Проверка показала, что деятельность аварийно-спасательных отрядов Росрыболовства не обеспечена полноценной нормативно-правовой базой. Основные отраслевые документы, регламентирующие работу отрядов и устанавливающие требования к судовладельцам, были отменены в 2020 году в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности ("регуляторной гильотины"). Актуализированные нормативные правовые акты взамен отмененных так и не приняты.
Кроме того, аварийно-спасательные отряды до сих пор не аттестованы в соответствии с требованиями законодательства об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей. При этом они привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ, в том числе за плату, без надлежащего подтверждения готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, что может привести к причинению вреда здоровью людей и ущерба имуществу.
"Таким образом, из-за отсутствия необходимого нормативно-правового регулирования и надлежащей аттестации аварийно-спасательных отрядов безопасность морского промысла на должном уровне не обеспечивается. Это подтверждается данными статистики аварийных случаев – с 2021 года по первое полугодие 2024 года с судами рыбопромыслового флота произошло 214 аварий, из которых 49 – со смертельными случаями", - отметил аудитор палаты Сергей Мамедов.
Еще одной проблемой, не позволяющей спасательным отрядам в полной мере исполнять свои полномочия, является устаревшая материально-техническая база. Как показала проверка, спасательные суда, предоставленные отрядам в оперативное управление, имеют неудовлетворительное техническое состояние, большую часть времени находятся в ремонте и не могут нести дежурство в районах промысла.
"Из 10 имеющихся у отрядов судов только четыре фактически могли осуществлять дежурство на промысле, – подчеркнул аудитор. – В результате в ряде случаев приходилось привлекать к локализации аварий с рыбопромысловыми судами и спасению людей другие министерства и ведомства".
В числе проблемных вопросов также отмечено отсутствие единых подходов к расчету стоимости платных услуг, оказываемых аварийно-спасательными отрядами. В результате отсутствие единообразия приводит к недополучению соответствующих доходов и возмещению затрат, связанных с приносящей доход деятельностью, за счет субсидий на госзадание.
Помимо системных проблем, проверка также выявила ряд финансовых нарушений и недостатков, допущенных аварийно-спасательными отрядами при использовании федеральных ресурсов, в том числе: при начислении заработной платы, приемке и оплате работ по капитальному ремонту, ведении бухгалтерского учета, сообщает Счетная палата Российской Федерации.
"Общая сумма нарушений, установленных в ходе проверки, составила 141,1 млн рублей. Результативность использования средств федерального бюджета и федерального имущества, закрепленного за аварийно-спасательными отрядами на праве оперативного управления, оценивается Счетной палатой как недостаточная", - резюмировал Сергей Мамедов.