Река Волга — жемчужина всей Самарской области. В столице губернии пешая доступность к реке является важнейшим градообразующим фактором, который создает не только определенный облик приречного города, но и развитие инфраструктуры и экономики региона.
Самара построена на Волге, и власти всячески это подчеркивают и использует в собственных целях. Для горожан — это любимое место для отдыха, для города — это грузовые и пассажирские перевозки, способствующие росту экономики. В городе есть множество спусков и подходов к реке и набережной.
В Самаре полным ходом идет подготовка к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, везде ремонтируются дороги, проводятся крупномасштабные работы по реконструкции магистралей. Перемещаться по городу стало гораздо сложнее, ведь на улице невыносимая жара. Безусловно, ближайший доступ к реке максимально облегчает жизнь самарцев.
Те, кто уже бывал в Самаре, знают, что из себя представляет набережная города. Новейшие спортивные площадки, велодорожки, ряд памятников, ухоженные лужайки, развлекательные заведения и ларьки. Причем такой набережная стала сравнительно недавно. Поэтому летом самарцы преимущественно проводят свободное время именно здесь.
Но набережная Волги — это лишь одна сторона. При открытии навигации Самара начинает жить иначе. Открываются пассажирские перевозки, по реке регулярно сплавляются баржи.
Все это описание призвано лишь создать панораму Самары, так сказать, для понимания того, что там происходит и чем живет город с точки зрения отрасли. Постараюсь, соблюдая хронологию, описать свое видение столицы губернии, где река играет важнейшую роль в жизни города и жителей.
Навигация в Самаре открывается ближе к концу весны. В этом году после весенного паводка уровень воды в Волге достиг стенок набережной, накрыв пляжи и причалы. Но это не помешало навигации и работе судов на реке.
Столица губернии имеет около восьми причалов, которые обеспечивают перевозку горожан по реке. Причем каждый из причалов имеет разный маршрут судов.
На самом деле, несмотря на востребованность перевозками среди горожан, территория шестого причала и речного возкала выглядит неухоженной.
В Речном вокзале многолюдно. Все обмахиваются веерами, ждут очередного рейса. Работают три кассы, где продаются билеты на речные перевозки. Удивительно, но информации о них никакой нет. Ни стендов, ни информационных листов, только работающие, как цейтноты, кассиры, отвечающие односложно на вопросы. Напротив касс несколько туристических компаний, которые осуществляют продажи путевок на речные круизы.
С причалом мне повезло больше: совсем недавно пришвартовался пассажирский теплоход "Валерий Чкалов", порт приписки Нижний Новгород. Работники теплохода выгружали белье и вещи - готовились к новому рейсу.
По Волге постоянно сплавляются баржи, буксиры, пассажирские теплоходы, частные катера и малые суда. Сказать, что отрасль в Самаре остановилась и на реке ничего не происходит крайне сложно. Потому что на деле все иначе.
К примеру, этот буксир буквально через 30 минут после моей беседы с механиком отправится в работу. Это его первый рабочий день с периода навигации. К сожалению, на судно меня не пустили, работники были слишком загружены подготовкой к рейсу. Но зато дали разрешение на фотосъемку с причала.
Помимо причалов и пристаней, на берегу Волги в Самаре есть даже плавучий ресторан.
Местные жители пользуется речными перевозками с завидной регулярностью. К примеру, самый простой рейс на другой берег Волги в одно место, по личным подсчетам, насчитывает около 90 человек в одну сторону. Перевозят либо на крупных, опрятных пассажирских теплоходах, либо на стареньких, именуемых в народе ПС-ках за 50 рублей. Рейсы назначены каждый час, с утра и до 21:00 вечера по местному времени.
Перевозки осуществляются в: Гаврилову поляну, Зольное, Ширяево, Зеленую рощу, Рождествено, Виновку. Все это живописные Среднего Поволжья, которые пользуются широким спросом не только у местных жителей, но и туристов. Используемые типы судов для перевозки:
Для гурманов на другой берег Волги можно перебраться на "Нептуне-4", судне на воздушной подушке.
Если же вы по каким-то причинам не успели на речные перевозки на теплоходах, курсирующих по графику, то можно воспользоваться услугами частных перевозчиков. Так называемые, речное такси. Стоит услуга побольше, чем на теплоходе, но зато перевозят гораздо быстрее, с комфортом и в желаемое место другого берега реки.
Я решил попробовать дешевый вариант путешествия. Около малопримечательного причала скопилась толпа с сумками, пакетами с продуктами и домашними животными. В толпе сказали, что до ближайшего рейса в Зеленую рощу будет буквально через несколько минут. И вот на горизонте появляется судно - "ПС-102".
На погрузку выделено несколько минут, и мы уже в пути.
Судоводитель "ПС-102" Сергей сказал, что перевозками пользуются регулярно большое количество людей. Каких-то изменений по сравнению с прошлым годом не заметил, мол, кризис в отрасли если и есть, то не очень заметен. Людей меньше не стало, все желают отдыхать вне городской жары и суеты. Поэтому многие и перебираются сюда.
Чуть позже Сергей признался, что он является капитаном-механика теплохода "Волжанин". Он занимается перевозкой пассажиров от лица компании ОАО "Водная база "Зеленая роща".
"Зеленая роща" - это садовое некоммерческое товарищество (СНТ), близ села Рождествено. Это популярное место для отдыха на все лето (и даже зиму) самарцев.
Здесь совершенно другой, самобытный мир. У людей свои дома, пускай и не в их собственности. Из года в год традиционно они арендуют одни и те же домики, обживают их, превращая в свой уютный уголок, который станет родным на три месяца. Жизнь здесь, с другой стороны реки, не мешает переплывать Волгу и работать в Самаре.
Сюда местные жители выкидывают мусор.
Зеленая роща полна хаотично выстроенных понтонов с пришвартованными катерами частных владельцев. Причем многие из них действительно на них не перевозят пассажиров и не зарабатывают на этом деньги.
С этой стороны реки люди принадлежат сами себе. Они саморучно ремонтируют суда, красят корпуса, чинят двигатели, живут так, как они привыкли. Они сами создают свой быт.
На берегу, если двигаться глубже в лес, разбросаны по внешнему виду бесхозные лодки, которые, кажется, уже вряд ли коснутся воды.
Мужчина не стал представляться. Сказал, что реклама ему не к чему - все и так его знают. Он ремонтирует двигатель "Вихрь". Поделился со мной, что за 2 часа полностью разбирает и собирает подобный двигатель отечественного производства. К нему привозят лодки и катеры со всей округи. А так, по его словам, многие ремонтируют суда либо сами, либо на самарском РЭБе. Там же ремонтируют основной флот субсидированных компаний, которые осуществляют перевозки. Так же там ремонтируют флот АО "Самарского речного порта".
Понтоны полны не только катеров и лодок, но и судов непонятного происхождения и неизвестных владельцев, потому что внешний вид оставляет желать лучшего.
Помимо понтонов, домиков для отдыха и великолепной природы, на территории Зеленой рощи есть яхт-клуб "Волга", где любых желающих учат олимпийскому крейсерскому и туристическому парусному спорту, а так же сплавляться на байдарках.
За все время пребывания в Самаре сложилось впечатление, что город и люди принадлежат сами себе, уже привыкшие к данным условиям. Все помогают друг другу с ремонтом, перевозкой. Все решается между собой. Безусловно, река Волга в Самаре и все, что к ней относится - это ряд прекраснейших мест, где действительно отдыхаешь душой, наслаждаясь прогулкой по новейшей набережной и изысканной природой. Но ощущение заброшенного пространства, некоего хаоса осталось превалированным.
[Больше фото в галерее ниже]
Вид на Волгу со сквера им. Пушкина |
В Самаре полным ходом идет подготовка к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, везде ремонтируются дороги, проводятся крупномасштабные работы по реконструкции магистралей. Перемещаться по городу стало гораздо сложнее, ведь на улице невыносимая жара. Безусловно, ближайший доступ к реке максимально облегчает жизнь самарцев.
Самарцы спасаются от жары |
Набережная. Памятник Григорию Засекину - первому воеводе Самары |
Но набережная Волги — это лишь одна сторона. При открытии навигации Самара начинает жить иначе. Открываются пассажирские перевозки, по реке регулярно сплавляются баржи.
Пассажирские перевозки |
Все это описание призвано лишь создать панораму Самары, так сказать, для понимания того, что там происходит и чем живет город с точки зрения отрасли. Постараюсь, соблюдая хронологию, описать свое видение столицы губернии, где река играет важнейшую роль в жизни города и жителей.
Навигация в Самаре открывается ближе к концу весны. В этом году после весенного паводка уровень воды в Волге достиг стенок набережной, накрыв пляжи и причалы. Но это не помешало навигации и работе судов на реке.
Столица губернии имеет около восьми причалов, которые обеспечивают перевозку горожан по реке. Причем каждый из причалов имеет разный маршрут судов.
|
|
|
|
На самом деле, несмотря на востребованность перевозками среди горожан, территория шестого причала и речного возкала выглядит неухоженной.
В Речном вокзале многолюдно. Все обмахиваются веерами, ждут очередного рейса. Работают три кассы, где продаются билеты на речные перевозки. Удивительно, но информации о них никакой нет. Ни стендов, ни информационных листов, только работающие, как цейтноты, кассиры, отвечающие односложно на вопросы. Напротив касс несколько туристических компаний, которые осуществляют продажи путевок на речные круизы.
С причалом мне повезло больше: совсем недавно пришвартовался пассажирский теплоход "Валерий Чкалов", порт приписки Нижний Новгород. Работники теплохода выгружали белье и вещи - готовились к новому рейсу.
|
|
|
По Волге постоянно сплавляются баржи, буксиры, пассажирские теплоходы, частные катера и малые суда. Сказать, что отрасль в Самаре остановилась и на реке ничего не происходит крайне сложно. Потому что на деле все иначе.
К примеру, этот буксир буквально через 30 минут после моей беседы с механиком отправится в работу. Это его первый рабочий день с периода навигации. К сожалению, на судно меня не пустили, работники были слишком загружены подготовкой к рейсу. Но зато дали разрешение на фотосъемку с причала.
Буксир "Речной-46". Принадлежит ОАО Волжскому нефтеналивному пароходству "Волготанкер" |
|
|
Помимо причалов и пристаней, на берегу Волги в Самаре есть даже плавучий ресторан.
Плавучий ресторан |
Местные жители пользуется речными перевозками с завидной регулярностью. К примеру, самый простой рейс на другой берег Волги в одно место, по личным подсчетам, насчитывает около 90 человек в одну сторону. Перевозят либо на крупных, опрятных пассажирских теплоходах, либо на стареньких, именуемых в народе ПС-ках за 50 рублей. Рейсы назначены каждый час, с утра и до 21:00 вечера по местному времени.
|
|
|
Перевозки осуществляются в: Гаврилову поляну, Зольное, Ширяево, Зеленую рощу, Рождествено, Виновку. Все это живописные Среднего Поволжья, которые пользуются широким спросом не только у местных жителей, но и туристов. Используемые типы судов для перевозки:
- Пассажирские: "Москва", "Каштан", "ОМ", "МО", "Москвич", "ПС", "Московский", "Восход";
- Паромные суда: "Окский", МДК проектов 106К и 1176, "СП";
- Катера: "Марс-700", "Хивус-10".
Для гурманов на другой берег Волги можно перебраться на "Нептуне-4", судне на воздушной подушке.
|
|
|
Если же вы по каким-то причинам не успели на речные перевозки на теплоходах, курсирующих по графику, то можно воспользоваться услугами частных перевозчиков. Так называемые, речное такси. Стоит услуга побольше, чем на теплоходе, но зато перевозят гораздо быстрее, с комфортом и в желаемое место другого берега реки.
Частные перевозчики по Волге. Судно можно выбрать на любой вкус и цвет, потому что спектр предложений действительно широкий |
Речное такси |
Я решил попробовать дешевый вариант путешествия. Около малопримечательного причала скопилась толпа с сумками, пакетами с продуктами и домашними животными. В толпе сказали, что до ближайшего рейса в Зеленую рощу будет буквально через несколько минут. И вот на горизонте появляется судно - "ПС-102".
Теплоход "ПС-102" проекта 792 |
На погрузку выделено несколько минут, и мы уже в пути.
|
|
|
Судоводитель "ПС-102" Сергей сказал, что перевозками пользуются регулярно большое количество людей. Каких-то изменений по сравнению с прошлым годом не заметил, мол, кризис в отрасли если и есть, то не очень заметен. Людей меньше не стало, все желают отдыхать вне городской жары и суеты. Поэтому многие и перебираются сюда.
Капитан-механик Сергей |
Чуть позже Сергей признался, что он является капитаном-механика теплохода "Волжанин". Он занимается перевозкой пассажиров от лица компании ОАО "Водная база "Зеленая роща".
Капитан-механик Сергей |
"Зеленая роща" - это садовое некоммерческое товарищество (СНТ), близ села Рождествено. Это популярное место для отдыха на все лето (и даже зиму) самарцев.
Одна из пристаней Зеленой рощи |
Зеленая роща |
Здесь совершенно другой, самобытный мир. У людей свои дома, пускай и не в их собственности. Из года в год традиционно они арендуют одни и те же домики, обживают их, превращая в свой уютный уголок, который станет родным на три месяца. Жизнь здесь, с другой стороны реки, не мешает переплывать Волгу и работать в Самаре.
Сюда местные жители выкидывают мусор.
Символично развивающийся флаг России |
Зеленая роща полна хаотично выстроенных понтонов с пришвартованными катерами частных владельцев. Причем многие из них действительно на них не перевозят пассажиров и не зарабатывают на этом деньги.
|
|
|
С этой стороны реки люди принадлежат сами себе. Они саморучно ремонтируют суда, красят корпуса, чинят двигатели, живут так, как они привыкли. Они сами создают свой быт.
В прошлом баржа, ныне - жилые помещения |
На берегу, если двигаться глубже в лес, разбросаны по внешнему виду бесхозные лодки, которые, кажется, уже вряд ли коснутся воды.
|
|
|
Местный житель ремонтирует двигатель |
Мужчина не стал представляться. Сказал, что реклама ему не к чему - все и так его знают. Он ремонтирует двигатель "Вихрь". Поделился со мной, что за 2 часа полностью разбирает и собирает подобный двигатель отечественного производства. К нему привозят лодки и катеры со всей округи. А так, по его словам, многие ремонтируют суда либо сами, либо на самарском РЭБе. Там же ремонтируют основной флот субсидированных компаний, которые осуществляют перевозки. Так же там ремонтируют флот АО "Самарского речного порта".
Двигатель "Вихрь" |
Понтоны полны не только катеров и лодок, но и судов непонятного происхождения и неизвестных владельцев, потому что внешний вид оставляет желать лучшего.
Пришвартованные суда |
Пришвартованные суда |
Помимо понтонов, домиков для отдыха и великолепной природы, на территории Зеленой рощи есть яхт-клуб "Волга", где любых желающих учат олимпийскому крейсерскому и туристическому парусному спорту, а так же сплавляться на байдарках.
Байдарки |
За все время пребывания в Самаре сложилось впечатление, что город и люди принадлежат сами себе, уже привыкшие к данным условиям. Все помогают друг другу с ремонтом, перевозкой. Все решается между собой. Безусловно, река Волга в Самаре и все, что к ней относится - это ряд прекраснейших мест, где действительно отдыхаешь душой, наслаждаясь прогулкой по новейшей набережной и изысканной природой. Но ощущение заброшенного пространства, некоего хаоса осталось превалированным.
Самара. Зеленая роща. Понтон |
[Больше фото в галерее ниже]