На прошлой неделе, 21 марта в Москве состоялось совещание Объединенной судостроительной корпорации. Формат мероприятия, на котором собрались руководители большинства ведущих отечественных верфей и КБ, был праздничным – корпорация в этот день отмечала свой десятилетний юбилей. Соответственно, тематика выступлений и докладов была итоговой – что сделано за эти годы.
Сверху видно
Первый круглый юбилей корпорации, от успешной деятельности которой в первую очередь зависит обороноспособность нашей страны, не мог остаться без внимания со стороны первых лиц государства.
В самом начале мероприятия собравшимся зачитали письмо от президента России. Владимир Путин был краток: он поздравил ОСК, назвал компанию признанным лидером отечественного судостроения и призвал не сбавлять набранные темпы, внедрять передовые технологии и управленческие решения, добиваться роста эффективности предприятий и их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынка.
Еще одно поздравление, о котором, наверное, стоит упомянуть, пришло от директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина. Ведомство, которое он возглавляет, с судостроительной отраслью вроде бы не связано, но ларчик открывается просто: именно он в 2007 году стал первым председателем совета директоров новообразованной Объединенной судостроительной корпорации. В письме к участникам праздничного совещания ОСК он отметил, что за минувшее десятилетие существенно укрепилась обороноспособность страны на море и создан серьезный задел для интенсивного развития военно-морского кораблестроения.
В Москве состоялась встреча руководителей судостроительной отрасли, посвященная десятилетнему юбилею ОСК / Корабел.ру |
Фрегаты, ледоколы, круизные лайнеры
Более развернуто выступил министр промышленного и торговли России Денис Мантуров, лично присутствовавший на совещании и являвшийся его сопредседателем, наряду с главой ОСК Алексеем Рахмановым.
Министр практически сразу перешел к цифрам, сообщив, что за последние годы отечественное судостроение построило более 250 боевых кораблей, около 400 гражданских судов и объектов морской техники с водоизмещением более 100 тонн. При этом свыше 70% объемов производства по отрасли обеспечили верфи Объединенной судостроительной корпорации. В ближайшие 7-10 лет, подчеркнул он, ожидается кратное увеличение выручки.
Отдельно Денис Мантуров остановился на качестве исполнения гособоронзаказа:
– Построенные для Военно-морского флота России корабли доказали свою надежность в составе российской авианесущей группы в первом в современной истории походе в Средиземное море. Высоких оценок президента России удостоились результаты боевого применения надводной и подводной техники, впервые участвовавшей в нанесении высокоточных ракетных ударов, в том числе из удаленных, закрытых морских акваторий. Сегодня "Севмаш", "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", "Звездочка", "Звезда" обладают уникальными компетенциями по военному кораблестроению. Они обеспечивают серийную постройку самых современных фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, стратегических и многоцелевых атомных и дизель-электрических подводных лодок. Высокий уровень возможности наших корабелов по линии военно-технического сотрудничества демонстрирует опыт достройки авианосца "Викрамадитья" для военно-морских сил Индии. При этом предприятия продолжают работать по наращиванию боевой мощи Военно-морского флота. Уже начато проектирование подводных кораблей следующего, пятого поколения.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров / Корабел.ру |
Гражданское судостроение, по данным министра, наконец, начало набирать обороты. Впервые за несколько лет годовые темпы роста превысили планку в 10%. При этом к 2030 году объемы производства планируется увеличить в несколько раз. Локомотивом "гражданки" станет ледоколостроение. Уже сейчас развернуто серийное строительство крупнейших ледоколов нового поколения на Балтийском заводе. Головное судно проекта 22220, 60-мегаваттный ледокол "Арктика", спущено на воду прошлым летом. А на стапелях уже стоят "Сибирь" и "Урал".
В ту же копилку идет разработка проекта атомного ледокола "Лидера", который позволит осуществлять круглогодичный транзит по трассе Северного морского пути.
Отмечена уникальная морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная", сданная "Севмашем" в 2013 году. Упомянуто строительство современных рыбопромысловых судов, транспортных судов для морских и внутренних водных путей, в том числе паромов для Балтики и Сахалина. И, конечно, значимая веха в гражданском судостроении – закладка двух первых российских круизных лайнеров проекта PV300.
– При этом нам предстоит в полном объеме выполнить программу техперевооружения в отрасли, – заявил Денис Мантуров. – Необходимо выдержать сроки строительства первой очереди комплекса крупнотоннажного судостроения в Большом Камне. Подобных мощностей в отрасли не создавалось с середины 70-х годов прошлого века. Другие площадки также продолжат модернизацию, на эти цели предусмотрено инвестиции на сумму более 15 миллиардов рублей. Особо значимо будет завершение проектов на "Сатурне" в Рыбинске и на "Звезде" в Санкт-Петербурге. Пройдет техперевооружение крымских верфей в Севастополе, Керчи, Феодосии. Нет никаких сомнений, что в перспективе роль корабельного дела в отечественном машиностроении будет возрастать, обеспечивая поступательное развитие и других связанных отраслей российской промышленности.
Лизинг – хорошее подспорье
О перспективах ОСК на следующую десятилетку и дальше – до 2030 года рассказал президент корпорации Алексей Рахманов:
– Сегодня наш магистральный курс состоит в том, чтобы увеличивать долю гражданских заказов, дающую главный прирост новых технологий. Причем развивать ее надо на уровне, который опережает лучшие мировые образцы. Несмотря на то, что в настоящий момент нам по сути приходится нарабатывать компетенцию в гражданском судостроении с чистого листа, задачу, поставленную главой государства, – к 2030 году довести соотношение военной и гражданской техники к портфелю заказов до паритета, мы решаем с опережением графика. В отношении количества военных кораблей и гражданских судов паритет уже достигнут. Теперь задача, пожалуй, самая сложная и амбициозная: добиться того же соотношения и в выручке от обеих тематик.
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов / Корабел.ру |
Главный потенциал роста гражданского судостроения, считает Алексей Рахманов, лежит в требуемом прямо сейчас обновлении гражданского флота. Из стоящих на учете в обоих российских регистрах 11 тысяч судов возраст в 40 лет превысило примерно 2 600 единиц. Это значит, что строить нужно много и чем дальше, тем больше. Главная проблема, как обычно, упирается в финансирование этого строительства, но здесь глава ОСК рассчитывает на развитие лизинговых программ.
– Программа лизинга судов – это хорошее подспорье, и здесь ОСК уже доказала свою эффективность. Из выделенных 6,4 миллиарда рублей бюджетных ассигнований на реализацию проекта лизинга морских судов за этот период времени было инвестировано и построено гражданских судов на сумму почти 12 миллиардов рублей. Это хороший мультипликатор, который позволяет с уверенностью говорить о том, что решение о запуске корпоративной программе лизинга дает свой эффект. За этот период было заложено и законтрактовано 34 судна, из них 26 построены и введены в эксплуатацию, 8 судов находиться на стадии строительства, 13 были построены на верфях, не входящих в Объединенную судостроительную корпорацию. Более того, в конце 2016 года было зарегистрировано еще 5 миллиардов рублей на строительство двух круизных пассажирских судов PV300. В настоящий момент, подтверждением большой востребованности рынком предложения ОСК "Судно плюс финансовый продукт", является более сотни заявок на это предложение и строительство судов общей стоимостью 90 миллиардов рублей, – отметил Алексей Рахманов.
Корпорация предлагает принять программу лизинга морских и речных гражданских судов на период до 2030 года, в рамках которой предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму около 30 млрд рублей.
Судостроители в почете
Какое же праздничное мероприятие без наград и благодарностей! Тем более, если на него собираются руководители крупнейших предприятий отрасли. Юбилей ОСК для министра промышленности и торговли Дениса Мантурова стал хорошим поводом, чтобы отметить званием "Почетного судостроителя" гендиректоров трех российских судостроительных заводов – главу "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова, главу Прибалтийского СЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова и главу "Балтийского завода – Судостроение" Алексея Кадилова.
В Москве состоялась встреча руководителей судостроительной отрасли, посвященная десятилетнему юбилею ОСК / Корабел.ру |
Кроме того, Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации были награждены генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко, генеральный директор Морского бюро "Малахит" Владимир Дорофеев, генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло, генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко, директор департамента безопасности ОСК Сергей Юдаков.
Благодарность Минпромторга была объявлена генеральному директору Невского ПКБ Сергею Власову, генеральному директору "Пролетарского завода" Михаилу Калугину, вице-президенту по экономике и финансам ОСК Александру Нейгебауэру, генеральному директору Выборгского судостроительного завода Александру Соловьеву, директору департамента гражданского судостроения ОСК Игорю Шакало.