– Начнем с нестандартного вопроса. Говорят, что судно проекта Looker 1100H как-то раз вам приснилось, и тогда вы уже начали его строительство. Правда ли это?
– История с приснившимся судном действительно есть, но она не про Looker 1100H. Этот катамаран – итог 23 лет работы и сумма нашего опыта и пожеланий заказчика. А приснился мне в 2000 г. катамаран Ellips. Какое-то время судно можно было наблюдать курсирующим между "Медным всадником" и крейсером "Аврора".
– По большей части вы строили суда на экспорт. Почему решили выйти на российский рынок в итоге?
– Действительно, как-то так сложилось, что мы сразу начали работать на зарубежного заказчика. Поставляли суда практически во все страны мира, во все моря, океаны и только пару лет назад серьезно взялись за Россию. К работе нас привлек Минпромторг РФ. Задача – строительство электросудов. Выбрали нас, потому что у компании к этому времени был релевантный опыт. Параллельно с нами Минпромторг обратился в "НПК МСА". Цель – посмотреть, у кого и что получится, создать конкурентное поле для развития.
– "ВодоходЪ" сам заказал вам Looker 1100H или вы искали заказчика?
– Поначалу Минпромторг предложил нам заняться опытно-конструкторской работой (ОКР), и мы даже выиграли конкурс, и готовились уже получить финансирование. Но потом нам нашли заказчика по линии лизинга. Меня лично рекомендовали Виктору Александровичу Олерскому. Так и начали работать.
– Вскоре, получается, "ВодоходЪ" будет владеть несколькими катамаранами разной разработки?
– И у компании "ВодоходЪ" появится возможность сравнить эти суда.
– Ваши суда славятся дизайном. Расскажите об этом подробнее.
– Все наши суда имеют уникальный дизайн, так сказать, индивидуальный почерк и приближаются по уровню комфорта к яхтам. В этом была и остается наша философия: дать ощущение пребывания на яхте. Если честно, мы всегда были не согласны с подходом в стиле "вода все стерпит", главное, чтобы ходовые качества были на уровне, билет недорого стоил, и можно было побольше пассажиров разместить. Поэтому мы начинали с небольших судов 5 м, потом 9, 11, 12, 13, 17 м. Но в какой-то момент сами клиенты стали просить что-то побольше, потому что наш дизайн хорошо продает билеты. И вот недавно мы добрались до 32 м.
Добавлю, что нам важно подарить людям возможность пройтись на красивом судне, окунуться в мечту. И, поверьте мне, за эту возможность люди на самом деле заплатят больше. Собственно, так и родился проект Looker 1100H.
– Дизайн – это хорошо. Но есть ли смысл за него переплачивать, ведь разработка с учетом такого подхода будет существенно дороже?
– Конечно, есть. Красивое и комфортабельное судно позволяет продавать билеты на треть дороже по сравнению с утилитарным одноклассником, при этом коэффициент загрузки также выше и близок к максимуму, и это утверждение подтверждается коммерческой практикой. С другой стороны, создавая типовые, упрощенные проекты, мы просто убиваем мечту о море, о воде, как для судостроителей, так и для пассажиров.
– Раскроете секрет, как вам удалось сделать такой ровный корпус?
– Это предмет отдельной гордости. Нам удалось освоить методы сквозного цифрового проектирования. Сперва мы разработали модель в 3D Max, потом конвертировали в более серьезную программу, которая позволяет заниматься формой, и отрегулировали систему припусков. Получилось так, что лазерный раскрой позволил нам практически без отклонений сделать миллиметр в миллиметр то, что было на компьютере. В итоге корпус вышел на 5 тонн легче проектного, так как мы его сделали практически без шпаклевки и с использованием марки металла АМГ1561. И, да, секреты есть, но они останутся секретами.
– Кто участвовал в разработке проекта Looker 1100H, и сколько на это ушло времени?
– Наша компания, а также привлекали ООО "Си Тех". AN Marine Consulting по моему техническому заданию для семейства катамаранов проработал обводы. Разработка катамарана велась около двух лет. Строили судно параллельно с проектированием также два года.
– Какой процент импортозамещения на судне?
– Порядка 85% оборудования на судне – отечественное. На заказе установлены два российских двигателя по 600 кВт производства концерна "Русэлпром". Кресла в салоне нашего производства, капитанское – тоже. То есть мы их прямо на нашей верфи производили. Из зарубежного (китайского) – литий-ионные ячейки (сборку батарей делали сами).
– Знаете, сколько будет стоить билет на катамаран "Белояр"?
– Около 1500 рублей за часовую поездку. На воду он, по информации имеющейся на сайте "ВодоходЪ", выйдет в 2024 г. и далее будет выходить на ежедневные прогулочные и экскурсионные рейсы от речного вокзала Ярославля (* Также планируются экскурсионные рейсы до Толгского монастыря – ред.). Всего для Ярославской области хотят построить четыре таких катамарана. При этом одно будет чисто электрическое, которое мы уже спустили, два последующих – на гибридном двигателе, и еще одно на дизельном. Кстати, как только мы меняем источник энергии на солярку, судно сразу может выходить на скорость до 50 км/ч и приобретает High Speed Craft класс.
– Почему катамарану дали имя "Белояр"?
– Первая версия: в славянской традиции белый – это символ чистоты и красоты, а "Яр" – взято от – Ярославль. Вторая версия – катамаран был назван в честь князя Буса Белояра. Выбирайте, какая вам больше нравится.
– Что ждет "Белояр" после спуска?
– Мы вчера закончили ходовые испытания, а в ноябре передаем судно компании "ВодоходЪ". Но если они решат хранить катамаран у нас до следующего года, то он пока что будет дислоцироваться здесь.
– Расскажите, сколько человек сейчас работает на верфи, какие планы?
– Сегодня у нас работает около 80 человек. Планируем потихоньку расширяться, тем более есть потенциал и реальные планы утроения производственных площадей. Мы серьезно готовимся к поточному, конвейерному производству катамаранов типа Looker 1100, так как уже сейчас видим высокий интерес к этим судам как в России, так и за рубежом. Цель на ближайшее время выйти на темп: 5-6 таких судов в год.
– Несколько коротких вопросов в завершение интервью. Если к вам обратятся, готовы по чужому проекту что-то строить?
– Ситуация скорее обратная: мы вряд ли успеем удовлетворить спрос на пассажирские суда по нашим проектам и вероятно придется искать дополнительные мощности на других судостроительных объектах.
– Чем еще занимается ваша судостроительная верфь?
– Мы до сих пор успешно выпускаем быстроходные пассажирские суда на подводных крыльях типов Looker 370, Looker 440 с пассажировместимостью до 20 человек для наших многочисленных клиентов как в России, так и за рубежом (выпущено более 100 штук). Кроме того, мы сейчас заканчиваем проект быстроходного катамарана на подводных крыльях с пассажировместимостью 82 человека и скоростью 35 узлов с тем, чтобы занять нишу между "Валдаями" и "Метеорами", так как мы считаем, что для таких судов есть серьезный неосвоенный потенциал на российском рынке.
– Спасибо за содержательную беседу. Будем следить за вашими проектами.
– Большое спасибо за проявленные интерес.
Беседовала Виктория Корабеловна