— Почему возникла идея разработать проект "Земснаряд"?
— В 2022 году после ввода санкций западные компании Van Oord, DEME Group, Boskalis, Jan De Nul и другие покинули российский рынок. Ранее иностранные подрядчики выполняли до 90-95% всех дноуглубительных работ, и теперь стране нужна отечественная альтернатива. Тем более что большинство имеющихся судов устарели или скоро выйдут из строя.
Именно поэтому на конгрессе "Гидротехнические сооружения и дноуглубление" вопрос создания собственного специализированного флота стоял довольно остро. В ближайшие пять-десять лет объёмы только возрастут — акватории портов как на Северном морского пути, так и за пределами Арктики ждет активное развитие.
Земснаряд, конструируемый нашим бюро, оптимально удовлетворит запросы отрасли. Даже с учётом нынешних ограничений в машиностроении.
— А как обстоят дела с фрахтом техники у дружественных государств?
— Такая возможность есть. Например, китайская компания CCCC Group имеет крупнейший в мире дноуглубительный флот. Однако есть технические сложности для привлечения бренда: большое "транспортное плечо", недостаток некоторых компетенций, нехватка судов с нужными характеристиками.
К тому же наличие потенциальных иностранных подрядчиков не отменяет необходимости иметь собственные суда. И российские компании прямо заинтересованы в создании отечественного дноуглубительного флота.
— Какими характеристикам должно обладать будущее судно?
— Аналитика "Петробалта" показала, что оптимальным для отрасли станет самоотвозный землесос [1], с объёмом трюма в 6000 м3. Длина машины составит около 100 метров, ширина — порядка 23, осадка предполагается около 7 метров.
— Какими факторами обоснован такой типоразмер?
— Мы посмотрели характеристики судов, работавших в акваториях российских портов с 2010 года и по настоящее время. Объём трюмов составляет 2000 м3 и более. Далее учли перечень оборудования, которое должно быть произведено в России. В первую очередь речь идёт о составе требуемой энергетической установки и максимальном диаметре всасывающего трубопровода. Для работы в мелководных акваториях имели значение и показатели максимальной осадки. Перечисленные ограничения и продиктовали типоразмер 6000 "кубов".
— В каких регионах предполагается эксплуатироваться будущее судно?
— Летом на чистой воде — в акваториях портов Севморпути. В остальное время — на Балтике, Дальнем Востоке, в Черном и Азовском морях.
— Предусмотрен ли у техники ледовый класс?
— Максимум Ice1. Использование всасывающего трубопровода невозможно в тяжёлых ледовых условиях. А введение соответствующих усилений корпуса увеличивает его массу, возрастает мощность главной энергетической установки.
Вообще же, землесосу для работы ледовый класс не требуется. Разве что, для перегона через замёрзшие акватории.
— У проекта есть какие-то интересные особенности?
— Да, конечно. Например, мы приняли решение в пользу дизельной энергетической установки. Техника приводит в действие и насосное оборудование, и движители, в качестве которых предусмотрено два винта регулируемого шага в насадках. Для упрощения позиционирования и удержания на курсе земснаряд оснащен подруливающим устройством.
Важно, что экипаж численностью 14 человек размещается в носовой надстройке. В этой части команда больше защищена от шума и вибраций. Для каждого предусмотрена одноместная каюта, на борту есть спортзал, салон отдыха, сауна. При необходимости расположиться на судне смогут до 24 человек.
— Почему используется не ВРК и не система электродвижения?
— Идея ПКБ "Петробалт" позволит уменьшить на борту количество оборудования и увеличить дедвейт. Для земснарядов вообще характерно применение именно дизельной энергетической установки. А ВРШ обеспечит качественное управление и позиционирование судна, снизив стоимость строительства. Не зря больше половины существующих машин имеют как раз такие движители.
— Какое оборудование планируется устанавливать?
— Создавая земснаряд, мы руководствовались требованиями постановления правительства РФ № 719[1]. Чтобы судно было признано российским, за счёт отечественных компонентов необходимо набрать 3650 баллов.
Ключевыми с точки зрения импортозамещения являются энергетическая установка, системы позиционирования, средства автоматизации и контроля грунтозабора. В обязательном перечне спуско-подъёмное, грунтозаборное, насосное оборудование и пропульсивный комплекс. Именно эти позиции в первую очередь попадают под ограничительные нормы документа.
— Есть ли уже заказчики на проект?
— Мы рассчитываем, что разработка "Петробалта" будет интересна российским компаниям, занимающимся дноуглубительными работами. Среди них "Гидрографическое предприятие", "Строительная дноуглубительная компания", "Росморпорт" и другие. Например, "Гидрографическое предприятие" планирует создание четырёх самоотвозных землесосов ёмкостью трюма от 4000 до 10 000 м3. Для "Строительной дноуглубительной компании" возведут два землесоса объёмом трюма 5000 м3 и с ледовым классом Ice2. То есть в каждом случае будут учтены корпоративные интересы клиентов.
[1] Постановление правительства РФ от 17.07.2015 №719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Планируются ли разработки других судов для дноуглубительной отрасли?
В России, согласно проведенным нами исследованиям, было бы актуально судно с объемом трюма 11-12 000 м3. Но для него сейчас нет отечественного оборудования. Одновременно с проектированием и строительством "шеститысячника" следовало бы инициировать работы по созданию более совершенных образцов оборудования, которые могли бы устанавливаться на судно большей грузовместимости и производительности. Поэтому пока что "11-12 тысяч" – на уровне идеи, а активно разрабатываем "шесть тысяч".
Текст подготовлен специалистами ПКБ "Петробалт"