Предполагается, что после приемки "Портовый 1" еще в эту навигацию будет отбуксирован до порта Архангельск, где будет погружен на морское судно и перевезен на место службы - в порт Дудинку на реке Енисей.
Новый буксир облегчит задачи по швартовке несамоходных судов, в частности он будет выполнять следующие виды работ:
рейдо-маневровые работы с речными судами, плавкранами;
вспомогательные работы по постановке к причалу, отводу от причала, кантовке барж и судов;
расстановка судов в отстойном затоне в период весеннего паводка;
ледокольные работы в р. Дудинка в осенний период
расстановка несамоходного флота на зимний отстой (установка на удалении от причала в осеннем льду с удержанием до вмораживания).
В последние годы для речных и смешанного плавания перевозок, как правило, строят самоходные сухогрузные и нефтеналивные суда, а также несамоходные баржи, т.е. те объекты, которые непосредственно перемещают груз ("зарабатывают").
При этом существующий флот речных буксиров и толкачей продолжает неуклонно стареть. На начало 2008 года количество таких судов с классом Российского Речного Регистра возрастом до 10 лет составляло всего 55 единиц, от 10 до 15 лет - 101 единицу, от 15 до 20 лет - 972 единицы, от 20 до 30 лет - 2517 судов (!!!) и старше 30 лет - 3119 судов (!!!).
Буксир проекта TG04 - первый из нового поколения речных буксиров и толкачей, которые будут создаваться для работы на внутренних водных путях Российской Федерации. В частности, он заменит в составе вспомогательного флота ГМК "Норильский Никель" в порту Дудинка буксир 1969 года постройки.
Буксир проекта TG04 предназначен для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта Дудинка.
Район эксплуатации - водные бассейны и устьевые участки рек с морским режимом судоходства разряда "О".
Эксплуатация судна возможна на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности не более 2.0 м.
Расчетная температура наружного воздуха + 25°С при влажности 60% летом и при -30°С влажность 85% зимой, воды от + 20°С до 0°С соответственно.
Предусматривается возможность вывода судна из эксплуатации с его вмерзанием в лёд на 6 месяцев без прогрева МО и бытовых помещений.
Ввод в эксплуатацию после зимнего отстоя осуществляется при отрицательных температурах окружающего воздуха (до - 20°С) и положительных (созданных электрическим воздухонагревателем) в МО.
Буксир проекта TG04 представляет собой стальной однопалубный, двухвинтовой теплоход, с носовым уступом главной палубы, со средним расположением рулевой рубки и машинного отделения, с форштевнем ледокольного типа. Рулевая рубка расположена перед капом машинного отделения. Бытовые и служебные помещения располагаются в средней части под рулевой рубкой. Рулевая рубка выполнена с круговым обзором и минимальными зонами затенения.
Проект разработан на класс Российского Речного Регистра О 2,0 (лед 30) А.
Длина наибольшая составляет 20.45 м, длина по КВЛ 18.50 м, ширина габаритная - 6.56 м, ширина по конструктивной ватерлинии - 6.00 м, высота борта на миделе - 2.40 м, высота борта на уровне уступа главной палубы - 4.40 м, осадка по КВЛ - 1.80 м.
Тяговое усилие на швартовах - 6.5 тонн.
В качестве буксирного устройства предусмотрен буксирный гак дискового типа фирмы "Mampaey" (тяговое усилие 7 т), закрепленный на капе МО. Предусмотрена автоматическая отдача гака и дистанционная отдача из рулевой рубки.
Для выполнения кантовочных операций в носовой части главной палубы устанавливается якорно-швартовно-буксирная лебедка фирмы "Adria Winch".
Номинальное тяговое усилие на буксирном барабане лебедки 50 кН на первом, максимальное тяговое усилие 75 кН на первом слое.
Канатоемкость буксирного барабана лебедки - 100 м синтетического каната диаметром 48 мм.
В качестве главных двигателей используются два высокооборотных дизельных двигателя фирмы "Scania" мощностью 221 кВт каждый (предусмотрена возможность работы двигателя в течение 1 часа с нагрузкой 110% номинальной мощности).
Запасы топлива размещаются в цистернах, которые расположены в районе МО в диптанке.
В соответствии с Правилами Российского Речного Регистра приняты меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, в том числе:
цистерны запасов топлива, масла и нефтесодержащих вод конструктивно выполнены без контакта с наружной обшивкой;
обеспечен закрытый прием и выдачи топлива и масла через палубные втулки, которые расположены в специальном посту приема;
под топливным насосом, фильтрами и пробными клапанами установлены поддоны, слив из которых производится в цистерну нефтеостатков;
под всеми фланцами приема и сдачи горюче-смазочных материалов и фланцем выдачи нефтесодержащих вод установлены поддоны;
расходная топливная цистерна оборудована переливной трубой;
запасные цистерны топлива оборудованы сигнализацией по верхнему уровню;
осушение льял машинного и румпельного отделений предусматривается в цистерну нефтесодержащих вод;
выдача накопившихся на судне льяльных вод предусматривается на приемные сооружения через патрубок с фланцем стандартного образца, установленным на главной палубе;
имеется специальная система сбора и выдачи на приемные сооружения нефтяного шлама от сепарации топлива;
для предотвращения откачки за борт нефтесодержащих вод предусмотрено пломбирование арматуры осушительной системы;
выполнена закрытая система сточных и хозяйственно-бытовых вод, все сточные и хозяйственно-бытовые воды от санитарных приборов и шпигатов помещений отводятся в цистерну сточных вод;
выдача сточных вод в береговые или плавучие емкости предусматривается судовыми средствами через специальную палубную втулку с фланцем стандартного образца, установленную на главной палубе;
имеется возможность промывки трубопроводов и шлангов сдачи сточных вод;
для сбора твердого мусора, пластмасс, пищевых отходов и промасленной ветоши на судне устанавливаются контейнеры необходимой вместимости.
Скорость при осадке по КВЛ 1.8 м и 90% МДМ составляет около 10.0 узлов.
В качестве вспомогательной энергетической установки применяются два дизель-генератора фирмы "Volvo Penta" мощностью 62 кВт каждый, расположенные в машинном отделении.
В качестве движителей установлены два открытых гребных винта фиксированного шага, литые стальные 4-х лопастные, диаметром 1.2 м, с шаговым отношением 0.793 и дисковым отношением 0.65.
Доковый вес буксира составляет около 100 тонн. Для подъёма буксира плавкраном предусмотрены стационарные обухи для крепления стропов.
Автономность судна по запасам топлива составляет 3.3 суток; воды - 4.8 суток.
Экипаж состоит из 6 человек.
В корпусе судна предусмотрено дежурное помещение для отдыха экипажа с двухъярусной койкой, а также помещение для подогрева пищи, санузел с душем и сушилка прозодежды.
Расчетный срок службы выполненного из судостроительной стали категории Д корпуса судна составляет 15 лет.
Корпус судна набран по поперечной системе набора. Поперечная шпация по всей длине судна 400 мм. Флоры расположены на каждой шпации. На судне установлены четыре главные водонепроницаемые поперечные переборки.
По бортам судна установлен резиновый привальный брус, что позволяет буксиру обслуживать, в том числе, танкерный флот. В носовой и кормовой оконечностях дополнительно имеется резиновый кранец из цилиндрического профиля, а по бортам подвесные кранцы из автомобильных покрышек.
Буксир "Портовый 1" (строительный номер 701) был заложен 12.09.08, спущен на воду 27.08.09. Ходовые испытания были завершены 07.09.09. Сдан в эксплуатацию 17.09.08.