились уже получить финансирование. Но потом нам нашли заказчика по линии лизинга. Меня лично рекомендовали Виктору Александровичу Олерскому. Так и начали работать.

 

– Вскоре, получается, "ВодоходЪ" будет владеть несколькими катамаранами разной разработки?

 

– И у компании "ВодоходЪ" появится возможность сравнить эти суда.

Фото: ГК
Проект Looker 1100H / Фото: ГК "Паритет"

– Ваши суда славятся дизайном. Расскажите об этом подробнее.

 

– Все наши суда имеют уникальный дизайн, так сказать, индивидуальный почерк и приближаются по уровню комфорта к яхтам. В этом была и остается наша философия: дать ощущение пребывания на яхте. Если честно, мы всегда были не согласны с подходом в стиле "вода все стерпит", главное, чтобы ходовые качества были на уровне, билет недорого стоил, и можно было побольше пассажиров разместить. Поэтому мы начинали с небольших судов 5 м, потом 9, 11, 12, 13, 17 м. Но в какой-то момент сами клиенты стали просить что-то побольше, потому что наш дизайн хорошо продает билеты. И вот недавно мы добрались до 32 м.

 

Добавлю, что нам важно подарить людям возможность пройтись на красивом судне, окунуться в мечту. И, поверьте мне, за эту возможность люди на самом деле заплатят больше. Собственно, так и родился проект Looker 1100H.

Фото: ГК
Проект Looker 1100H / Фото: ГК "Паритет"

– Дизайн – это хорошо. Но есть ли смысл за него переплачивать, ведь разработка с учетом такого подхода будет существенно дороже?

 

– Конечно, есть. Красивое и комфортабельное судно позволяет продавать билеты на треть дороже по сравнению с утилитарным одноклассником, при этом коэффициент загрузки также выше и близок к максимуму, и это утверждение подтверждается коммерческой практикой. С другой стороны, создавая типовые, упрощенные проекты, мы просто убиваем мечту о море, о воде, как для судостроителей, так и для пассажиров.

Фото: ГК
Проект Looker 1100H / Фото: ГК "Паритет"

– Раскроете секрет, как вам удалось сделать такой ровный корпус?

 

– Это предмет отдельной гордости. Нам удалось освоить методы сквозного цифрового проектирования. Сперва мы разработали модель в 3D Max, потом конвертировали в более серьезную программу, которая позволяет заниматься формой, и отрегулировали систему припусков. Получилось так, что лазерный раскрой позволил нам практически без отклонений сделать миллиметр в миллиметр то, что было на компьютере. В итоге корпус вышел на 5 тонн легче проектного, так как мы его сделали практически без шпаклевки и с использованием марки металла АМГ1561. И, да, секреты есть, но они останутся секретами.

Фото: ГК
Проект Looker 1100H, салон / Фото: ГК "Паритет"

– Кто участвовал в разработке проекта Looker 1100H, и сколько на это ушло времени?

 

– Наша компания, а также привлекали ООО "Си Тех". AN Marine Consulting по моему техническому заданию для семейства катамаранов проработал обводы. Разработка катамарана велась около двух лет. Строили судно параллельно с проектированием также два года.

 

– Какой процент импортозамещения на судне?

 

– Порядка 85% оборудования на судне – отечественное. На заказе установлены два российских двигателя по 600 кВт производства концерна "Русэлпром". Кресла в салоне нашего производства, капитанское – тоже. То есть мы их прямо на нашей верфи производили. Из зарубежного (китайского) – литий-ионные ячейки (сборку батарей делали сами). 

Фото: ГК
Проект Looker 1100H, рубка / Фото: ГК "Паритет"

– Знаете, сколько будет стоить билет на катамаран "Белояр"?

 

– Около 1500 рублей за часовую поездку. На воду он, по информации имеющейся на сайте "ВодоходЪ", выйдет в 2024 г. и далее будет выходить на ежедневные прогулочные и экскурсионные рейсы от речного вокзала Ярославля (* Также планируются экскурсионные рейсы до Толгского монастыря – ред.). Всего для Ярославской области хотят построить четыре таких катамарана. При этом одно будет чисто электрическое, которое мы уже спустили, два последующих – на гибридном двигателе, и еще одно на дизельном. Кстати, как только мы меняем источник энергии на солярку, судно сразу может выходить на скорость до 50 км/ч и приобретает High Speed Craft класс.

 

– Почему катамарану дали имя "Белояр"?

 

– Первая версия: в славянской традиции белый – это символ чистоты и красоты, а "Яр" – взято от – Ярославль. Вторая версия – катамаран был назван в честь князя Буса Белояра. Выбирайте, какая вам больше нравится.

 

– Что ждет "Белояр" после спуска?

 

– Мы вчера закончили ходовые испытания, а в ноябре передаем судно компании "ВодоходЪ". Но если они решат хранить катамаран у нас до следующего года, то он пока что будет дислоцироваться здесь.

 

– Расскажите, сколько человек сейчас работает на верфи, какие планы?

 

– Сегодня у нас работает около 80 человек. Планируем потихоньку расширяться, тем более есть потенциал и реальные планы утроения производственных площадей. Мы серьезно готовимся к поточному, конвейерному производству катамаранов типа Looker 1100, так как уже сейчас видим высокий интерес к этим судам как в России, так и за рубежом. Цель на ближайшее время выйти на темп: 5-6 таких судов в год. 

Фото: ГК
Проект Looker 1100H  / Фото: ГК "Паритет"

– Несколько коротких вопросов в завершение интервью. Если к вам обратятся, готовы по чужому проекту что-то строить?

 

– Ситуация скорее обратная: мы вряд ли успеем удовлетворить спрос на пассажирские суда по нашим проектам и вероятно придется искать дополнительные мощности на других судостроительных объектах.

 

– Чем еще занимается ваша судостроительная верфь?

 

Фото: ГК
Проект: LOOKER 370, фото: ГК "Паритет"

– Мы до сих пор успешно выпускаем быстроходные пассажирские суда на подводных крыльях типов Looker 370, Looker 440 с пассажировместимостью до 20 человек для наших многочисленных клиентов как в России, так и за рубежом (выпущено более 100 штук). Кроме того, мы сейчас заканчиваем проект быстроходного катамарана на подводных крыльях с пассажировместимостью 82 человека и скоростью 35 узлов с тем, чтобы занять нишу между "Валдаями" и "Метеорами", так как мы считаем, что для таких судов есть серьезный неосвоенный потенциал на российском рынке. 

 

– Спасибо за содержательную беседу. Будем следить за вашими проектами.

 

– Большое спасибо за проявленные интерес.

 

Беседовала Виктория Корабеловна

КАТЕР
КАТЕР
КАТЕР
КАТЕР
катер
катер
катер
катер
показ
вода
КАТЕР
РУЛЬ
Паритет Белояр Looker 110h
Совладелец ГК
ТТХ проекта LOOKER 1100
Длина габаритная (м)32,3
Ширина габаритная (м)9,90
Высота борта (м)4,09
Осадка судна (м)1,4
Скорость (уз)20
"Виктория Корабеловна", INC.
Санкт-Петербург
+7(921)912-03-73
"Паритет-Центр", ООО Ярославль
+7(485)279-59-03



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости