Концерн "Русэлпром" на мероприятии представлял заместитель генерального директора по корпоративным отношениям ООО "Русэлпром", профессор РАНХиГС при президенте РФ Святослав Масютин. Он участвовал в пленарной дискуссии "Лидеры российской экономики в "новой реальности". По данным RAEX, суммарная выручка крупнейших компаний страны упала практически на треть, вернувшись до уровня 2007 года. В связи с этим президент рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков сформулировал основные вопросы: как перейти к траектории роста, в чем состоит альтернатива сырьевой экономике и можно ли смягчить денежно-кредитную политику, чтобы бизнес инвестировал в свое развитие. Также он отметил, что есть несколько отраслей, которые все-таки показывают рост сегодня: агропромышленный комплекс, банки, продовольственный ритейл и ВПК.
Участники дискуссии обсудили, как привлечь инвестиции в бизнес, и какие формы господдержки способны катализировать рост экономики в кризисный период. Геннадий Жужлев, член правления, руководитель корпоративного подразделения банка ФК «Открытие», рассказал, что есть спрос на инвестиции, но текущие процентные ставки не дают бизнесу возможности реализовать большое количество проектов. Жужлев обратил внимание на фактор, который помогает расти АПК: "Одна из характеристик этой отрасли – то, что она в течение уже почти 10 лет пользуется эффективными мерами государственной поддержки в виде субсидирования процентных ставок. Причем это реально работающий механизм, который позволяет иметь итоговую ставку финансирования инвестиционных проектов в сельском хозяйстве от нуля до нескольких процентов годовых".
Евгений Ляшенко, генеральный директор ГК "ЭФКО", предложил регулирование экспорта установкой пошлин. В агропромышленном комплексе это поможет сократить продажу сырья за рубеж и создавать дополнительную добавочную стоимость товарам внутри страны. Поддержал тему Святослав Масютин, сообщив, что концерн "Русэлпром" совместно с ассоциацией Интерэлектромаш старается донести мысль о том, что «нужно создать спрос на отечественную продукцию и ввести ограничения тарифные и нетарифные на ввоз иностранного продукта». Масютин привел статистику: «Министерство экономического развития РФ подвело итоги социально-экономического развития страны в прошедшем году, в соответствии с которыми индекс производства электрических машин и электрооборудования в 2015 году по отношению к уровню 2014 года составил всего 88,1%. Таким образом, отрасль сократилась на 11,9%. За 6 месяцев 2016 года, по данным Росстата, производство электрических машин и электрооборудования продолжило падение и к уровню 2015 года составило 97,1%. При этом ввоз в страну азиатской продукции вырос с 2,5 до 3,7 млрд рублей т.е. в 1,5 раза (6 мес. 2016 г. к аналогичному периоду 2015 г.). Говоря о таможенных пошлинах, мы имеем ввиду их паритетный уровень с основной страной-импортером КНР. Так, если россияне захотят экспортировать электродвигатели в народную республику, пошлина составит минимум 12,5%».
Святослав Масютин также привел пример импортозамещения "наоборот": "Концерн "Русэлпром" с 2011 года сотрудничает с российским заводом-изготовителем в части комплектования вагонов метро 760/761 серии для ФГУП "Московский метрополитен" тяговыми двигателями ТАДВМ280-4у2. За это время специалистами накоплен большой опыт эксплуатации наших изделий, имеются положительные отзывы от службы подвижного состава московского метрополитена о надежности нашей техники. В настоящее время в эксплуатации находится 674 двигателя. В 2014 году ФБУ "РС ФЖТ" была проведена сертификация двигателя ТАДВМ280-4У2 по системе добровольной сертификации на железнодорожном транспорте. К сожалению, по непонятным причинам, завод-изготовитель вагонов метро с 2015 года начал устанавливать двигатели иностранного производства. Что, на наш взгляд, расходится с политикой правительства РФ в области импортозамещения".
Масютин сообщил, что "Русэлпром" ожидает реализации постановления правительства, по которому экспортерам будут даны привилегии: компенсации затрат на доставку железнодорожным транспортом, участие в выставках, еще ряд преференций, которые уже реализуются в других странах.
|
Рейтинг "RAEX-600" / "Русэлпром" |
Отвечая на вопрос модератора, Святослав Масютин рассказал о поставке уникальных в своем роде электрических машин, которые были разработаны "Русэлпромом" для крупнейшего атомного ледокола "Арктика". Но отметил: "Пока приходится сталкиваться с непониманием отечественных возможностей. К примеру, еще в 2008 году на международной выставке в Москве Автобус ЛИАЗ с гибридным приводом концерна "Русэлпром" был признан "Лучшим автобусом России" и награжден памятным дипломом и медалью, но решение о его серийном выпуске до сих пор не было принято. Причины, на мой взгляд, сравнительно недорогое топливо в стране и отсутствие интереса к сохранению экологии. Ведь, кроме существенного снижения расхода топлива (от 20 до 40%) значительно снижается выброс СО2 и сопутствующих газов".
Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, рассказал об удачном опыте борьбы за частный капитал благодаря изменению законодательства и реальным гарантиям для инвесторов. Он добавил, что жилищно-коммунальное хозяйство имеет потенциал роста независимо от внешней конъюнктуры.
В ходе дискуссии прозвучало много мнений, Дмитрий Гришанков резюмировал: нужны инструменты, которые минимизируют риски банков в финансировании проектов. Институты развития, такие как ФРП, институт Корпорация МСП могли бы обеспечить гарантии, что, в свою очередь, могло бы обеспечить рост отечественной экономики.