– Хватает ли сегодня сотрудников компании, и что делается для привлечения новых рабочих рук?
– Мы находимся в плановых параметрах численности, которые предусмотрены на 2024 год (на середину февраля среднесписочная численность сотрудников составляет порядка 1300 человек). Вместе с тем есть цель продолжить увеличение числа основных рабочих, а также работников конструкторской и технологической служб.
Практикуем традиционные инструменты поиска, привлечения и подбора персонала: работные сайты, соцсети, "аналоговые" каналы, такие как радио и реклама в метрополитене.
Все эти способы наращивания кадров неоднократно доказали свою эффективность в продвижении не только вакансий "Армалита", но и бренда предприятия. Например, в период рекламной кампании 2023 года трафик на официальном сайте предприятия и в разделе "Армалита" на работных сайтах вырос в шесть(!) раз. Также хорошо зарекомендовала себя рекламная кампания в городских многофункциональных центрах: ролики о предприятии транслировали в нескольких десятках центров, и это позволило укрепить свои позиции в среде соискателей вакансий на промышленных предприятиях.
– В последнее время часто тиражируется мысль: чтобы переломить устоявшиеся стереотипы о работе на заводе, нужно влиять на мнение родителей. Как, на Ваш взгляд, бороться с укоренившейся в обществе позицией, которая отражается во фразе: "Учение – свет, а неученье – чуть свет, и на работу"?
– По некоторым исследованиям, вес родительского фактора среди прочих, определяющих выбор профессии, превышает 90%. То есть даже если ребенок декларирует абсолютно самостоятельное решение по этому вопросу, то в действительности родители играют решающую роль. Поэтому, во-первых, мы поощряем институт "трудовых династий": через организацию экскурсий на завод для детей сотрудников, через общезаводские семейные праздники (именно в таком формате прошел недавний 145-летний юбилей "Армалита" (15.12.2023)), а также через возможность целевого обучения детей сотрудников в ведущих вузах и ссузах города с последующим трудоустройством в "Армалите". Нельзя не отметить и программу оплачиваемой занятости для детей сотрудников в летний период.
Во-вторых, мы своевременно информируем сотрудников о положении дел на заводе, о перспективах, чтобы в коллективе формировалась реалистичная картина мира, чтобы люди понимали, что с "Армалитом" можно связать и свое будущее, и будущее своих детей. Иногда родители, выбирая для своего чада образование, ориентируются на тот образ будущего, который у них есть, и зачастую этот образ "от противного" – чтобы было по-другому, не как у меня. Мы же стремимся к тому, чтобы сотрудник ощущал себя частью предприятия, был уверен в завтрашнем дне и тем самым стал примером для своего ребенка при выборе профессии.
– Действительно ли сегодня "станочник" получает достойную заработную плату? Не является ли это основной проблемой нехватки кадров?
– В настоящее время именно "станочники", то есть операторы станков (с ЧПУ) – самая высокооплачиваемая группа сотрудников завода. "Армалит" стремится поддерживать уровень зарплаты выше рыночного, поэтому из 150 позиций сегодня на предприятии вакантны считанные единицы. Что касается уровня оплаты, мы достигли поставленной цели по выходу на средний уровень зарплаты станочников в размере до 160 000 руб. Помимо "станочников" на предприятии существует ряд других рабочих специальностей, также востребованных и высокооплачиваемых.
– Работа на заводе уже не та, что 10-20 лет назад, однако об этом мало кто знает. Озвучьте основные мифы о работе на производстве.
– Главный миф, который почему-то в массовом сознании до сих пор в ходу: на заводе холодно, грязно, сплошь старое оборудование, низкие зарплаты, советский задел закончился, производство вот-вот закроется и придет в запустение.
Этот миф мы ежедневно опровергаем своим трудом, и часто наши гости, особенно далекие от промышленности, прогулявшись по цехам, не могут сдержать возгласов удивления: "Мы и представить не могли, что такое возможно!"
– Чем работа в АО "Армалит" отличается от работы на других схожих предприятиях?
– Всем: у нас интересно, надежно, динамично, перспективно и высокооплачиваемо.
– Какие на предприятии есть корпоративные традиции, помогающие сохранять и привлекать персонал?
– На заводе немало славных традиций, одна из таких – празднование юбилейных дат. "Армалит" в декабре 2023 года отметил свое 145-летие. На официальной торжественной части были приветствия почетных гостей и награждение лучших сотрудников, концертно-развлекательная программа. Отличительная черта мероприятия – семейный формат: заводчане пришли вместе с домашними, отчего атмосфера юбилея была душевной. Именно семейственность, ощущение уюта, заботы о людях отмечают наши сотрудники. Это один из тех факторов, который привлекает к предприятию членов семей армалитовцев, подрастающее поколение.
– Изменилась ли HR-политика предприятия за последние годы?
– У нас произошли значимые трансформации как в сфере оплаты труда основного производственного персонала (я уже говорил про среднюю зарплату, на которую мы вышли по "станочникам"), так и в вопросе укомплектования кадрами. Мы перестроили эту работу по принципу двух касаний: телефонное интервью и непосредственно собеседование на производственной площадке, в цехе, на участке. Мы привлекаем к общению руководителей и будущих коллег – сотрудников, с которыми предстоит работать бок о бок потенциальному соискателю. Результаты не замедлили себя ждать: если в первом полугодии 2023 года мы нанимали не более 3 станочников в месяц, то, например, в октябре закрыли 9 вакансий, а в ноябре – 14!
– Последнее время заговорили о промышленном туризме. Как это помогает АО "Армалит" привлекать необходимых сотрудников?
– Это хороший канал для продвижения hr-бренда и для коммуникации с нашей целевой аудиторией. Много говорится о популяризации работы в промышленности, но, на мой взгляд, hr-бренд промышленности – это сумма брендов конкретных предприятий, а не наоборот. С осени 2022 года отдел развития персонала "Армалита" принимал участие во II Всероссийском акселераторе по промышленному туризму "Открытая промышленность". Его организатор – Агентство стратегических инициатив (АСИ), соорганизатор – РАНХиГС. В результате прохождения акселератора была изучена методология создания современных экскурсий по промышленным предприятиям. Весной 2023 года в рамках экспекшен-тура представителей АСИ "Армалит" блестяще презентовал свою усовершенствованную профориентационную экскурсию для школьников и студентов. Только в 2023 году на наших профориентационных экскурсиях побывали более 220 школьников и учащихся колледжей и вузов. Уверен, многие из них – наши будущие сотрудники.
– Что нужно делать на уровне страны, чтобы молодые ребята захотели идти работать на завод?
– Нужно соблюдать всего два условия: чтобы работа была интересной и хорошо оплачивалась. Интересно тогда, когда сложно, но по силам. Соответственно, повысить качество образования в вузах и ссузах, чтобы выпускники имели достаточно компетенций для решения интересных производственных задач. Для этого крайне важно наполнить школьную программу точными науками, чтобы школьник был достаточно подготовлен к поступлению в технический вуз или колледж. А для того, чтобы мы могли хорошо платить молодому специалисту, необходимо и достаточно наращивать заказ промышленности, чтобы предприятия имели средства для достойной оплаты труда своим сотрудникам и для развития.
– Какие преференции получает сотрудник АО "Армалит"?
Достойная заработная плата;
Интересная работа с возможностью профессионального развития и карьерного роста;
Бесплатное обучение в Корпоративном учебном центре;
Компенсация детского оздоровительного отдыха;
Развитая корпоративная культура (спортивные и праздничные мероприятия, турслеты, конкурсы, коллективные выезды и др.);
ДМС.
– Сохранение доброй репутации требует ежедневной кропотливой работы. Что вы делаете для ее поддержания, и какие планы на будущее по развитию бренда АО "Армалит" среди потенциальных сотрудников?
– Прежде всего, мы заботимся о своих сотрудниках, потому что "сарафанное радио", как показывает практика – один из лучших каналов привлечения новых специалистов. Также мы планируем нарастить активность по продвижению "Армалита" как работодателя: участвовать в различных активностях вузов и ссузов (Дни карьеры и др.). Кроме того, у нас есть положительный опыт взаимодействия с городскими структурами, отвечающими за вопросы образования и занятости.
– Давайте озвучим конкретные цифры. Сколько сегодня сотрудников на предприятии, сколько людей еще требуется привлечь?
– На сегодняшний день на заводе трудится 1340 человек, число активных вакансий, по которым ведется подбор, составляет 50 единиц.
– Предлагаем завершить интервью на обращении к подрастающему поколению и тем, кто именно сейчас принимает решение о выборе профессии.
– Если вы любите решать сложные задачи, если хотите, чтобы ваша профессия стала вашим призванием, если желаете видеть вокруг себя достойных людей, горячо увлеченных созиданием, – приходите на "Армалит"!