О проблеме обновления рыбопромыслового флота говорилось и говорится довольно много, в том числе и на страницах портала «Корабел.ру».
Так в статьях: «Новый судостроительный комплекс ОАО «Пелла» и «Василий Шайтанов: «Сейчас рыбаки выбирают квоту пятью судами, которую раньше выбирали десятком» эксперты в данной области и представители рыбопромысловых компаний в своих оценках были категоричны: в сегодняшних условиях рыбаки охотнее покупают старые норвежские суда, или «латают» советские БМРТ, нежели строят новые. Тем не менее существуют и исключения из правил.
Так, в конце марта 2013 года на старейшей хорватской верфи Uljanik Brodogradiliste D.D., в городе Пула, был спущен на воду морозильный рыболовный траулер «Таурус». Заказчик и владелец нового судна - Мурманская компания ЗАО «Таурус». Что отрадно, во время строительства траулера, верфь посетил целый ряд представителей российских рыбопромысловых компаний, в том числе Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум (СЗРК) и «Карельские морепродукты», для детального ознакомления с проектом.
Завод в городе Пула — предприятие с более чем 160-летней историей, а его сотрудничество с СССР насчитывает не одно десятилетие. С 1965 года там строились морские грузовые суда и паромы Судоимпорта (серии «Советский Дагестан» пр. 0379 и «Пула»). Всего было построено 34 судна. Затем, уже для российских заказчиков, хорватские корабелы изготавливали серию из четырех судов проекта 10802Е типа «Махачкала». У Российского морского регистра судоходства (РС) связи с Uljanik Brodogradiliste еще более плотные, с 1963 года совместно они построили 54 судна, включая и «Таурус».
На данный момент судоверфь прошла процедуру приватизации, в соответствии с условиями вступления Хорватии в ЕС, приобрела судостроительный завод 3 Maj Brodogradiliste D.D. в г. Риека, и сегодня уже группа компаний Uljanik является действительным лидером хорватского судостроения.
Если вернуться к самому судну, то «Таурус» примечателен не только тем, что является редким примером новостроя в среде рыбаков, но и своими техническими возможностями.
Траулер "Таурус" / Российский морской регистр судоходства |
Проект судна был разработан норвежской фирмой Сramaco A/S с последующей адаптацией к стандартам хорватского судостроения. Траулер имеет ледовый класс и предназначен для круглогодичной эксплуатации. Автономность плавания составляет до 30 суток. На судне реализована возможность использования двух видов топлива — легкое и тяжелое.
Основные характеристики траулера «Таурус»:
- длина судна – 63,85 м;
- ширина – 13,5 м;
- высота борта – 8,4 м;
- валовая вместимость – 2403;
- дедвейт – 1300 т;
- скорость хода –14,5 уз.;
- мощность главного двигателя – 4500 кВт;
- экипаж – 44 чел.
Судно предназначено для лова рыбы донным тралом (в основном, трески и пикши), последующей заморозки рыбы, а также ее обработки (производства филе и консервов), упаковки и хранения продукции. При относительно небольших габаритах судна на его борту размещается оборудование трех рыбообрабатывающих фабрик с планируемой производительностью вылова и обработки до 100 тонн готовой продукции в сутки. Новейшие автоматизированные линии позволяют производить разделку и заморозку трески. Производство филе и консервов идет при минимальном участии человека. Мониторинг производственных процессов осуществляется в режиме онлайн из Мурманска, из офиса компании-владельца. Аммиачная рефрижераторная установка позволяет производить заморозку и хранение продукции в трюме объемом 12000 м3. Морозильный трюм рассчитан на 900 тонн рыбы плюс дополнительный консервный трюм — на 200 тыс банок консервированной продукции.
Траулер "Таурус" / Российский морской регистр судоходства |
Секции корпуса судна в процессе постройки были обработаны окислами цинка при высокой температуре в специально построенном цехе, что позволяет защитить корпус от коррозии на длительный срок. Для рыбопромысловых компаний последний факт имеет довольно большое значение.
По расчетам представителей судовладельца, срок окупаемости данного судна составит 5-6 лет.
Интересная роль в проекте строительства была у Регистра судоходства. Помимо традиционного освидетельствования и технического наблюдения за ходом постройки судна, РС еще до подписания контракта с верфью и судовладельцем провел довольно большой объем предконтрактной работы - технические консультации, разъяснения требований Правил РС и т.п. Затем Регистром была одобрена техническая документация на постройку судна и проведено техническое наблюдение за постройкой судна на верфи.
Помимо Регистра в ходе строительства участвовало еще одно классификационное общество-член МАКО, с которым судоверфь заключила отдельный договор. Судно построено на совместный класс РС: КМ(*) Ice3 AUT1 REF fishing vessel. Освидетельствование судна в постройке и техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий для судна осуществлялось двумя обществами в рамках концепции совместной классификации.
Как заявляют в РС, специалисты в области рыболовного флота с большим интересом следили за реализацией этого проекта. По оценке капитанов, тралмейстеров, технологов, принимающих участие в наблюдении за постройкой, можно без преувеличения констатировать - подобного рыбопромыслового судна под флагом России еще не было.
Как отмечают в самой компании «Таурус»: «Отзывы от эксплуатации судна у всех только положительные. На плановые показатели, правда, еще не вышли, но работа идет стабильная. И что особенно радует - команда практически не сталкивается с «детскими болезнями», которые неизбежно возникают на головном судне».
Траулер "Мирах" / "Российский морской регистр судоходства", ГУ |
Сейчас на судоверфи Uljanik идет достройка второго траулера - «Мирах» уже для компании ЗАО «Мурмансельдь 2». В проект второго судна внесены значительные изменения, связанные с требованиями Заказчика, касаются они прежде всего специального оборудования. Сдача судна в эксплуатацию запланирована на август 2014 года.
Редакция выражает благодарность за сотрудничество и предоставление материалов для статьи автор выражает эксперту отдела судостроения РС — Василию Николаевичу Верстакову.