По прогнозам западных отраслевых экспертов, санкции против судов под российским флагом могут больно ударить по глобальному рынку морских грузоперевозок.
|
Китай - мировой лидер по привлечению заказов на новострой / Фото: korabel.ru |
Согласно оценкам специалистов британской компании Clarksons Shipping, в распоряжении российских судовладельцев к настоящему времени находится порядка 3 000 судов, суммарной вместимостью в 18,1 млн. компенсированных регистровых тонн (CGt), что составляет 1,2% всего мирового торгового флота.
Искусственное «отключение» этого тоннажа от международных морских грузоперевозок приведет к существенному проседанию предложения транспортных услуг во всех сегментах торгового мореплавания, нарушению логистических цепочек и дальнейшему росту фрахтовых ставок, которое в конечном счете оплатит потребитель импортируемых товаров.
Между тем, Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) с тревогой отмечает, что сохранение наблюдаемых тенденций на фрахтовом рынке может уже к 2023 году привести к 11%-му росту цен на все импортируемые товары и 1,5% росту мировых потребительских цен. Заметим, что прогноз этот был сделан в досанкционный период, так что теперь темпы роста мировых цен станут еще выше.
Пока же, рассчитывая на продолжительный период повышенного спроса на морские грузоперевозки и высоких фрахтовых ставок, мировые операторы продолжают наращивать портфели новостроя. Так, только за вторую неделю марта 2022г, на верфях по всему миру были размещены новые заказы на сооружение судов различных типов, на общую сумму в $2,5 миллиарда.
Как и в прошлом году, среди них преобладают контракты на строительство контейнеровозов и СПГ-танкеров, причем наблюдается увеличение числа судов, способных работать как на традиционном, так и альтернативном (СПГ, аммиак, водород) топливе.
Помимо инвестиций в строительство новых флотов, операторы наращивают покупки уже готовых судов, в том числе и (с недавнего времени) находящихся в эксплуатации.
Как уже отмечал Korabel.ru, львиная доля всех новых заказов достается судостроителям Китая, Южной Кореи и Японии. В частности, по итогам 2021г на верфях Поднебесной были размещены заказы на строительство судов в 22,8 млн. CGt (почти 50% общемирового портфеля новостроя), а корабелам Южной Кореи достались контракты на сооружение судов в 17,35 млн. CGt или 38% всего их мирового объема.