Согласно последним исследованиям британской компании Clarksons Research, за первые три месяца 2022 года обстановка на рейдах крупнейших морских портов мира существенно осложнилась и вряд ли улучшится в ближнесрочной перспективе.
|
Балкер нового поколения "Emerald Putuo" / Фото: CSSС |
По данным аналитиков Clarksons, количество судов, простаивающих на рейдах заметно возросло, при этом сроки вынужденных задержек также увеличились. Более того – к очередям на контейнерных терминалах прибавились не менее длинные в пунктах отгрузки насыпных грузов.
Таким образом, из-за простоев из мирового торгового флота оказался искусственным образом «изъята» значительная часть еще и балкерного тоннажа. Дополнительные проблемы для балкеров появились уже в начале январе текущего года, после того как правительство Индонезии (крупнейшего мирового экспортера энергетического угля) ввело месячный запрет на его отгрузку на экспорт. В результате увеличилось число простаивающих углевозов (особенно типоразмеров Panamax и Handymax).
Очередными мощными ударами по рынку перевозок насыпных грузов вполне ожидаемо стали: обострение украинского кризиса и последующее введение антироссийских санкций. Полное закрытие украинских портов и отказ отдельных операторов от использования портов Российской Федерации привел к нарушению традиционных логистических цепочек и дополнительной загрузке доступных балкерных терминалов.
Таким образом, кризис простоев болезненно ощутили операторы зерновозов и рудовозов, а индекс перегрузки портов (PCI) от компании Clarksons уже к началу марта достиг уровня в 35% (+3,5% к аналогичному периоду 2021-го). Примечательно, что к завершению I-го квартала 2022г показатели перегруженности зерновых, угольных и рудных перегрузочных комплексов практически сравнялись с соответствующими показателями контейнерных терминалов.
|
Индексы перегруженности портов по основным сегментам морских грузоперевозок. % / Источник: Clarksons Research |
Впрочем, контейнеровозы по-прежнему удерживают сомнительное лидерство как по длительности простоев, та и по количеству задерживающихся из-за них судов. Основными причинами этого стали: очередная вспышка эпидемии Covid-19 в Китае, а также отказ большинства ведущих мировых контейнерных операторов использовать российские порты.
Согласно оценкам Clarksons Research, к 16 марта индекс перегруженности контейнерных портов достиг отметки в 35,2%, то есть вырос на 1,5% всего за один месяц.
Более подробно о последствиях антироссийских санкций для различных сегментов морских грузоперевозок Korabel.ru ранее уже рассказывал в своем специальном материале.