Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Самый известный ориентир на Ладожском озере

Осиновецкий маяк – один из самых высоких озерных маяков в Европе, и самый известный на Ладожском озере. Многие его так и называют – Ладожский маяк, по имени озера, а не мыса, на котором он находится.

В годы блокады Осиновецкий маяк играл важную роль в спасении жителей Ленинграда. Из Осиновецкой бухты начиналась сухопутная часть Дороги жизни. Сюда привозили грузы, продукты, топливо, боеприпасы. Через эту же бухту эвакуировали жителей осажденного города.
Осиновецкий маяк

Маяк служил не только ориентиром. Это был единственный островок безопасности на много километров вокруг.
Башню маяка немцы не бомбили, свет маяка был необходим для навигации и немецкой флотилии на Ладожском озере.
 
Винтовая лестница. Здесь 376 ступеней

Зато окружающую инфраструктуру бомбили ежедневно. Бомбоубежищ в округе не было, и люди спасались в маяке, набивались до самого верха. Стояли на винтовой лестнице практически в затылок друг к другу.
12 сентября 1941 года в Осиновецкую бухту прибыл первый караван судов Ладожской военной флотилии, доставивший в осажденный город 800 тонн муки. В обратном направлении на восточный берег Ладоги вывозили детей. За первые три месяца навигации в город привезли 60 тысяч тонн продуктов, обратно вывезены 36 тысяч ленинградцев, а за все 900 дней блокады — более полумиллиона людей.

Долгострой
 
Началом строительства Осиновецкого маяка можно считать 1900 год. Тогда в июне специальная комиссия рассмотрела разработанную инженером Врублевским схему расположения маяков с указанием отличительных огней. В числе прочих, Врублевский предлагал построить новый маяк на берегу озера вблизи мыса Осиновец с оптической дальностью освещения в 22 мили. После долгой процедуры корректировки и согласований проект был одобрен и принят к исполнению. Случилось это 19 апреля 1904 года.
Осиновецкий маяк. Дом маячника

Спустя год приступили к строительству основания Осиновецкого маяка.
Но тут в дело вмешался известный в то время яхтовладелец – барон К.В. Каульбарс, который предложил собственную схему расположения маяков, которая, по его мнению, позволит сделать судоходство более удобным и безопасным. В частности, он предложил строить маяк не вблизи мыса Осиновец, а на мысу Морье.
Осиновецкий маяк

Два года различные комиссии обсуждали, какая из схем лучше и дешевле. И в апреле 1907 года в деле поставили точку – без принципиальных изменений была окончательно утверждена схема инженера Врублевского.
Электричество на маяк провели в 1963 год

Строили маяк пять лет – даже по тем времена это считалось долгостроем.
Причины этого банальны – начинал стройку подрядчик, выигравший торги, но получив аванс, вскоре разорился. Другие подрядчики за недострой браться не захотели. Так что Управление внутренними водными путями продолжило строительство собственными силами.
 
 Верхняя площадка
Табличка
 Вид сверху на поселок

В результате, каменную башню и гранитное основание сдали в 1906 году, а верхнее помещение с балконом и сам фонарь только спустя 4 года – в 1910 году. Причем монтаж верхнего основания проводили французы – самые авторитетные специалисты в маячном деле.
 
Лампа и линза Френеля
Лампа и линза Френеля
Лампа и линза Френеля
 
"Не в лучшем свете"
Осиновецкий маяк:
Высота сооружения — 70 метров
Высота огня над уровнем воды — 74 метра
Дальность видимости светового сигнала – 22 морские мили (более 40 километров).
 
 Дом маячника и пес по кличке Персей

Последний раз маяк реставрировали поле войны, провели косметический ремонт, подлатали кровлю. Сегодняшний смотритель Осиновецкого маяка – Олег Карепанов шестой год безуспешно бьется с властями, чтобы сооружение все же отремонтировали по-настоящему. Состояние маяка плачевное, с каждым годом он разрушается все быстрее. Но государство денег не дает, и меценатов со стороны привлекать не разрешает.
 
Винтовая лестница
Окно
Стекло подпирает стойка, вынутая из перил

А сколько в эти места приезжает туристов, особенно в летнее время! В мае 2016 года филиал Военно-морского музея в Осиновце планирует открыть новую масштабную экспозицию. На фоне обновленного музея, отремонтированной железнодорожной станции "Ладожское озеро", отреставрированных памятников и монументов на Дороге жизни – самый знаменитый маяк Ладожского озера будет смотреться не "в лучшем свете". А ведь какой объект для развития внутреннего туризма пропадает!
 
[Больше фото в галерее ниже]
При подготовке текста были использованы материалы портала "Регионавтика".



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К.
08.01.2016, 13:29
Надо бы уж заодно что-то сказать и о Стороженском маяке, близ Свирицы.
-0+
#Букин Владислав
08.01.2016, 13:41
Туда запланирована персональная поездка. Если все сложится - будет отдельный материал. 
-0+
#Михаил К.
08.01.2016, 14:51
Это хорошо! Кстати, Стороженский маяк на 1 метр выше Осиновецкого.
Свежие новости
"Восточный Порт" подвёл итоги конкурса "Охрана труда глазами детей"
10:03 / пресс-релизы