Основной выпускаемой продукцией завода "Русские краски" являются ЛКМ индустриального назначения для окраски самолетов, судов, железнодорожного подвижного состава, сельхозмашин. Также в ассортименте есть строительные декоративные материалы, продукты для авторемонта и порошковые краски. Компания активно работает как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В год выпускается 35 тысяч тонн продукции, годовой оборот составляет 7 миллиардов рублей. "Русские краски" входят в тройку самых крупных лакокрасочных предприятий России, на сегодняшний день это единственный из российских лакокрасочных заводов, который входит в топ-100 крупнейших игроков на мировом рынке покрытий по версии журнала Coatings World. |
- Валерий Николаевич, мы с вами беседовали год назад, когда "Русские краски" только вступили на путь освоения судовых покрытий. В связи с этим вопрос — чего удалось достичь за это время?
- Мы смогли сформировать портфель продуктов, которые уже можем предлагать рынку, и сертифицировать его в Морском регистре. Начаты процедуры сертификации по требованиям Речного регистра и одобрения по требованиям ВМФ. Уже сформированный перечень к поставке позволяет охватить все зоны окраски конструкций корпуса,, трюмов, балластных и других цистерн, внутренних помещений, решать проблемы межоперационной защиты при раскрое металла на верфях, выравнивать поверхности надводного борта и надстройки.
- А какой продукт вы хотели бы создать в конечном итоге и для чего он будет предназначен? Целитесь на определенный сегмент или покрытия, по-вашему, должны быть полифункциональными?
- Универсальной краски для любой поверхности не существует. А это значит, что необходимо иметь в товарном портфеле несколько марок ЛКМ, которые позволяли бы наносить различные системы покрытий для разных типов поверхностей. Но примеры широкого диапазона использования одной марки краски у нас все же есть. Грунт-эмаль PK-Marine 2202, в частности, может использоваться при окраске подводного борта и зоны переменной ватерлинии, надводного борта, палубы и надстройки, балластных цистерн, цистерн нефтеостатков, сточных, хозбытовых и нефтесодержащих вод. Кроме защиты от коррозии, судовые покрытия "Русских красок" защищают от биообрастания, помогают снизить объем истирания корпуса от воздействия льда, а шпатлевка помогает выравниванию поверхностей надводного борта и надстройки.
Если говорить о сфере применения, то, конечно, в дальнейшем мы заинтересованы в расширении использования наших материалов по большой части в новострое. Это более сложный процесс; необходимо учитывать, что у любой судовой краски для нового строительства путь к потребителю длиннее, чем при эксплуатации и судоремонте. Ведь она должна сначала появиться в проектной документации на судно, а ее производитель – в мейкерс-листе верфи.
- С какими предприятями и на каких проектах уже удалось поработать за два года присутствия на рынке?
- Мы начали с предприятий нашего региона: Ярославский речной порт, судостроительный завод "Вымпел" в Ярославской области и судоремонтный завод в Костроме. Есть предприятия, где идет стадия опытной окраски. Появился первый опыт сотрудничества с предприятиями Приморского края - ССК "Звезда" в Большом Камне и ЦС "Дальзавод" во Владивостоке.
Прежде чем выйти на рынок, любой продукт нужно сертифицировать. К началу 2020 года мы выходим на полный комплект свидетельств о типовом одобрении от Российского морского регистра, сертификатов Российского речного регистра и заключений о соответствии требованиям Военно-морского флота на большой ассортимент материалов. Это позволит нам поставлять ЛКМ на объекты любого уровня сложности и для всех основных зон окраски корпуса, трюмов, цистерн, помещений.
- К слову, как сейчас проходит процесс сертификации судовых покрытий? Какие проводятся испытания?
- Испытания новых продуктов могут проходить в двух вариантах, которые дополняют друг друга. Сначала проводятся различные испытания в аккредитованных лабораториях, отраслевых институтах, а иногда – непосредственно на территории АО "Русские краски", но под наблюдением инспекторов Регистра. Затем на отдельных судостроительных или судоремонтных предприятиях проводятся пробные выкрасы – технологические испытания. Только нанеся краску непосредственно на судовую конструкцию, можно в действительности познакомить с ней потребителя и продемонстрировать ее сильные стороны – например, толщину наносимого слоя, его сплошность, возможность варьировать при нанесении сопла разного размера, измерить адгезию и другие параметры, указанные в ТУ или в сертификате на краску. География наших технологических испытаний в 2019 году была широкой: от Волги до Дальнего Востока.
- Что сейчас происходит на рынке морских покрытий? Выделяете какие-то очевидные тенденции?
- Лакокрасочными материалами для окраски судов наша компания занимается относительно недавно, наиболее активно - последние два года. Рынок судовых ЛКМ оцениваем вполне позитивно. Сейчас развитие судостроения является одним из приоритетных направлений государственной политики, программы достаточно длительные. Выпуск по госзаказу крупнотоннажных судов становится превалирующим. Традиционно на этих рынках наиболее сильны глобальные компании. Но мы уверены, что "Русские краски" составят им достойную конкуренцию, тем более, что во многих нишах индустриальных покрытий мы находимся в списке ведущих игроков.
- А в целом, для ЛКМ сейчас так же актуальна тема импортозамещения, как и в других производствах? Отечественные покрытия конкурентоспособны в этом плане?
- Конечно. Но, к сожалению, в сознании людей до сих пор жив стереотип, что все импортное более качественное. Сегодня многие российские производители выпускают конкурентоспособную продукцию и даже превосходят зарубежные аналоги. Следует учитывать и то, что наши предприятия зачастую работают именно с иностранными
поставщиками сырья, а значит продукты, которые мы создаем, по качеству сопоставимы с теми, что выпускают иностранные компании.
А конкуренция с иностранцами - это реалии любого рынка. Даже в Европе есть крупные и мелкие производства, и они неплохо уживаются. За глобалистами мы внимательно наблюдаем, у них есть чему поучиться. Но, как говорится, волков бояться - в лес не ходить. Мы идем, и добиваемся результатов. Например, сегодня на отечественном рынке доля иностранных производителей доходит до 90%. Тем не менее, каждый четвертый автомобиль в России покрашен нашими материалами. И кто знает, может, в ближайшей перспективе каждое четвертое судно, катер или корабль будут окрашены продуктами "Русских красок".
- За счет чего можете выделяться среди конкурентов? Есть какие-либо технологические преимущества производства и эксплуатации материалов от производителя "Русские краски"?
- Все наши материалы - это результат собственных разработок. В отличие от многих конкурентов, мы изготавливаем не только сам материал, но и связующее для его производства. Это дает возможность дополнительно влиять на качество продукта и его стоимость. Среди преимуществ "Русских красок" можно отметить большие производственные мощности, широкий ассортимент и гибкость выполнения заказов.
Последние несколько лет мы делаем ставку на мелкосерийное производство, чтобы оперативно реагировать даже на небольшие заказы объемом от 50 килограммов. Кроме этого, "Русские краски" - одно из немногих предприятий, у которого есть собственный учебный центр. Там наши специалисты учат потребителей навыкам применения ЛКМ.
Кроме того, если возвращаться к теме глобальных тенденций на рынке, то стоит упомянуть экологичность. Лакокрасочное производство - это сложное химическое производство, где, безусловно, важен этот фактор. И для "Русских красок" — это один из приоритетов деятельности. Наша задача - сделать так, чтобы в производстве был минимум отходов, которые загрязняют окружающую среду. И здесь нам есть чем гордиться. За последние 10 лет мы снизили уровень отходов в двв раза. Постоянно модернизируем технологии производства, многим отходам находим вторичное применение, активно применяем регенерацию растворителей и сжигание химических газов.
И сами выпускаемые продукты отвечают современным требованиям рынка. Мы производим как традиционные продукты на основе органических растворителей, так и водные. Можем предложить высоковязкие с высоким сухим остатком, которые не только решают вопрос экологической безопасности, но и существенно снижают время окраски и сушки. Если клиенту нужен более экологичный продукт, то у нас есть линейки с пониженным содержанием растворителей и пигментов, которые не содержат свинец.
- А как обстоят дела с сырьем? Какие материалы распространены на рынке?
- Большая часть сырья в наших материалах - примерно 60%, это отечественное сырье. Но есть, конечно, и импортное: из Европы, Азии. Выбирая компоненты, учитываем прежде всего возможность получить сырье с качественными показателями, а также экономические параметры. Очень много сырьевых компонентов в России не производится.
Это относится, в частности, к высококачественным пигментам, функциональным добавкам, эпоксидным смолам. Многое из этого мы и в советское время покупали за границей. Кроме того, некоторые сырьевые компоненты, которые выпускались в СССР, теперь не производятся, и мы также вынуждены покупать их за рубежом. Отечественным нефтехимикам невыгодно производить сырье в небольших объемах, да еще и необходимого для нас, лакокрасочников, качества. Гораздо выгоднее поставлять их тысячами тонн за рубеж. Эту ситуацию необходимо менять.
- Какие итоги прошедшего года можете выделить? И какие в связи с этим есть планы и цели на 2020-й?
- АО "Русские краски" начинало 2019 год получением сертификата Морского регистра на покрытия для грузовых нефтяных танков на танкерах для перевозки сырой нефти - первого для российских разработчиков судовых ЛКМ. Весной 2019 года по результатам совместной программы с Ярославским речным портом успешно прошла апробацию линейка ремонтных покрытий. В мае свидетельство о типовом одобрении получило покрытие для балластных цистерн. В октябре предприятие по результатам аудита одобрено в качестве поставщика АО "Объединенная судостроительная корпорация". В конце года по требованиям новых правил Морского регистра испытано разработанное ледостойкое покрытие для зоны переменной ватерлинии.
- Спустя недолгое, но весьма результативное время работы с рынком морской промышленности, можете сопоставить ваши ожидания и реальность?
- Это такой же конкурентный рынок, как рынок индустриальных покрытий. Но более двух десятилетий этот рынок контролировался иностранными разработчиками. Сегодня наиболее крупные из них стремятся позиционировать себя уже как российские производители - открыты производства, получена разрешительная документация и т.д. Российским разработчикам на этом рынке еще предстоит немало побороться за возвращение утраченных в начале 90-х гг. позиций.
Материалы по теме:
Краски для любого порта и верфи - первое интервью с генеральным директором компании "Русские краски" о выходе на морской сегмент
Макияж для кораблей - беседа корреспондентов портала с компанией "Антикоррозионные защитные покрытия" о бренде "АКРУС"
Тернистый путь производителя лакокрасочных материалов - опыт лакокрасочного завода "ЭМЛАК"