По мере углубления глобального продовольственного кризиса эффективное использование всех доступных запасов водных биоресурсов приобретает особое значение для стран, которые могут себе это позволить благодаря географическому положению. В наши дни морепродукты и их производные рассматриваются в качестве не столько деликатесов, сколько дополнительных естественных источников животных белков и жиров, доступных для массового потребителя.
Неудивительно, что предусмотрительные инвесторы расценивают отраслевой рынок как один из наиболее перспективных, а бизнес-аналитики прогнозируют ему динамичный рост уже в краткосрочной перспективе – разница только в уровнях, темпах и основных способах их достижения.
Ловить или разводить?
В частности, согласно достаточно сдержанным оценкам транснациональной маркетинговой корпорации Research and Markets (штаб-квартира г. Дублин, Ирландия), по итогам 2024-го мировой рынок рыбы и рыбопродуктов в денежном отношении вырастет до $703,06 млрд (+7% в годовом исчислении). Далее предполагается поступательное увеличение этого показателя с совокупным среднегодовым темпом роста (CAGR) на уровне 6,9% – вплоть до отметки в $916,5 млрд в 2028 году. Более смелые прогнозы обещают, что уже через четыре года делах рыбному рынку удастся преодолеть отметку в один триллион долларов США, а к 2029-му – несколько стабилизироваться в пределах $1,2-1,3 трлн.
Очевидной основой для столь быстрого роста является адекватное увеличение производства рыбы – как традиционным путем (вылов в районах естественного обитания), так и при посредством выращивания (аквакультуры). При этом собственно вылов рыбы в глобальном масштабе неуклонно сокращался с 2018 г, так что прошлогодний результат оказался на уровне показатель далекого 2007-го. А вот объемы рыбоводства за тот же период выросли почти вдвое, существенно превысив достижения промысловиков:
*вылов + выращивание
Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), к 2029 году можно ожидать увеличения глобального производства рыбы еще на 25 млн т (почти на 14%) – до 200 млн тонн в год. Заметим, что этот результат предполагается главным образом достичь за счет наращивания рыбоводства (до 105 млн т/г), в то время как объемы вылова могут даже несколько просесть (до 95 млн тонн). Таким образом, государства, которые готовы сконцентрировать усилия на дальнейшем развитии предприятий аквакультуры, могут рассчитывать на значительное укрепление своего рыночного положения – даже при сохранении традиционной добычи на уже существующем уровне.
Рыбный рынок: все секреты лидеров
Наглядным подтверждением этому является сегодняшняя ситуация на рынке рыбы по оценке внешних источников:
Страна | Вылов | Выращивание | Всего |
Китай | 13,2 | 72,8 | 85,6 |
Индонезия | 14,6 | 7,2 | 21,8 |
Индия | 9,4 | 5,0 | 14,4 |
Вьетнам | 4,8 | 3,5 | 8,3 |
Перу | 6,5 | 0,2 | 6,7 |
Россия | 5,3 | 0,2 | 5,5 |
США | 4,3 | 0,4 | 4,7 |
Норвегия | 2,5 | 1,7 | 4,2 |
Чили | 2,4 | 1,4 | 3,8 |
Мексика | 1,6 | 0,3 | 1,9 |
*Вылов+выращивание
Например, Китай, являясь абсолютным мировым лидером по производству рыбы, заметно уступает по ее вылову Индонезии, у которой (так же как у Индии) на рыбоводство приходится порядка трети всей продукции отрасли. У следующего за ними в рейтинге ТОП-10 производителей рыбы Вьетнама доли промысла и аквакультуры почти равны.
Россия по итогам 2023 года занимает шестую позицию списка, заметно опережая США, но все же существенно уступая Перу.
При этом структура отраслевого производства у всех трех стран практически идентична – с практически ничтожным вкладом рыбоводства по сравнению с объемами вылова. Наконец, у замыкающих перечень лидеров Чили и Мексики доля аквакультуры в общем производстве рыбы достигает 40% – даже несмотря на значительные по площади акватории исключительных экономических зон этих государств.
Итак, ситуация на рынке производства рыбы (различными методами) в целом ясна. А теперь рассмотрим, как обстоят дела с ее экспортом…
Продавайся, рыбка – большая и маленькая
В соответствии с подсчетами аналитиков шанхайской компании Tendata, по итогам прошлого года объем экспортного рынка рыбы и рыбопродуктов в денежном отношении составил $236,61 млрд. Его особенностью является достаточно высокая степень сегментированности, вследствие чего пять ведущих игроков контролируют едва 18% всего рынка:
Страна | Объем экспорта, $млрд. |
Норвегия | 15,5 |
Китай | 10,4 |
Чили | 7,05 |
Канада | 4,87 |
США | 4,47 |
Первую позицию в рейтинге с большим отрывом удерживает Норвегия, основными экспортными продуктами которой являются лососевые, треска и продукты их переработки. Примечательно, что основным импортером норвежской рыбы в прошлом году стала… Польша, закупившая ее на S1,73 млрд.
Китай пока занимает лишь второе место на рынке, однако отраслевые аналитики отмечают, что производство и переработка рыбы в Поднебесной находятся на подъеме. При этом страна поступательно расширяет географию своего рыбного экспорта, привлекая все новых партнеров. К настоящему времени самым крупным покупателем является Япония ($1,64 млрд по итогам 2023г).
Несмотря на сопоставимые с Норвегией объемы производства рыбы, Чили находится лишь на третьем месте в мире по ее экспорту. Основным адресатом поставок из Чили являются США, которые в прошлом году импортировали из этой латиноамериканской республики рыбной продукции на $2,86 млрд.
Достаточно скромная как по вылову, так и по разведению водных биоресурсов Канада тем не менее находится на четвертой позиции экспортного рынка, специализируясь главным образом на поставках морских деликатесов – лобстеров, крабов и лососевых. Главным покупателем этой продукции вполне ожидаемо являются США, которые в 2023 г приобрели ее на $13,4 млрд.
Пятерку лидеров замыкают Соединенные Штаты Америки, причем почти треть всего их рыбного экспорта (1,06 млн т) направляется в… Канаду. Примечательно, что эксперты Tendata оценивают прошлогодний вывоз рыбы и рыбопродуктов из США менее, чем в $5 млрд, в то время как официальный Вашингтон (устами министерства сельского хозяйства – USDA) говорит о $5,16 млрд, с приоритетными поставками в Китай (на $1, 04 млрд), Канаду и страны Евросоюза (по $1,03 млрд).
А что же Россия?
Экспортные достижения нашей страны на этом фоне выглядят достаточно обнадеживающими. Согласно официальным данным Федерального Агентства Российской Федерации по рыболовству (Росрыболовства), в 2023 году Россия направила на экспорт порядка 2,2 млн тонн рыбы и рыбопродуктов, что на 12% выше достижений 2022-го.
Безусловным лидером зарубежных поставок при этом стал минтай и продукция его переработки. Далее (с большим отрывом) следуют лососевые, сардина иваси и сельдь, а также крабы.
К сожалению, львиную долю российского экспорта по-прежнему составляет традиционная мороженая рыба (с головой и без), при кратно меньших объемах продукции с более глубоким уровнем переработки:
Продукция | % |
Мороженая рыба | 76 |
Рыбное филе и фарш | 9 |
Мука и непищевые гранулы | 6 |
Ракообразные, моллюски и т.п. | 5 |
Прочее | 4 |
Что же касается географии экспорта, то основным покупателем российской продукции стал Китай, а свыше 90% всех поставок было осуществлено всего в семь стран мира:
Страна | Экспорт, тыс. тонн | К 2022г |
Китай | 1 210 | ок. +100% |
Южная Корея | 617 | ок. -30% |
Нидерланды | 138 | +4% |
Республика Беларусь | 75,5 | -3% |
Япония | 33 | -43% |
Казахстан | 26 | +11% |
Нигерия | 18 | - 64% |
Прочие | 82,5 | – |
Как видим, практически двукратное увеличение экспорта в Поднебесную (и более умеренное – в другие дружественные страны) позволило скомпенсировать снижение соответствующих поставок государствам -"непартнерам". Впрочем, некоторые из них (например, Южная Корея) сохранили объемы закупок на достаточно высоком уровне или даже решились их увеличить (Нидерланды). В дополнение к этому, к традиционным импортерам российской рыбы прибавилось еще 18 стран.
С достаточной степенью точности оценить достижения отечественного рыбного экспорта в денежном отношении представляется возможным исходя из стоимости его китайской составляющей. Так, по данным информационно-аналитического центра "Агроэкспорт", в прошлом году Россия поставила в Поднебесную рыбопродукции на рекордные $2,9 млрд.
Соответственно, больше всего было экспортировано мороженой рыбы (на 1,6 млрд) и ракообразных (преимущественно крабов). Вывоз в Китай рыбного филе за тот же период оценивается "всего" в $58 млн, однако весьма обнадеживает динамика прироста данного показателя – почти вдвое по сравнению с 2022 годом.
С учетом приведенных цифр, суммарная стоимость российского рыбного экспорта за 2023 год составляет порядка $5,3 млрд, что ставит нашу страну на четвертое место в мировом рейтинге (сразу после Чили, но все же перед США и Канадой). Более того: обнародованные в апреле 2024-го планы Росрыболовства довести экспорт профильной продукции в текущем году до $5,6 млрд (+5,6% в годовом исчислении) выглядят вполне реалистичными – особенно с учетом продолжающего расширения географии поставок.
Делаем выводы
1. В условиях поступательного роста населения нашей планеты при ограниченных возможностях производства необходимых для него объемов продовольствия на суше, долголетний и при этом все возрастающий спрос на рыбу, а также прочие морепродукты гарантирован.
2. Государства, своевременно предпринявшие комплекс мер для полноценного освоения всех доступных запасов биоресурсов, смогут обеспечить свою продовольственную безопасность (и независимость), а также существенно увеличить экспортные доходы.
3. В обозримой перспективе основной прирост производительности отрасли будет достигаться за счет рыбоводства, при этом все виды традиционного вылова безусловно сохранят свое базовое значение. Рецепт успеха для России: активное развитие предприятий аквакультуры с одновременным плановым пополнением/обновлением промыслового флота.
4. Наращивание добычи морепродуктов неизбежно предполагает значительное расширение районов лова за пределами национальных исключительных экономических зон – что требует укрепления сотрудничества с государствами, которые в силу своего географического положения контролируют особо "рыбные" места Мирового океана. В связи с этим заметим, что из пяти стран, опережающих Россию в рейтинге производителей рыбы (рис.2), нет ни одной недружественной, зато по крайней мере четыре из них являются нашими стратегическими партнерами.
5. Для эффективного использования уже добытых морепродуктов (и соответствующего прироста экспортных поступлений) необходима модернизация и наращивания мощностей по их максимально глубокой переработке. Прошлогодние экспортные рекорды России (2,2 млн т за $5,3 млрд или, в среднем, по $2 400 за тонну) не могут не радовать, но…
Для сравнения: по данным USDA, в 2023г производители США реализовали на внешних рынках всего порядка 1,28 млн метрических тонн своей продукции, получив за нее $5,18 млрд, т.е. (в среднем) по $4 050 за тонну. Подобная разница объясняется не столько доступом на (официально) закрытые для России "дорогие" рынки Евросоюза и Канады, сколько более высокой степенью переработки улова – чтобы грамотно и без потерь превратить его в по-настоящему солидные деньги…
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |