Сегодня это самый крупный судоходный шлюз Верхней Волги, входящий в состав Рыбинского района гидротехнических сооружений ФГБУ "Канал имени Москвы".
Строительство шлюза было начато в 1935 году. За считанные недели до начала войны, 17 мая 1941 года, он был введен во временную эксплуатацию, одной камерой.
Тогда же через Рыбинский шлюз прошли первые речные суда. 13 апреля 1941 года после завершения бетонирования последнего пролета Рыбинской плотины паводковые воды Волги и Шексны, встретив рукотворное препятствие, начали заливать свои русла и пойменные участки, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Эта дата считается днем образования Рыбинского водохранилища. При этом, по напору водяного столба на сооружениях шлюза (18.4 м), объему сливной призмы и скорости шлюзования в 1953 году Рыбинский шлюз удерживал мировое первенство, выступая образцом передовой советской техники. Полноценная штатная эксплуатация двумя камерами на шлюзе началась 2 февраля 1952 года.
Пик транспортной загрузки Рыбинского шлюза пришелся на советский период массового промышленного строительства - 1975 год. Тогда за 9493 шлюзований было пропущено 22 142 единиц флота. Общий объем перевозок грузов речным транспортом СССР на тот момент составлял около 475 млн. т, что в 4,7 раза больше аналогичного показателя ВВП России по итогам прошлого, 2021 года.
В последнее десятилетие на Рыбинском шлюзе заменены двустворчатые ворота нижней головы, клапанные ворота верхней головы, ремонтные двустворчатые ворота, затворы водопроводных галерей, реконструированы причальные линии. Реконструкция камеры №12 еще продолжается. Весь судопропуск на данный момент осуществляется через камеру № 11.
В настоящее время Рыбинский шлюз является одним из центральных судопропускных сооружений Волжского каскада гидроузлов, который входит в состав Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации.
Через шлюз в 2021 году переправились суда со 137 тысячами пассажиров. Прежде всего, это туристы, путешествующие на круизных теплоходах в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Астрахань и Ростов-на-Дону. Заметно выросло количество пассажирского флота, пропущенного через Рыбинский шлюз в навигацию 2021 года (1446 единиц) по сравнению с навигацией 2020 года (812 единиц).
Среднесуточная интенсивность работы Рыбинского шлюза за навигацию-2021 в среднем составляет 19 шлюзований с пропуском 35 единиц флота в сутки (при 17 шлюзовании и 30 единиц флота в сутки за навигацию 2020 года).
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |