"Если "Транснефть" перестанет поставлять в порт нефть, то его можно просто законсервировать. Если с нами начнут работать ключевые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в конце года общее падение грузооборота нефтепродуктов составит не более 40%", считает доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев. Об этом сообщают "Ведомости".
Главы государств и правительств стран Евросоюза 30 мая согласовали шестой пакет санкций против России, в который входит запрет на закупки нефти и импорт нефтепродуктов. В течение полугода Европа должна будет отказаться от танкерных поставок нефти, а через восемь месяцев – от закупок нефтепродуктов.
Если говорить о грузообороте нефти, то Приморск продемонстрировал рост на 27%, а Усть-Луга – 47%. Данные за апрель и май были бы более показательными (в настоящий момент статистики по этим месяцам нет), однако очевидно, что на фоне нестабильности рынка импортеры нефти делали запасы, с чем и связаны такие показатели.
Следует отметить, что в свете ограничений на покупку российской нефти больше всего рискам подвержен порт Приморск, поскольку он специализируется исключительно на нефти и нефтепродуктах. За I квартал этого года порт перегрузил 14,8 млн т нефти и нефтепродуктов. Большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Ленинградской области универсальные – при негативном сценарии они могут реструктуризировать свои потоки и в течение одного-двух лет переориентировать мощности, нарастить объемы альтернативных видов грузов. Приморск же такой возможности не имеет. Если "Транснефть" перестанет поставлять в порт нефть, то его можно просто консервировать. При этом данный порт с развитой современной инфраструктурой уникален в своем роде. Думаю, что при негативном развитии событий возможно будет перенаправить все поставки нефти и нефтепродуктов в Приморск, при условии, что другие порты будут диверсифицировать свои мощности, поскольку они имеют такую возможность. Но для этого нужны соответствующие решения исполнительной власти федерального уровня.