"Корабел.ру", конечно, не мог оставить без внимания такой представительный форум. Мы познакомились с теми, кто до сих пор по разным причинам оказывался вне нашего поля зрения и пообщались с теми, кто уже давно числится среди наших старых добрых знакомцев. Поспрашивали о пользе выставки, о продукции, о состоянии дел на сегодня.
В первый день, помимо пленарного заседания и пары конференций, прошло и несколько событий. Во-первых, состоялась торжественная церемония вручения Ассоциации добытчиков минтая сертификата Морского попечительского совета (Marine Stewardship Council, MSC) для тралового промысла минтая в Охотском море. Во-вторых, ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" и ООО "ГК Технологии трейдинга" подписали документ о разработке и развитии модуля проведения торгов и сбыта производимой продукции на судах рыбопромыслового флота через портал ОСМ.
Ну и, конечно, день был наполнен знакомствами, хождением участников в гости друг к другу на стенды, устными договоренностями о сотрудничестве. Часть из них определенно выльется впоследствии в твердые контракты.
Ниже мы приводим несколько мини-интервью, которые нам удалось взять у участников форума в этот дебютный день.
Сергей Ермолаев, директор по управлению категориями ООО "Лента"
— Кто поставляет вам рыбную и морскую продукцию?
— Если у самих рыбаков есть логистика, то мы, конечно, стараемся работать с ними напрямую. Это обеспечивает лучшее качество и более низкую цену. Но в большинстве случаев, конечно, приходится иметь дело с дистрибьюторами. Сейчас, к сожалению, рыбаки чаще всего не имеют собственной логистической инфраструктуры. Отрасль очень специализирована. Есть люди, которые ловят рыбу или ее разводят. Есть сети, которые продают. И есть звено дистрибьюторов, которые покупают большой объем у рыбака на берегу, аккумулируют улов у себя, а потом развозят свежую рыбу по нашим магазинам.
Но подчеркну, что в приоритете именно работа напрямую. Поэтому везде, где можно, мы выходим на рыбаков и продаем в ближайших к ним магазинах локальную рыбу. Особенно это, конечно, относится к речным и озерным видам.
— Есть рыбодобывающие фирмы, с которыми заключены долгосрочные контракты?
— У нас все контракты долгосрочны, это позволяет нам обеспечить высокое качество продукции и отвечает нашей стратегии по установлению долгосрочных отношений с поставщиками. Разовая закупка всегда опасна тем, что приобретаешь кота в мешке. Продукция может показаться дешевой, но потребителю в итоге не понравится.
— А в контрактах прописаны объемы рыбы?
— Объемы определяются в ходе торгов. Обычно всю рыбу больших объемов закупаем через торги, оговариваем объем и период, в течение которого мы этот объем берем.
— Если мелкий рыбак, который только пришел на рынок, еще не знает, куда податься, придет в "Ленту", что ему скажут?
— Мы расскажем ему, как все организовано. У нас есть отдел качества, который очень тщательно проверяет возможности поставщика. И если у этого рыбака есть вся документация, вся логистика, если он может возить напрямую в торговый комплекс, если у него есть объем, который позволяет нам сделать хотя бы минимальный заказ, то будем работать, без проблем!
— Какие наценки получает рыба на пути от рыбака к покупателю?
— Сложно сказать, потому что полочная цена у нас всегда конкурентна. Когда мы покупаем рыбу, мы не ставим какую-то определенную наценку, она может быть и нулевой. Полочную цену диктует рынок.
И закупочную цену обычно тоже диктует рынок, потому что вся рыба, особенно морская, привязана к экспортным ценам. И если на рынке она стоит три доллара, то и внутри России она будет стоить те же самые три доллара, только в рублях. Поэтому на свежую, не переработанную рыбу доходность очень низкая. С учетом списания она будет минимальной. Но мы все равно занимаемся рыбой, потому что это товар, который приводит поток покупателей в сеть, как овощи или мясо.
— С иностранными партнерами работаете?
— Да. С прошлого года мы начали сами импортировать рыбу и креветок. Работаем с Турцией, с Чили, Китаем, скоро у нас появятся креветки из Никарагуа. Планируем немного рыбы доставлять с Фарерских островов. Это у нас развивающееся направление. Раньше эту продукцию нам возили дистрибьюторы. Но как только у нас появилась возможность выйти напрямую, мы начали работать с рыбодобывающими компаниями сами. Как я уже вам говорил, это наш приоритет.
________________
Андрей Колайда, рыбовод ООО "Биосфера-Фиш"
— Расскажите, как в Татарстане дела с аквакультурой обстоят?
— В Татарстане аквакультура достаточно молода в сравнении с индустриальным производством. Несмотря на огромный фонд водных площадей в республике, а может быть, именно благодаря ему, долгое время не возникало потребности в интенсивном рыбном производстве. Мы еще совсем молодое предприятие, у нас даже не было официального открытия. Занимаемся узкопрофильной, но высокоценной рыбой, стерлядью, для восстановления ее популяции в Куйбышевском водохранилище. Планируется в будущем товарное производство как рыбьего мяса, так и икры.
— Где вы закупаете корма?
— Предприятий в республике, которые производят специализированные корма, нет. Да и в России их очень мало. Поэтому в данный момент приобретаем корма иностранного производства. Либо Дания, либо Германия, либо Норвегия — основные поставщики. Еще бывают голландские корма. У нас в России сейчас появляются производители, но нет пока достаточной уверенности в их качестве, чтобы рисковать — рыба ценная, цена ошибки может быть очень высока!
— На опыт других регионов смотрите? Ленинградская область, Астрахань?
— Вы знаете, ни в Астрахань, ни в Ленинградскую область не ездили пока, хотя это наиболее развитиые регионы в плане аквакультуры. Но весь персонал, все рыбоводы проходили стажировку на двух предприятих Самарской области, которые конкретно работают со стерлядью. Успели посмотреть основные рабочие моменты. Краткий учебный курс был очень эффективным, но, конечно, будем рады стажироваться и дальше.
______________
Сергей Скляр, вице-президент компании "Антей"
— С чем вы приехали на форум?
— Во-первых, мы приехали с проектом по переработке иваси, который реализуем на своем заводе в Москве. Во-вторых, представляем наш традиционный промысел — добычу крабов. В-третьих, новый инвестиционный проект группы компаний "Антей" в рамках свободного порта Владивосток — это разведение морекультуры. Вы можете видеть, что здесь, в бассейне представлены гребешок, трепанг, мидии.
И, конечно, отдельно нужно сказать о том, что на этом форуме присутствует наш партнер - завод "Пелла", на котором мы строим первый в истории России краболов, никогда таких специализированных судов у нас не строилось. Это будет первый опыт. Судно в настоящий момент формируется на стапеле. В октябре или ноябре этого года мы планиурем спустить его на воду и достраивать на воде. Летом 2019 года это судно должно быть сдано нам в эксплуатацию. И далше оно успешно будет на Дальневосточном бассейне возить краба в живом виде на рынки Азии.
— С кем-то успели пообщаться, договориться о каких-то контрактах, сотрудничестве?
— Да, мы общались с представителями Аргентины. И в рамках межправительственного соглашения, которое планируется к подписанию в конце ноября — начале декабря в рамках G20. Наверное, в следующем году будем активно участвовать совместно с аргентинской стороной в научных исследованиях в южной части Атлантического океана.
Поговорили с компанией "Гидрострой" о возможном совместном участии в проекте по переработке иваси на нашем заводе, про который я уже упоминал. Встречались с различными поставщиками оборудования, потому что и дальше планируем строить пароходы, обновлять флот.
— От прошлогоднего форума заметили какие-то отличия?
— Конечно, отличия есть, причем разительные. Форум стал представительнее. Площадка стала больше, интереснее. Надеемся, что в будущем она будет только расширяться, и представителей смежных отраслей, рыбоперерабатывающего комплекса станет только больше. В целом, форум для нас получился очень продуктивным.
___________________
Дмитрий Карпенко, коммерческий директор компании "Гидрострой" (московское представительство)
— Пару слов о компании — чем занимаетесь, в каком регионе?
— Наша компания занимается добычей и переработкой рыбы. Также у нас есть такие направления, как воспроизводство лососевых и строительство. Строим дороги, мосты, жилые дома и прочие объекты на Курильских островах. Если говорить именно о рыбном промысле, то ведем его широко — объемы добычи достигают 250 тысяч тонн рыбы.
Таких показателей нам помогает добиться приличный флот, состоящий из шести БАТМов, трех БМРТ, пяти траулеров типа "Стеркодер", одного супертраулера типа "Моонзунд" и еще нескольких десятков более мелких судов. Обслуживается и ремонтируется этот флот у нас в Южной Корее и в Китае.
— В России дороже ремонтироваться или качество не устраивает?
— А в России на Дальнем Востоке есть какие-то нормальные судоремонты? У нас была одна маленькая проблемка, мы ловили рыбу возле Камчатки и поставили пароход на Камчатский завод. Он у нас стоял с этой мелкой проблемой два месяца. Это неприемлемо!
— Флот модернизирован?
— Да, мы вкладываем очень много средств в модернизацию флота. Понимаем, что это важно, поскольку влияет и на качество продукции, и на ее объемы. Когда переделываешь фабрику, один и тот же пароход вместо ста тонн в сутки делает двести. А из этого складывается экономика. У нас в отрасли очень жесткая конкуренция, и без модернизации судов, легко ее проиграть. Оборудование закупаем в основном в Германии, но есть и американское, и норвежское. Следим за всеми тенденциями и ставим только самое лучшее.
— Продукцию, которую добываете, в каком виде реализуете?
— Реализуем безголовую рыбу, делаем филе. Все это идет как на внутренний рынок, так и на внешний. В основном, конечно, на внешний, потому что объемы большие, Россия столько съесть не сможет. Поставляем в Китай, Японию, Корею. Через Китай продукция расходится по всему миру.
— С какой миссией приехали на выставку?
— Мы сейчас на Шикотане построили новый завод, который перерабатывает тысячу тонн рыбы в сутки, рекламируем его. Также привезли нашу продукцию — рыбу мороженную, филе, икру, рыбные консервы.
— Расскажите про завод на Шикотане. Что это, под какие задачи построено?
— Завод этот мы строили по инвестквотам. Для региона он будет иметь огромное значение еще и потому, что обеспечивает 200 новых рабочих мест. Рассчитан на иваси, скумбрию. Сейчас начинается новый виток, ее придет очень много, и мы уже готовимся. Кстати, под это купили два новых судна, которые будут вести добычу "близнецовым" ловом. Кроме того, завод рассчитан на переработку трески, минтая.
Вместе с заводом мы строим всю сопутствующую инфраструктуру, ставим гостиницу. На остров приедут новые специалисты — под них тоже будет построено жилье.
Строительство начали год назад, а в ноябре этого года предприятие уже будет запущено. Завод был построен за счет наших средств, мы потратили на него 90 млн долларов.
— Как впечатления от выставки?
— Мы получили от нее больше, чем ожидали, поэтому считаем, что она очень продуктивная. Правильно сделали, что приняли в ней участие. В прошлом году тоже приезжали, но в этот раз результат нас больше устроил. Организаторы сделали лучше условия, больше пришло покупателей, делегатов, мы заключили новые контракты.
Продолжение следует
Материалы по теме:
Мировой океан заждался наших рыбаков (о сырьевой базе Мирового океана)
Расти, рыбка, большая и маленькая (об аквакультуре на Северо-Западе)
Про цену рыбы, маломерный флот, аквакультуру и курсантов (интервью с главой Северо-Западного территориального управления Росрыболовства?)
Крабы грозят дефолтами и цунами (о распределении квот на вылов краба)
Квоты судотворящие (о строительстве рыболовных судов в России в рамках ивестквот)