За последние 20 лет в нашу страну было поставлено огромное количество импортного оборудования и техники. В сфере судостроения превалирование импортной техники и комплектующих особенно заметно.
Причем это оборудование в большинстве своем высокотехнологичное и требующее высокого уровня сервиса. После изменения политической ситуации мы всей страной взяли курс на импортозамещение, принялись осуждать и критиковать западные компании, уходящие с нашего рынка. В тот момент появилось достаточное количество "специалистов", наводящих страх на отрасль, лозунгами вроде "Завтра все импортная техника сломается, и весь флот встанет" или "Необходимо срочно демонтировать все импортное оборудование и заменить его на отечественное". А отечественные производители, вдохновленные "победой" над импортными конкурентами, почивая на лаврах, так и не задумались о создании по-настоящему конкурентоспособной техники.
И тут хочется обратить внимание на одну важную деталь: все 20 лет эту самую импортную технику поставляли и успешно обслуживали отечественные компании (дилеры, импортеры, представительства западных производителей). И эти компании не уехали вслед за своими заграничными партнерами, а по сей день занимаются поддержкой работоспособности поставленного оборудования.
Для развития продаж импортеры вынуждены были налаживать и сервисные структуры по всей стране, обучать инженеров и механиков. У большинства компаний появились свои "тренинговые центры", на базе которых они стали обучать экипажи судов работе с высокотехнологичным оборудованием. Если посмотреть на цифры, то количество квалифицированных сервисных станций достаточно внушительно.
* В таблице приведены данные о компаниях – производителях ДВС, лидирующих на отечественном рынке последние 20 лет.
С другой стороны, с ростом благосостояния наших сограждан в стране появились первые частные владельцы яхт, а в европейской части страны яхт-клубы стали заполнятся моторными и парусными яхтами производства мировых брендов. В Россию стали привозить новые и б/у яхты для путешествий как по морю – в другие страны, так и по внутренним водным путям. И, конечно, эта сфера еще только развивается, но вместе с ней развивается и инфраструктура. На сегодняшний день карта сервисных центров для яхт выглядит так:
В яхтенном сегменте отечественные двигатели появятся не скоро, ведь даже российские производители моторных и парусных яхт, используют хорошо им знакомые импортные бренды, с одной стороны, потому что альтернативы им до сих пор нет, а с другой — потому что человек, покупающий яхту, всегда требователен к комфорту в ее эксплуатации, чего отечественные двигатели не обеспечивают. А это означает, что на карте, представленной выше, будет появляться все больше значков, и инфраструктура по обслуживанию импортных двигателей будет развиваться.
Тут же хочется напомнить, что на сегодняшний день пограничные корабли ФСБ, в большинстве своем с двигателями MTU (корабли проектов 12200, 10410, 21980), успешно эксплуатируются и поддерживаются в работоспособном состоянии силами экипажей и отечественных сервисных компаний. Или двигатели MAN на судах типа СПК, которые сибирские речники предпочли отечественной "Звезде" (а на сегодняшний день переоборудовано более 20 судов) по причине надежности, экономичности и комфорта эксплуатации (подробнее в статье). Двигатели Scania, которые по сей день используют на серийных проектах А40-2Б (подробнее в материале).
И все это не уйдет в один день, все это будет продолжать развиваться в нашей стране так или иначе. Мы никогда не сможем отгородиться от внешнего мира с их технологиями, ведь все эти технологии уже здесь. А что касается обслуживания, так за последние 20 лет в нашей стране выросло целое поколение высококвалифицированных инженеров, проходивших обучение на заводах за границей. Инженеров, на "ты" обращающихся с высокотехнологичным импортным оборудованием и в подробностях знающих, как оно устроено. За это время в России появились профессиональные сервисные компании европейского уровня. Поэтому ни завтра, ни послезавтра трагедии всероссийского масштаба не случится, и все поставленное оборудование не встанет мертвым грузом. При этом, конечно, неоспорим тот факт, что необходимо развивать и наращивать отечественное производство, выводить его на совершенно новый уровень. Но знаете что, мне кажется, отечественным производителям стоит использовать опыт тех самых инженеров, обученных на Западе, чтобы создавать свой, конкурентоспособный продукт. И возможно, тогда отпадет необходимость траты огромных бюджетов на оплату услуг европейских инженерных компаний, продающих в нашу страну те самые технологии, так хорошо знакомые уже обученным за их счет инженерам, обслуживающим импортную технику в России последние 20 лет.
И тут хочется обратить внимание на одну важную деталь: все 20 лет эту самую импортную технику поставляли и успешно обслуживали отечественные компании (дилеры, импортеры, представительства западных производителей). И эти компании не уехали вслед за своими заграничными партнерами, а по сей день занимаются поддержкой работоспособности поставленного оборудования.
Для развития продаж импортеры вынуждены были налаживать и сервисные структуры по всей стране, обучать инженеров и механиков. У большинства компаний появились свои "тренинговые центры", на базе которых они стали обучать экипажи судов работе с высокотехнологичным оборудованием. Если посмотреть на цифры, то количество квалифицированных сервисных станций достаточно внушительно.
Бренд | Количество сервисных станций в РФ | Источник |
Vovlo Penta | 31 | http://www.volvopenta.com/volvopenta/russia/ |
Deutz | 24 | http://www.deutz.com/ |
CAT | 17 | http://www.cat.com/ |
Scania | 8 | http://www.scania.com/ |
MAN | 5 | https://my.man-mn.com |
MTU | 2 | http://www.mtu-online.com/ |
* В таблице приведены данные о компаниях – производителях ДВС, лидирующих на отечественном рынке последние 20 лет.
Стенд Wechai Power на выставке Нева-2013 / Корабел.ру |
С другой стороны, с ростом благосостояния наших сограждан в стране появились первые частные владельцы яхт, а в европейской части страны яхт-клубы стали заполнятся моторными и парусными яхтами производства мировых брендов. В Россию стали привозить новые и б/у яхты для путешествий как по морю – в другие страны, так и по внутренним водным путям. И, конечно, эта сфера еще только развивается, но вместе с ней развивается и инфраструктура. На сегодняшний день карта сервисных центров для яхт выглядит так:
Карта сервисных центров для яхт / rusyachting.ru |
В яхтенном сегменте отечественные двигатели появятся не скоро, ведь даже российские производители моторных и парусных яхт, используют хорошо им знакомые импортные бренды, с одной стороны, потому что альтернативы им до сих пор нет, а с другой — потому что человек, покупающий яхту, всегда требователен к комфорту в ее эксплуатации, чего отечественные двигатели не обеспечивают. А это означает, что на карте, представленной выше, будет появляться все больше значков, и инфраструктура по обслуживанию импортных двигателей будет развиваться.
Тут же хочется напомнить, что на сегодняшний день пограничные корабли ФСБ, в большинстве своем с двигателями MTU (корабли проектов 12200, 10410, 21980), успешно эксплуатируются и поддерживаются в работоспособном состоянии силами экипажей и отечественных сервисных компаний. Или двигатели MAN на судах типа СПК, которые сибирские речники предпочли отечественной "Звезде" (а на сегодняшний день переоборудовано более 20 судов) по причине надежности, экономичности и комфорта эксплуатации (подробнее в статье). Двигатели Scania, которые по сей день используют на серийных проектах А40-2Б (подробнее в материале).
Компани "СПБ Марин"- Scania" на выставке "НЕВА-2015" / Корабел.ру |
И все это не уйдет в один день, все это будет продолжать развиваться в нашей стране так или иначе. Мы никогда не сможем отгородиться от внешнего мира с их технологиями, ведь все эти технологии уже здесь. А что касается обслуживания, так за последние 20 лет в нашей стране выросло целое поколение высококвалифицированных инженеров, проходивших обучение на заводах за границей. Инженеров, на "ты" обращающихся с высокотехнологичным импортным оборудованием и в подробностях знающих, как оно устроено. За это время в России появились профессиональные сервисные компании европейского уровня. Поэтому ни завтра, ни послезавтра трагедии всероссийского масштаба не случится, и все поставленное оборудование не встанет мертвым грузом. При этом, конечно, неоспорим тот факт, что необходимо развивать и наращивать отечественное производство, выводить его на совершенно новый уровень. Но знаете что, мне кажется, отечественным производителям стоит использовать опыт тех самых инженеров, обученных на Западе, чтобы создавать свой, конкурентоспособный продукт. И возможно, тогда отпадет необходимость траты огромных бюджетов на оплату услуг европейских инженерных компаний, продающих в нашу страну те самые технологии, так хорошо знакомые уже обученным за их счет инженерам, обслуживающим импортную технику в России последние 20 лет.
Геннадий Пашинин
Директор по развитию группы компаний "ТЕХ".
Директор по развитию группы компаний "ТЕХ".