Секреты дальневосточного мастерства от главных сварщиков, Часть третья

В третьем выпуске мы отправимся на Дальний Восток. Стоит ли ожидать принципиально иного подхода к решению задачи создания качественного сварного шва? Конечно... да! И пусть ГОСТы остаются неизменны, мы знаем, что у каждого сварщика свои секреты мастерства.

В этом обзоре примут участие главные сварщики следующих заводов Дальнего Востока: Амурского судостроительного завода и "Восточной верфи" (входят в ОСК), "Дальзавода", "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода", "Находкинского судоремонтного завода", ССК "Звезда".

 

Дальний Восток выбирает

 

Начнём наш обзор с самого главного – сварочных аппаратов. Какую технику предпочитают корабелы Дальнего Востока?

 

Главный сварщик Амурского судостроительного завода Владислав Бажин делает выбор в пользу отечественного сварочного оборудования. Как отмечает он в своём ответе, Амурский судостроительный завод регулярно изготавливает заказы для Военно-морского флота России, именно поэтому предприятие изначально было ориентировано на российское оборудование, хотя есть и зарубежные аппараты. Но со временем по мере износа будет заменено и оно.

Мастерство рождается из количества повторений / Фото: ССК
Мастерство рождается из количества повторений / Фото: ССК "Звезда"

"Если раньше отечественные аппараты уступали по функционалу и качеству зарубежным, то на сегодняшний день они ничуть не хуже. Раз за разом данное утверждение подтверждается при тестировании предоставленного оборудования российскими производителями. Внедрены как технологии дистанционного переключения программ сварки, удалённого контроля режимов сварки, так и прочие технические решения, улучшающие процесс сварки. При этом мы, конечно, всегда смотрим на наличие собственного производства полного цикла у поставщика и на то, планируют ли они длительную поддержку выпуска ЗИП", – добавляет Владислав Бажин.

 

"Дальзавод" в 2023 г. заменил сварочное оборудование иностранных производителей на отечественных поставщиков с обязательным условием обеспечения ЗИП, а также подменного фонда на время ремонта.

 

На "Восточной верфи" по большей части используется сварочное оборудование KEMPPI и ESAB, но есть российские аппараты фирм Сварог, Аврора и Alloy.

 

"На сегодняшний день большая часть сварочного оборудования, используемого для сварки корпусных конструкций, имеет значительный срок эксплуатации и износа (70-90 %). На данный момент уже начата плановая закупка (переоснащение) сварочного оборудования, которое в ближайшие месяц-два поступит на завод", – отвечает главный сварщик "Восточной верфи" Сергей Фёдоров.
 

Также на его взгляд зарубежные сварочные аппараты всё ещё лучше, чем российские, однако нельзя не отметить отечественных производителей сварочного оборудования, которые в последнее время стали отвечать высоким заводским требованиям. Это такие марки как Alloy и КЕДР.


Схожей техникой пользуются на "Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе", а именно, ручной, полуавтоматической и автоматической сваркой KEMPPI и КЕДР. В ближайшее время замена сварочного оборудования другим производителем не планируется, так как с ЗИП проблем не возникает.

Терпение, сосредоточенность, включенность... / Фото: Амурский судостроительный завод
Терпение, сосредоточенность, включенность... / Фото: Амурский судостроительный завод

"Лучшим сварочным оборудованием на мой взгляд до сих пор остаётся продукция Lincoln Electric, KEMPPI, EWM и ESAB, так как у них наиболее качественные платы управления программным обеспечением, подающие механизмы (для полуавтоматической сварки) и расходный материал. Лучшие сварочные материалы фирм ESAB, Kiswel, Hyundai welding. У материалов данных производителей "стабильный" химический состав, позволяющий проводить качественную сварку металла", – рассказывает начальник судостроительного производства "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода" Евгений Зырянов.

 

На производстве "Находкинского судоремонтного завода" (НСРЗ) преобладают сварочные аппараты полуавтоматической сварки марки KEMPPI различных модификаций и годов выпуска, пополнение которых происходит регулярно. При этом на взгляд главного сварщика НСРЗ Петра Орехова большим плюсом отечественных аппаратов и материалов является цена и доступность. И пусть отечественные компании пока что не дошли до уровня производителей мировых брендов, но приблизились к нему, при данной динамике роста качества и надёжности это лишь вопрос времени. Сварочные материалы всё-таки ещё далеки от импортных аналогов по многим номенклатурным позициям.

 

В завершение главы добавим несколько слов о ЗИП. Всё-таки санкции влияют на наличие запасных частей для иностранного оборудования, даже если завод продолжает им пользоваться. Так, например, частично исчезли расходники у поставщиков к сварочным аппаратам фирмы ESAB, схожая ситуация с другими марками, хотя и всегда можно найти аналог. И, конечно, санкции дают карт-бланш российским производителям. Другой вопрос – кто и как использует данную ситуацию.
 

От оборудование качество сварки тоже зависит / Фото:
От оборудование качество сварки тоже зависит / Фото: "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод"

Также отметим, что все заводы, принявшие участие в обзоре, продолжают тестировать новое сварочное оборудование, а вернее было бы сказать, что его производители сами в инициативном порядке предлагают на апробацию свежие решения. И это положительная тенденция, ведь среди таких производителей немало именно отечественных компаний.

 

"Тестируем новое оборудование регулярно, как произведённое в России, так и за рубежом. Причём отечественные образцы зачастую имеют либо схожие с зарубежными, либо лучшие характеристики", – подытожил главный сварщик, начальник отдела главного сварщика ССК "Звезда" Александр Коробейников.
 

О, сэнсей, раскрой свои секреты


Начнём эту главу с небольшой шутки. А мастер (то есть главный сварщик) ему и отвечает: "Никакого секрета здесь нет, а есть ГОСТ, годы мастерства и грамотный наставник". Так ли это на самом деле?

 

"Главное – практическая подготовка сварщика (его квалификация и опыт), соблюдение технологических процессов и, конечно же, отношение сварщика к делу. Но при этом не мало внимания требуется уделить качеству подготовки сварочных и основных материалов. Так как нет возможности исключить человеческий фактор, остаётся только стремиться к совершенству", – делится своей мудростью главный сварщик Амурского судостроительного завода Владислав Бажин.

 

Коллега из "Дальзавода", главный сварщик – начальник сварочной лаборатории Алексей Тарасов секрет идеального шва в первую очередь видит в наличии идеального сварщика, а, соответственно, в его мастерстве, ведь профессионал должен обладать целым набором особых личных качеств и сверхумений, знать и любить свою профессию. Именно поэтому идеальному сварщику нужны: терпение, выносливость, умение концентрироваться и даже шестое чувство – чувство металла, а если по-научному, то он обязан знать металлургию сварочного процесса. Идеальному сварщику нужно постоянно совершенствоваться: варить и варить разные швы, детали, металлы и осваивать разные виды сварки и оборудования.


"Ну, и во вторую очередь, бесспорно, как уже писали мои коллеги, это – качественные материалы, оборудование и строгое соблюдение требований технологии", – завершает мысль Алексей Тарасов.
 

Даже роботизированная сварка требует присмотра / Фото: ССК
Даже роботизированная сварка требует присмотра / Фото: ССК "Звезда"

Главный сварщик "Восточной верфи" Сергей Фёдоров считает, что идеального шва не существует, а правильно говорить о соответствии всем предъявляемым требованиям и стандартам. Для получения необходимого сварного соединения нужно соблюсти несколько факторов, таких как использование качественного оборудования, материалов (металлопрокат, электроды, сварочная проволока, защитный газ, флюс и т.д.). Не менее важными являются условия хранения этих материалов и их подготовка перед сваркой. Также к этому всему требуется и соответствующего уровня сварщик. Если все условия будут выполнены, то и сварочное соединение всегда будет качественным.
 

"Настоящий профессионал может на любом сварочном оборудовании достойно сварить изделие. Но чтобы достичь такого уровня, сварщику необходимо работать не только в "зоне комфорта". Он должен оттачивать своё мастерство, экспериментировать со сварочным оборудованием, материалом и, самое главное, с самой технологией сварки", – развивает мысль начальник судостроительного производства "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода" Евгений Зырянов.


Главный сварщик НСРЗ Пётр Орехов в своём ответе в первую очередь обращает внимание на ГОСТы, умение сварщика понимать карту технологического процесса.
 

Сварил – проверь / Фото:
Сварил – проверь / Фото: "Восточная верфь"

"Идеальный шов достигается благодаря необычайной внимательности сварщика, потому что "сварщик варит не руками, а глазами": он следит за швом, подмечает дефекты и сразу же их устраняет. Должно быть своеобразное чутье – этому не учат, оно приходит само, с опытом. И у кого это чутье есть, у тех получаются замечательные швы", – с жаром характеризует суть профессии главный сварщик, начальник отдела главного сварщика ССК "Звезда" Александр Коробейников.

 

Но в каком режиме и при помощи какого вида сварки выполнять ту или иную работу?
 

Дальневосточные сварщики отвечают так же, как и специалисты из других регионов. Ручная в основном годится для каких-то единичных задач: прихваток, сварки в труднодоступных местах, на НСРЗ, например, РДС (ручная дуговая сварка) используется для корпусных работ на открытых площадках, где нет возможности оградить зону сварки от воздействия ветра. Полуавтоматическая сварка – та самая, что нашла широкое применение на судостроительном производстве, так как, отмечает главный сварщик Амурского судостроительного завода, совмещает в себе простоту и производительность. Роботизированная сварка в судостроении используется исключительно редко, так как она применима там, где есть большая серия однотипных изделий. При этом на "Дальзаводе", к слову, иногда используется синхронизированный с лазером робот для выполнения эксклюзивных наплавок в местах, где другая сварка невозможна.
 

Мастера должны передавать знания и оттачивать сварочную дугу

 

А ещё делиться древними техниками настройки оборудования и варки стали. А если серьёзно, то все специалисты, принявшие участие в беседе по теме сварки, отметили, что обмениваются опытом со своими коллегами с других предприятий.
 

Так, сварщики Амурского судостроительного завода кроме посещения ежегодных советов главных сварщиков, организуемых ОСК, поддерживают связь с коллегами как для решения вопросов в производстве, так и для обмена опытом. На "Дальзаводе" тоже не отстают и активно коммуницируют с большинством главных сварщиков судостроительных и судоремонтных заводов Приморского края, а в июне этого года дальневосточные корабелы посетили "Севмаш" для обмена опытом по сварке титана, в связи с чем выражают огромную благодарность заместителю главного сварщика "Севмаша" Алексею Батурину за предоставленную помощь и литературу.
 

Сварщик должен уметь варить в любом положении / Фото:
Сварщик должен уметь варить в любом положении / Фото: "Дальзавод"

Сотрудники "Восточной верфи" также делятся опытом и перенимают его у коллег с других производств. Не отстают от остальных сварщики "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода". Они ежегодно посещают заводы других предприятий и Дальневосточный федеральный университет, чтобы обменяться опытом в сварочном производстве, а также помогают проводить лекции для будущих инженеров. Той же политики придерживаются на НСРЗ и ССК "Звезда".
 

А вот что главные сварщики говорят о профессиональных конкурсах:
 

"Я, как и мои подчинённые, полностью вкладываемся в подготовку сварщиков к подобным конкурсам. Как показывает результат – не зря. Я и сам не раз участвовал в конкурсах профессионального мастерства. Это и получение новых знаний, и обмен опытом, и возможность посмотреть на других специалистов", – рассуждает главный сварщик Амурского судостроительного завода Владислав Бажин.
 

Главный сварщик – начальник сварочной лаборатории Алексей Тарасов отметил, что их предприятие участвует в ежегодном внутризаводском конкурсе "Лучший по профессии". Специалисты "Восточной верфи" пока что только готовятся принять участие в каком-нибудь профессиональном конкурсе. 
 

Сотрудники "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода" в 2024 г. посетили презентацию-обучение по новинкам сварочного оборудования компании КЕДР и приняли участие в Первом дальневосточном саммите "КЕДР 2023". На предприятии проводят собственный конкурс на звание лучшего сварщика. Победители получают денежное вознаграждение, а участники поощрительные призы.
 

Не забывают принимать участие в конкурсах профессионального мастерства сотрудники НСРЗ. Пётр Орехов лично следит за тем, чтобы его подчинённые показывали "класс".
 

Каждый год проводится конкурс "Лучший по профессии" на ССК "Звезда", где, в том числе, определяется лучший сварщик. В нём традиционно принимают участие несколько десятков человек. Конкурс обычно состоит из двух этапов: теоретического и практического. На первом этапе специалисты демонстрируют свои теоретические познания, на втором – практическое мастерство. Причём задания берутся из реальных рабочих ситуаций, когда, например, требуется сварить сложный узел танкера.
 

"Также на базе Дальневосточного судостроительного колледжа наши ребята принимали участие в открытых региональных чемпионатах Приморского края "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)", – заключает главный сварщик, начальник отдела главного сварщика ССК "Звезда" Александр Коробейников.
 

Что ищешь ты в оборудовании своём, мастер?
 

На Амурском судостроительном заводе считают, что сварочные аппараты должны иметь несколько специализированных режимов (импульс, регулировки частот и т.д.), быть простыми в настройки режимов, безотказными и удобными; как горелки так и подающие механизмы. Корабелы "Дальзавода" ждут от производителей эргономики, удобства настроек и стабильность сварочной дуги. Сварщики "Восточной верфи" добавляют к этому списку стабильность и способность выполнять поставленные задачи.
 

"Самое главное, что нам нужно, – качественная сборка и надёжные микросхемы, которые отвечают за стабильную и плавную сварку. Но, к сожалению, не все производители используют микросхемы должного уровня. Прежде всего, это связано с высокой ценой. Также мы обращаем внимание на компактность и мобильность сварочного оборудования. На данный момент, компания КЕДР прислушалась к нашим замечаниям и рекомендациям и выпустила компактные подающие механизмы для полуавтоматической сварки. Данные образцы предприятие протестировало и закупило новые аппараты для своего производства", – повествует начальник судостроительного производства "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода" Евгений Зырянов.

 

На НСРЗ обращают внимание на то, что стабильность и надёжность оборудования нужна не просто так, а по весьма весомой причине: ремонт или замена сварочного аппарата – потеря рабочего времени. Специалист ССК "Звезда" присоединяется к коллегам и отмечает, что со сварочным аппаратом должно быть удобно работать в самых труднодоступных местах.

 

Скажи мне, кто ты – воин?

 

В этой заключительной главе вновь обратимся к теме профессиональных и личных качеств, определяющих возможность конкретно взятого специалиста быть сварщиком.
 

Мастерство рождается из количества повторений / Фото: ССК
Мастерство рождается из количества повторений / Фото: ССК "Звезда"

Начнём, как обычно, с Амурского судостроительного завода. Владислав Бажин считает, что сварщик должен быть ответственным, физически выносливым, с хорошей координацией, обучаемым. В свою команду набирает по принципу: образование плюс желание работать. Опыт приветствуется. Так как в городе присутствует нехватка кадров, Амурский судостроительный завод старается привязывать практикантов к производственным местам и сразу к опытным наставникам, чтобы на выходе получались готовые сотрудники. При необходимости направляют молодого специалиста в школу сварщиков. На взгляд главного сварщика предприятия разряд не всегда определяет мастерство, но должен.

 

Главный сварщик с "Дальзавода" видит в профессии выносливых, умелых людей, и, как мы уже отмечали, на его взгляд у них должно быть буквально шестое чувство – научное и интуитивное понимание технологии сварки. В коллектив готов брать людей грамотных и активных, с "искоркой в глазах и поступках", влюблённых в своё дело, стремящихся постоянно обучаться, набираться опыта и совершенствоваться в своей профессии.
 

"Каждый сварщик стремится соответствовать своему разряду и повысить его", – подмечает главный сварщик – начальник сварочной лаборатории Алексей Тарасов.
 

На "Восточной верфи" характеризуют сварщика, как бесстрашного, способного работать и на высоте, и в замкнутом пространстве "воина". Этот специалист должен быть внимательным, выносливым, эмоционально устойчивым, с развитой мелкой моторикой и гибким телом. Главный сварщик "Восточной верфи" отбирает в команду по наличию высшего специального (профильного) образования, квалификации и опыту работы. Успешное прохождение теоретического и практического экзамена – обязательно. Разряд, на его взгляд, должен присваиваться по результатам прохождения теоретического и практического экзамена. Чем выше мастерство, тем сложнее задание на экзамене и выше разряд.
 

Начальник судостроительного производства "Ливадийского ремонтно-судостроительного завода" Евгений Зырянов ищет ответственных сотрудников, образованных, но понять, что он из себя представляет, можно только после собеседования и тестирования. Документы, конечно, важны, но их потребуется подтвердить.
 

"На данный момент разряд сварщика не определяет его квалификацию. Бывали случаи, когда сварщики с высоким разрядом приходили на тестирование перед трудоустройством и не могли выполнить работу соответственно своему разряду", – добавляет он.
 

Современный сварщик должен уметь настраивать технику / Фото: НСРЗ
Современный сварщик должен уметь настраивать технику / Фото: НСРЗ

По мнению главного сварщика НСРЗ Петра Орехова профессионал в первую очередь должен обладать именно профессиональными навыками и качествами, что достигается только с опытом. При отборе на работу приветствуется исполнительность, квалификация, умение работать в команде, рекомендации. Определяет ли разряд сварщика его мастерство?
 

"Да, ведь без разрядной градации невозможно определить уровень квалификации. По крайней мере на нашем предприятии все вновь трудоустроившиеся сварщики проходят внутреннюю аттестацию, где проверяется соответствие заявленному разряду по внутренним критериям. Во время работы сварщикам, зарекомендовавшим себя, аттестационная комиссия может повысить разряд или отправить специалиста на переаттестацию", – отвечает на вопрос Пётр Орехов.
 

Наконец, главный сварщик, начальник отдела главного сварщика ССК "Звезда" Александр Коробейников считает наиболее важными качествами любого сварщика – умение мыслить и готовность обучаться и развиваться.
 

"На сегодняшний день высококвалифицированный сварщик должен уметь настраивать оборудование, понимать принципы его работы и разбираться во всех сферах своей профессии. Уметь вовремя сориентироваться и решить проблему, если она возникает, а также постоянно повышать своё мастерство", – подытоживает главный сварщик ССК "Звезда" Александр Коробейников.

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Судостроительный комплекс "Звезда", ООО
Большой Камень
+7(42335) 4-11-75, +7 (42335) 4-00-00
"Восточная верфь", АО Владивосток
+7(423)265-88-10, +7(423)260-15-50
"Ливадийский ремонтно-судостроительный завод", ООО Находка
+7 (4236) 65-05-22, +7 (4236) 65-28-58
"Находкинский судоремонтный завод", АО Находка
+7(4236)62-20-00
"Центр судоремонта "Дальзавод", АО Владивосток
+7 (423) 260-60-67



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости