Дальневосточным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации установлены все обстоятельства затопления в Охотском море в декабре 2011 года самоподъемной плавучей буровой установки "Кольская", и собраны достаточные доказательства для привлечения к уголовной ответственности 2 высокопоставленных руководителей открытого акционерного общества "Арктикморнефтегазразведка" - судовладельцам "Кольской", сообщает пресс-служба СК РФ.
По версии следствия, к аварии буровой установки и гибели 53 человек привели бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей со стороны исполняющего обязанности главного инженера "Арктикморнефтегазразведка" Леонида Бордзиловского и исполняющего обязанности заместителя генерального директора общества Бориса Лихвана. Сегодня Бордзиловскому предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц). Ранее обвинение в совершении указанного преступления было предъявлено Лихвану.
По данным следствия, в ходе перегона "Кольской" от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, началось поступление воды в балластные танки, что привело к образованию дифферента (крена) "Кольской". Бордзиловский и Лихван, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли организационных мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе "Кольской" в режим дрейфования.
Бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 мс, и волн высотой 4-5 метра произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление.
Бордзиловский и Лихван понимали, что жизнь 67 человек, находящихся на терпящей бедствие платформе, подвергается смертельной опасности. Однако они не приняли всех возможных мер по организации и проведению спасательной операции. Более того, Бордзиловский, зная, что на "Кольскую" поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS.
Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как Бордзиловскому и Лихвану стало известно о развитии критичной ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло не так уж и мало времени – более 5 часов. Несомненно, прояви обвиняемые должную ответственность и заботу о судьбе людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту "Кольской".
Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту "Кольской" находилось необоснованно большое число людей. 28 человек - вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.
В ходе спасательной операции спасены 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". Из воды извлечены тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны 36 человек.
Для установления причинно-следственной связи между противоправными деяниями обвиняемых и произошедшей трагедией следствием проделан большой объем работы. В рамках расследования уголовного дела проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата "Triton" на глубине более километра. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов.
В ближайшее время потерпевшим, обвиняемым и их защитникам будет объявлено об окончании следственных действий. Участники уголовного судопроизводства приступят к ознакомлению с материалами уголовного дела.
По данным следствия, в ходе перегона "Кольской" от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, началось поступление воды в балластные танки, что привело к образованию дифферента (крена) "Кольской". Бордзиловский и Лихван, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли организационных мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе "Кольской" в режим дрейфования.
Бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 мс, и волн высотой 4-5 метра произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление.
Бордзиловский и Лихван понимали, что жизнь 67 человек, находящихся на терпящей бедствие платформе, подвергается смертельной опасности. Однако они не приняли всех возможных мер по организации и проведению спасательной операции. Более того, Бордзиловский, зная, что на "Кольскую" поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS.
Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как Бордзиловскому и Лихвану стало известно о развитии критичной ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло не так уж и мало времени – более 5 часов. Несомненно, прояви обвиняемые должную ответственность и заботу о судьбе людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту "Кольской".
Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту "Кольской" находилось необоснованно большое число людей. 28 человек - вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.
В ходе спасательной операции спасены 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". Из воды извлечены тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны 36 человек.
Для установления причинно-следственной связи между противоправными деяниями обвиняемых и произошедшей трагедией следствием проделан большой объем работы. В рамках расследования уголовного дела проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата "Triton" на глубине более километра. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов.
В ближайшее время потерпевшим, обвиняемым и их защитникам будет объявлено об окончании следственных действий. Участники уголовного судопроизводства приступят к ознакомлению с материалами уголовного дела.