КМЗ, как иногда называют кронштадтский завод, – это история. Основанное в 1858 г., предприятие
отремонтировало более 10 000 кораблей и судов, среди которых первые российские броненосцы, миноносец "Взрыв", крейсеры "Аврора" и "Варяг", линкоры "Севастополь", "Октябрьская революция", эсминцы типа "Новик", подводные лодки, ледоколы "Ермак", "Красин", а теперь к этому внушительному списку присоединится и первая атомная подводная лодка СССР (третья в мире) проекта К-3. И пусть "Ленинскому Комсомолу" уже не доведется погрузиться под воду, его вечная служба продлится на "Острове фортов", где субмарина будет выставлена в виде экспоната.
Как прошла наша поездка на Кронштадтский морской завод на этот раз?
Хочется сказать, что посещение КМЗ – всегда удовольствие и радость. Чего только стоит вид, открывающийся с дамбы. На проходной Корабел.ру встретили, как старых друзей. Тяжелая коробка с журналами была отправлена по адресу, и, уверены, тут же начала расходиться по заводу, а наша команда отправилась в сторону той самой, исторической субмарины.
Пока по дороге рассуждали на тему судостроения, работы во время санкционного давления, выяснилось, что с заказами на предприятии все хорошо. Кстати, неподалеку от К-3 был замечен еще один "старый товарищ", с которым Корабел.ру знаком лично, – ледокол "Капитан Сорокин". На ремонте.
А еще мы выяснили, что среди прочих социальных благ, работники Кронштадтского морского завода питаются бесплатно. Предваряя возможные вопросы, заранее говорим, что это действительно важно. Ведь выбрать свое предприятие для работы – дело серьезное. Но об этом потом, а сейчас перейдем непосредственно к К-3.
Атомная подводная лодка встретила нас пусть и еще неполностью готовая, но вполне в приличном виде. Леса, кстати, которые вы можете, дорогие читатели, наблюдать вокруг нее, потихоньку уже начали убирать, а 10 июня корабль сперва уйдет из Кронштадта, а потом проследует в Выборг, где будет разделен на две части и в таком виде уже отправится в порт "Моби Дик", а там и до "Острова фортов" не много времени останется.
Изображение, взятое с официального сайта, посвященного истории города и парку "Остров фортов" / кронштадт.рф |
Чем занимаются с субмариной в Кронштадте?
Здесь занимаются восстановлением легкого корпуса и монтажом опорных блоков, на которых АПЛ будет стоять. Также необходимо окрасить судно. Кстати, краска будет использована полностью отечественная. И хотя, казалось бы, ничего особенного в ремонте подводной лодки не предвещалось и не предвещается, так как ею занимается опытный строитель кораблей Сергей Сушинин, задачки все-таки попадаются. Дело в обветшавшем состоянии легкого корпуса, качество металла которого даже нельзя было оценить, когда корабль поступил на реставрацию.
"Над восстановлением "Ленинского Комсомола" работает порядка 60-и человек: сварщики, моляры, плотники. Стараемся сохранить все родное, что возможно здесь сохранить. Остальное под замену. Состояние замены корпуса – 90%", – Сергей Сушинин.
___________________________________________________________________________________________
Информационная карточка о Сергее Сушинине:
Строитель кораблей на Кронштадтском морском заводе, сейчас занимается ремонтом К-3. На заводе работает 8 лет, начинал тут с помощника строителя. Самое первое, что пришлось ремонтировать Сергею – подводная лодка. Однако только субмаринами его работа не ограничивается, также он занимается доковым ремонтом и других кораблей. Среди выполненных заказов – подлодка "Димитров", "Выборг", судно-спасатель "Михаил Рудницкий", эсминец "Настойчивый". К своей работе относится ответственно.
___________________________________________________________________________________________
Кстати, о задачках. Инженерам пришлось потрудиться, чтобы решить, как правильно заменить в одной из частей подводной лодки шпангоуты. Прошлые полностью проржавели.
А вот в этом месте располагался атомный реактор.
Среди прочих интересных моментов работы с АПЛ К-3 необходимо отметить непосредственную подготовку корабля к ремонту. Объективные сложности возникли при вскрытии отсеков – они были с избыточным давлением. Как положено, проводился анализ субмарины, вентилирование. Общая подготовка отсеков заняла месяц.
Полного восстановления подводной лодки на Кронштадтском морском заводе не запланировано. Насыщением и музификацией займутся другие. Зато мы точно можем сказать, что на корабль ушло 1000 м² нового металла. Были полностью очищены от грязи и мусора все отсеки и трюмы. Хотя... внутри самой АПЛ ничего особенного найдено не было. Время и аварийное состояние К-3 сделали свое дело. Однако не так давно в новостях прошла информация о том, что ВМФ России отдаст оригинальные запасные части от субмарины, чтобы корабль получился аутентичным.
А вот двигатели остались на месте. Предлагаем полюбоваться на лодку со стороны винтов.
Что еще можно добавить касательно восстановления исторического облика атомного чуда? Над подводной лодкой трудятся в две смены до 20:00. Возраст рабочих от 20 до 50 лет. Старый металл был весь вывезен. Специалисты задействованы высокого класса. Один из них – Максим Королев, обеспечивающий огневые работы (смотрит за сварщиками), считает, что занимается по-настоящему важным делом – участвует в восстановлении истории.
Когда мы ходили вокруг АПЛ, а также спускались непосредственно в док, повсюду можно было наблюдать следы недавней деятельности. Тем временем рабочие продолжали выполнять свои задачи и время от времени летели искры от сварки и резки металла.
Кстати, на субмарине остались старые опознавательные знаки. И, если посмотреть на нее с правой стороны, можно увидеть надпись "К-3" на лючке.
Ощущение, что рубку время практически не тронуло, а, возможно, ее уже просто успели как следует отреставрировать.
В завершение этого репортажа хочется сказать, что АПЛ К-3 непросто так получила свое право на восстановление. "Ленинский Комсомол" – эпоха. За время службы боевая атомная подводная лодка пережила, практически как человек, и время триумфа, и, чего уж таить, собственную трагедию. 17 июля 1962 г. в 6 часов 50 минут секунд К-3 пересекла точку Северного полюса, что повергло в шок другие государства, особенно США, ведь никто даже не подозревал, что в послевоенное время СССР сможет построить АПЛ. Говорят, что экипаж корабля в шутку предлагал мичману-рулевому слегка отойти от курса, дабы не погнуть "земную ось". Ходили слухи, что в то время Ален Даллес, руководивший ЦРУ, даже лишился своего поста.
Благодаря К-3 был обнаружен и впервые открыт гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана, что на тот момент приравнивалось к открытию Северной земли, нанесенной на карты в 1913 г. Обнаруженный хребет назвали в честь известного гидрографа Якова Гаккеля. Но была и трагедия, чуть ли не потопившая известную АПЛ, впрочем, о которой в этом материале мы не видим смысла рассказывать. Многие знают о том и так, а другим читателям мы предлагаем отправиться в поисках информации на просторы интернета.
На этом – все. Но мы с вами не прощаемся. Во-первых, в скором времени ждите второго материала с Кронштадтского морского завода, посвященного одному из цехов (пока оставим в секрете, которому). Во-вторых, в планах – пообщаться непосредственно с разработчиками реставрационного проекта и рассказать, что же должно получиться из К-3 в виде экспоната. Всем всего доброго.