Она была построена на Севмаше (входит в ОСК) в 1983 году. АПЛ установила абсолютный рекорд глубины погружения – 1027 метров. Это достижение до настоящего времени не превзойдено ни одним флотом мира.
Тактико-техническое задание на создание опытной глубоководной подводной лодки было составлено Военно-Морским Флотом в 1966 году. Предельная глубина погружения атомохода должна была в 2,5 раза превышать достижения подводного кораблестроения за всю предшествующую историю.
Атомная подводная лодка была заложена в 1978 году на Севмаше в стапельном цехе №42. Ответственный сдатчик – Владимир Чувакин. АПЛ К-278, в 1989 году получившая имя "Комсомолец", предназначалась для поиска, обнаружения, длительного слежения и уничтожения субмарин, охраняемых авианосцев, крупных боевых кораблей и транспортов противника. Проектант – центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин".
Строительство атомной подводной лодки проекта 685 велось в условиях строжайшей секретности. В процессе работ корабелы Севмаша находили неординарные решения для сложных производственных задач. К примеру, проведение сварочных работ на АПЛ из титанового сплава из-за особенностей металла требовало специального оборудования, станков, специально обученных сварщиков.
На подводной лодке К-278 был установлен ракетно-торпедный комплекс, состоящий из шести автоматизированных торпедных аппаратов. Оружие могло использоваться при залповой и одиночной стрельбе на всех глубинах погружения АПЛ благодаря наличию аппаратов специальной конструкции с силовыми установками пневмогидравлического типа.
Атомная подводная лодка "Комсомолец" проекта 685 – корабль третьего поколения. Он стал самой глубоководной боевой АПЛ в мире.
Фильм об АПЛ "Комсомолец" "Последняя автономка" можно посмотреть по ссылке.