Рыбный промысел в России движется в двух направлениях - импортозамещение и информатизация. О том, как это выглядит в сфере навигации, связи, сбора данных и позиционирования судов, рассказал "Корабел.ру" глава одного из подразделений Росрыболовства, руководитель Центра системы мониторинга рыболовства и связи Артем Вилкин.
В составе Росрыболовства есть структура под названием Центр системы мониторинга рыболовства и связи, которая обеспечивает госконтроль за деятельностью рыбопромысловых судов, ведет их позиционирование, собирает и анализирует информацию. В поле зрения широкой общественности она попала в прошлом году, когда развернулась история с заменой иностранной системы позиционирования для рыбаков "Аргос" на отечественную разработку "Гонец". "Корабел.ру" побеседовал с руководителем ЦСМС Артемом Вилкиным и узнал, чем сегодня занимается возглавляемое им учреждение.
– Мы на нашем сайте много пишем о проблемах или победах "рыбаков" в сфере судостроения, о квотах под киль и квотах на вылов. Ситуация с мониторингом и связью на рыболовных судах для СМИ пока находится в периферийной зоне внимания и информации о ней мало. Поэтому первый вопрос: поясните, в каком положении сейчас российские рыбаки по сравнению с мировым уровнем? В чем мы уступаем в этой сфере, в чем идем наравне? Или, может быть, в чем-то вырываемся вперед?
– В первую очередь благодарю за возможность высказаться и донести нашу деятельность до общественности.
Необходимо отметить, что рыбаки наши оснащены и подготовлены совершенно по-разному. Этому множество причин – разница в рыбопромысловых бассейнах и характере самой рыбалки, разница в ценности ВБР, исторические причины. Зачастую мы видим и просто безответственные компании, которые не хотят вкладывать в свои суда и своих сотрудников. Поэтому мы наблюдаем всю палитру – от очень хорошо оснащенных судов с самым современным оборудованием и подготовленным экипажем с высокой квалификацией до судов в совершенно ужасном состоянии и с постоянной текучкой персонала.
Росрыболовство видит эти проблемы и инициировало инвестиционные квоты под строительство новых судов на отечественных верфях. Мы уже сейчас видим очень позитивное начало и практическую работу этой инициативы.
Со своей стороны могу сказать, что созданная в нашей стране и развивающаяся Отраслевая система мониторинга является одной из самых продвинутых в мире. Мы собираем, обрабатываем и анализируем промысловую информацию, позиционируем суда в любой точке Мирового океана, занимаемся международным взаимодействием и обменом такой информацией.
С внедрением программного комплекса "Электронный промысловый журнал" и развитием ОСМ мы можем вырваться в мировые лидеры в ближайшие два года по части информатизации и автоматизации отрасли.
Встреча с руководителями рыбопромышленных предприятий Приморского края / Центр системы мониторинга рыболовства и связи |
– В прошлом году была волна споров по поводу запрета для рыбаков на пользование системой "Аргос". У этого постановления долгая подоплека, но можете ли вы хотя бы тезисно рассказать, в чем была причина такого шага?
– Мы уже много по этому поводу писали, давали комментарии для СМИ, и в течение всего прошлого года на встречах с рыбопромышленниками я постоянно уделял этому достаточное количество времени, чтобы разъяснить истинную причину запрета "Аргоса" для позиционирования рыбопромыслового флота. Если обобщить и не вдаваться совсем в мелкие детали, то причина проста – "Аргос" не соответствует требованиям законодательства РФ. Именно в такой формулировке ФГБУ ЦСМС получило представление по итогам проверочных мероприятий, которые проходили в 2015 году. Мы организовали встречу на самом высоком уровне. Со стороны РФ выступал Соколов В.И. – заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству, а со стороны компании CLS (французская компания) прилетел на переговоры ее глава г-н Васаль.
На этих переговорах была достигнута договоренность, согласно которой компания CLS обязалась выполнить требования законодательства РФ и провести необходимые мероприятия, но наши партнеры так этого и не сделали.
– Почему возникло столько критики со стороны промысловиков? Были ли с их стороны альтернативные предложения, конструктивные дополнения? Учло ли эти пожелания Росрыболовство?
– Критика возникала, в основном, относительно сроков. Изначально было предписано отказаться от использования "Аргоса" в течение трех первых месяцев 2016 года, но контролирующие органы шли на встречу и продлевали переходный период. В итоге весь флот смог спокойно доработать год и плавно перейти на отечественную спутниковую систему "Гонец".
Необходимо напомнить, что "Гонец" является глобальной системой с точки зрения покрытия всего земного шара. Мы отмечаем стабильную работу данной системы и терминалов, которые установлены на судах.
Спутник "Гонец-М" / Центр системы мониторинга рыболовства и связи |
– Как идет создание сети региональных сервисных центров системы "Гонец"?
– Мы по этому вопросу находимся в плановых сроках, если говорить о создании сервисных центров на базе наших филиалов. Мы хотим начать запускать их в 2018 году. Необходимо отметить, что создание таких центров в филиалах – это исключительно коммерческий проект.
Наши планы никак не влияют на создание сети аккредитованных сервисных центров. Этой работой занимаются наши партнеры из АО "Гонец". Такую информацию можно найти на их сайте и на нашем. Пользуясь случаем, хочу призвать всех желающих устанавливать оборудование "Гонец" пользоваться услугами только авторизованных центров. Это крайне важно! Установка оборудования неподготовленными специалистами может очень негативно повлиять на эксплуатационные характеристики.
Хотел бы отметить еще один очень значимый факт. Мы сейчас занимаемся реконструкцией нашего Регионального центра мониторинга в Мурманске. В проектной документации мы предусмотрели установку базовой станции "Гонца" на наших площадях. Реализация этого мероприятия приведет к улучшению технических характеристик работы системы.
В середине 2018 года мы подготовим все необходимые мощности и помещения и согласуем все юридические вопросы, а установкой самой станции будет заниматься АО "Гонец". Мы постоянно при встрече с президентом АО "Гонец" Д.В. Бакановым уделяем этому особое внимание.
Подписание соглашения между ОАО "СС "Гонец" и ФГБУ ЦСМС / Центр системы мониторинга рыболовства и связи |
– Еще одна новинка, которую внедряет Росрыболовство, это электронный промысловый журнал. Каков функционал этой разработки?
– Программный комплекс "Электронный промысловый журнал" должен заменить существующий бумажный промысловый журнал, который обязаны вести на судне при осуществлении промысла. Мы создаем инструмент, который частично автоматизирует сам процесс ведения такого журнала. Все данные будут попадать на серверную (береговую) часть этого комплекса и будут доступны для сотрудников Росрыболовства и контролирующих органов, а также будут использоваться для международного обмена в реальном режиме времени.
Мы не устанавливаем никаких обязательных марок компьютеров или средств передачи данных. Это отдается на откуп самим промышленникам. Мы лишь устанавливаем минимальные технические характеристики к оборудованию. На наш взгляд, это не приведет к дополнительным издержкам бизнеса.
Необходимо отметить, что создание ЭПЖ – не прихоть чиновников, а международное требование для предотвращения ННН-промысла (незаконного, несообщаемого, нерегулируемого).
Собираемые данные могут быть использованы и для многих других полезных целей. Например, для электронной ветеринарной сертификации. Мы уже наладили передачу этих данных в Россельхознадзор. Запланировали в будущем году предусмотреть специальный сервис для подачи заявки на сертификат из самой программы. Также эти данные используют и сами рыбопромышленные компании, которые получают оперативную информацию о работе своих судов на промысле и могут планировать свою хозяйственную деятельность.
Установка ПТК ЭПЖ на КРКПБ "Всеволод Сибирцев" / Центр системы мониторинга рыболовства и связи |
– Как идет его тестирование? Есть ли вопросы от рыбаков?
– Опытно-промышленную эксплуатацию мы начали в прошлом году, и сейчас ПК "ЭПЖ" успешно функционирует на 250 судах. Мы постоянно собираем предложения и замечания по его работе и с учетом этого дорабатываем программный продукт. Для этого у нас развернута специальная электронная система учета заявок на доработку и техническую поддержку пользователей. Такой режим продлится до конца этого года.
– Стоит ли ожидать в будущем указа об обязательной установке ЭПЖ на борту всех рыболовных судов? Или рынок сам должен все расставить по местам?
– Сейчас проходит согласование проекта федерального закона, который сделает обязательным ведение электронного журнала вместо бумажного. Ожидается, что обязательным это станет с 2018 года. По поручению заместителя министра сельского хозяйства – руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова будет установлен переходный период не менее полугода, чтобы все рыбаки смогли в плановом режиме оснастить свои суда программным комплексом.
– В конце прошлого года было принято решение о создании двух региональных центров мониторинга — Дальневосточного и Северо-Западного — на базе филиалов ЦСМС. Чем будет отличаться работа РЦМ от работы филиалов? И что полезного это сулит российским рыбакам?
– Мы хотим оптимизировать свою деятельность и упростить взаимодействие пользователей с нами. Мы сейчас заканчиваем разработку интернет-портала Межведомственной информационно-аналитической системы "Рыболовство" (МИАС "Рыболовство"), которая должна прийти на смену Отраслевой системе мониторинга (ОСМ). Запуск портала позволит нам выполнить ряд организационных, технических и технологических мероприятий для создания единого организма.
Приведу пример – до 2016 года можно было получить свидетельство соответствия Технического средства контроля только в Мурманске или в Петропавловске-Камчатском. Мы устранили эту глупость, и получить такое свидетельство можно теперь в любом нашем филиале.
Начато строительство объекта регионального центра мониторинга и регионального информационного центра в Мурманске / ЦСМС |
Или еще один пример – исторически круглосуточная служба сопровождения спутникового позиционирования судов существовала только в Мурманске и обслуживала только западную часть нашей страны, зоны иностранных государств и конвенционные районы, а на Востоке (самом "урожайном" рыбопромысловом бассейне) такой службы не было никогда. Мы объединили эти службы и теперь круглосуточно обслуживаем любого нашего пользователя из любого бассейна.
Это только два примера, которые наглядно показывают разобщенность исторически складывающейся структуры Центра. Мы поставили цель устранить все эти противоречия и сделать нашу работу удобной, прозрачной и эффективной для рыбаков.
– Последняя новость на вашем сайте сообщает об испытаниях устройств определения местоположения LookOut Pro и Naviset GT-50. Что это за приборы, кто их разрабатывал и в чем их преимущества?
– Это приборы, определяющие местоположение судов и передающие данные в Отраслевую систему мониторинга. Приборы являются отечественными разработками, но работают в системе "Иридиум". Их преимущество заключается в их невысокой стоимости и качестве работы.
– В испытаниях участвуют семь судов. Можете уточнить, что это за суда, каких типов, кому принадлежат?
– Все суда, участвующие в тестовых испытаниях, являются участниками рыбопромысловой деятельности. Принадлежат отечественным компаниям. Вот их список и район, где они осуществляют свою деятельность:
Абонентский терминал | номер позиции | Регион | Судно | Тип судна |
Naviset GT-50 | 1 | Дальний Восток | тх"Сораксан" | Транспортный рефрижератор |
2 | Каспийское море | Гидробиолог | НИС | |
3 | Северный флот | В. ИГНАТЮК | Ледокол | |
4 | Черное море | СРТ "Мария" | Рыбопромысловое | |
Lookout Pro | 5 | Калининградский | Норд-1(К1784) | маломерное |
6 | Сахалинский | МБ-6114 | буксир | |
7 | Астраханский | Гидробиолог | НИС |
– Расширим вопрос: как вообще определяется, на каких судах будут проводиться испытания разного рода устройств? На каких условиях проводятся такие испытания? Получает ли от них судовладелец материальную выгоду или иные формы стимулирования?
– Определяется очень просто. Наши сотрудники в филиалах связываются с судовладельцами по своим зонам ответственности и предлагают принять участие в наших испытаниях. Это все происходит при добровольном согласии компаний. Никакую материальную выгоду участники испытаний не получают, но получают возможность самыми первыми испытать на себе новые приборы, новое программное обеспечение, принять участие в улучшении всей системы путем направления нам замечаний и конструктивных предложений. Мы за это очень благодарны всем, кто идет с нами на сотрудничество и принимает участие во всех наших начинаниях.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором Выборгского СЗ о строительстве траулеров)
Российские проекты современных рыбопромысловых судов есть (интервью с заместителем генерального директора компании "ХС Морское проектирование")